Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выполнила студентка

6 курс группа ЗШ

________ Лаврентьевой

Людмилы Васильевны

научный руководитель

преподаватель технологии

__________ Сапрыкина

Людмила Геннадьевна

Астрахань, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О ТВОРЧЕСКОМ ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО РОЛЬ

В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ………………………………………..8

1.1 Общее понятие о творческом воображении........................................................8

1.2 Приемы процесса творческого воображения............................................…......8

1.3 Особенности творческого воображения детей младшего школьного

возраста……………………………………………………………………………...10

1.4 Связь между развитием творческого воображения и другими познавательными процессами……………………………………………………..12

1.5 Развитие творческого воображения у младших школьникoв на уроках изобразительного искусства……………………………………………………….15

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………...21

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………………21

2.2 Кoнстатирующий этап: выявления урoвня развития творческого воображения младших школьников…………………............................................22

2.3 Фoрмирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………………..28

2.4 Контрoльный этап: выявление уровня развития твoрческого вooбражения младших шкoльников на кoнтрольном этапе……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

В сoвременном oбществе все бoлее актуальнo встает вoпрос о вoспитании творческoй личности, oбладающей спoсобностью эффективно и нестандартно мыслить. Для тoгo чтoбы выжить в ситуации пocтoянных изменений, чтoбы адекватнo на них реагирoвать, челoвек дoлжен активизирoвать cвoй твoрческий потенциал, основой кoторого является твoрческое вooбражение. Aльберт Эйнштейн говoрил: «Вooбражение важнее, чем знания. Знания oграничены, тогда как вooбражение охватывает целый мир, стимулируя прoгресс, порoждая эвoлюцию».

Челoвек не может сделать ничегo серьезнoго без воображения. Ведь если он не вообразит, что именно ему делать — как oн это сделает? Еcли oн не вообразит последствия cвoих действий — как он выберет лучшее? Еcли oн не вooбразит далекую цель — как oн пoйдет к ней? Челoвек попрocту не мoжет действoвать без вooбражения. Даже чтобы пойти налить cебе чай, надo вначале предcтавить, как ты его наливаешь и пьешь. Любoе дейcтвие сoвершается ради вooбражаемого результата, ради тoго, чего еще нет. Любoе действие имеет пусть маленькую, пусть бoльшую, но цель, а любая цель еcть результат вooбражения.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня творческого воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление творческого воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности, с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их творческое воображение оказывалось на более высоком уровне развития. [1, с. 32-38].

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить. Того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, Константиин Дмитриевич Ушиинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Льва Семеновича Выготского, Василия Васильевича Давыдова,Емельяна Игнатьевича Игнатьева , Данила Борисовича Эльконина, Вадима Андреевича Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников

Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на уроках изобразительного искусства

Целью дипломной работы является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию творческого воображения

Задачами дипломной работы является:

· проанализировать сущность понятия "творческое воображение" младших школьников;

· охарактеризовать виды творческого воображения;

· определить особенности творчекского воображения;

· отобрать методики диагностики творческого воображения, соответствующие возрасту младших школьников;

· проверить уровень развития творческого воображения младших школьников;

· выявить приёмы и методы работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию творческого воображения;

· разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО;

· определить влияние уроков ИЗО на развитие творческого воображения учащихся.

Гипотеза-развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО.

Методы исследования:

· теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);

· систематизация теоретического материала и практический метод (методик на выявление уровня развития творческого воображения);

· изучение продуктов деятельности школьников.

Для реализации теоретической части дипломной работы была изучена методическая, психолого-педагогическая специальная литература по технике развития творческих способностей младших школьников. Основу для изучения литературы составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений.

В психологической литературе современности в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой воображения. Наиболее значимые источники информации: Александр Иванович Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец и др.

Особую ценность для написания данной работы представляет книга "Основные современные концепции творчества и одаренности" (2007), в которой представлены современные концепции творчества, демонстрирующие очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявление его механизмов.

В экспериментальной части дипломной работы показаны результаты экспериментального исследования особенностей развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительной деятельности, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие творческого воображения школьников.

В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы.

Список литературы содержит боле 25 источников.

В «Приложении» представлены : список учащихся 4 класса ; Творческие игры, упражнения, задачи для формирования воображения ; технологические карты уроков по Изобразительному искусству .

Вывод

На основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

По итогам проведенного исследования по развитию творческого воображения способом рисования активизирует познавательный интерес, формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования и эффективному развитию воображения и восприятия.

Исследования подтвердили, что воображение может развиваться не только благодаря индивидуальным способностям ребёнка, а при большой направленной работе учителя на уроках изобразительного искустсва.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение - универсальная способность человека представлять что-то новое, перерабатывать старую информацию, представлять свое будущее, места, в которых никогда не был и многое другое.

У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно является неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка. Такими условиями являются:

-создание особой, творческой обстановки, определяющей развитие детей;

-предоставление возможности ребенку самостоятельно принимать решения при решении учебных задач, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей;

-предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, и в приёмах;

-доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка;

-комфортная психологическая и нацеленная обстановка;

-поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций;

-использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Педагог должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом, обучая школьника изобразительному искусству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества/Н.Ю. Венгер//Дошкольное воспитание. -2007. - №11. - стр. 32-38.

2. Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования. // Гуманизация образования.- М. –С., 2008, №1.

3. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С.44-51

4. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б. Ермолаева-Томина.

Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 1971. - №2. - С.41-46.

5 .Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2015. - 147 с.

6. .Коменский, Я.А. Материнская школа. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Я.А. Коменский; Отв.ред. А.И. Пискунов. - М.,2016.

7.Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С.Коршунов. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.

8..Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности. / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2009. - №4. С.98-108.

9..Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2010. - 208 с.

10.Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и память / У. Найссер. - М.: Прогресс, 2013. - С.141-165.

11.емов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2008. - С.260-271.

12.Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2007. - С.80-100.

13..Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.

14.Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М.Грановская. - СПб.: Речь, 2014. - 517 с.

15.Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2016 - 712 с

16.Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.

17.Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 240 с.

18. http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/70731/

19. https://multiurok.ru/roscrimea/files/diaghnostika-voobrazhieniia-mladshikh-shkol- nikov.html

21. http://festival.1september.ru/articles/526103/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список учащихся 4 класса.

Ажекенова Д. Д.
Анисимова Ю.В.
Апранич М.О.
Босова С.О.
Бондаренко А.Г.
Волкова М.А.
Гончарова А.А.
Изотова А.О.
Имагазыева Э.А.
Корчунов А.В.
Лаврентьева У.А.
Лебедев Н.А.
Маркелова Т.Н.
Нескреба Ю.О.
Разумова Р.Н.
Сарачева Е.С.
Семенова В.В.
Савальева Н.Р.
Турцева Е.А.
Усачев В.А.
Урашева Д.М.
Федорова А.А.
Шавалдыкова К.О.
Шаронова Е.Г.
Шебин Е.Е.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Удивительный квадрат»

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Описание. Каждый ученик получает конверт, в котором лежит вырезанный из картона квадрат-образец, а также такого же размера квадрат, разрезанный на несколько частей по произвольным линиям.

Задача: из деталей сложить квадрат, идентичный образцу. В случае затруднения учащимся рекомендуется накладывать детали на квадрат-образец. Игру можно продолжить, если ученики обменяются конвертами с заданиями.

Игра «Линейка-чудодейка»

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается при помощи некоторых элементов офицерской линейки (круга, овала, ромба, треугольника и др.) нарисовать и разукрасить фантазийный цветок. В течение нескольких секунд педагог демонстрирует образцы, затем убирает их.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Технолгическая карта урока Изобрательного искусства класс 4 на тему

" Волшебная клакса".

Цели урока:научить видеть живописность пятна и в непонятном разглядеть красоту! Не изображаем, а выражаем!

  • Образовательная:
  • сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы;
  • расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности;
  • научить использовать различные способы рисования монотипии.
  • Развивающая: развить творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы, что обязательно приведет к радости творчества и удовольствию от результата, образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
  • Воспитательная: воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к изобразительному искусству, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка.

Оборудование и материал:

  • для учителя: детские работы, музыка: «Времена года» Чайковский, два листа А4; методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»;
  • ХОД УРОКА
Этап урока Содержание Задача этапа, педагогические технологии, методы и приемы
1. Организационный момент Приветствие класса. Проверка готовности к уроку. Проверка осанки. Создание благоприятной обстановки, настроя на урок. Здоровье сберегательная технология.
2. Формулировка темы и целей урока .Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Эпиграф: Слайд «Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного! Представь, насколько жизнь была б бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных» Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии. Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией (кляксографией). Слайд Тема нашего урока, звучит так – «Волшебные кляксы» – живопись. Создание условий для ознакомления с новой темой. Сообщение темы урока.
3. Основной этап Вводная беседа Учитель:Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Процесс воображения свойственен только человеку. Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Вывод: На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения. Давайте вспомним: – Что такое хроматические цвета и ахроматическиецвета? развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства - student2.ru – Какие основныецвета вы знаете? – Какие составныецвета вы знаете? Посмотрите внимательно, получившиеся 6 цветов – это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? – Какие цвета называют теплыми, а какие холодными? Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где тёплые и где холодные цвета. Тёплыми считают красный, оранжевый, желтый, и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держаться вместе. Холодные – цвета луны, сумерек, зимы, мороза. Это синий, фиолетовый и их смеси. Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да. Учитель. Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ – (кляксография) Монотипия – это графическая техника. Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление. Монотипия относится к разновидности плоской печати. Ее можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, маслом). Оттиски монотипии в точности скопировать или повторить невозможно, – это единственное в своем роде произведение, о чем свидетельствует и само ее название monos – один, typos – отпечаток (греч.). Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Слайд Сегодня вы увидите работы современных художников Екатерины Шемяк. Слайд Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи Проблемно – поисковый метод обучения. Стимуляция самостоятельной деятельности учащихся. Исследовательский метод.
4. Физкультминутка   Здоровье сберегающая технология, снятие утомляемости.
5. Продолжение основного этапа урока. Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Учитель:А сейчас мы с вами поколдуеем 1. Сложенный лист попалам разверните. 2. Подумайте что изображенно на листе ? Напишите на втором листе что видите . И так ребята рассказываем ,что же вы увидели на ваших листках? Молодцы! Все справились! С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились? (Монотипией, кпяксографией) Какие материалы мы использовали для этого? (Краски, бумагу) Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства? (Своей непредсказуемостью) Разно уровневое обучение. Повышение уровня самооценки и мотивации обучения. Личностно ориентированный подход. Развитие творческих способностей и навыков.
6. Итог урока. Ребята! Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Эти слова подтверждение того, что вы настоящие художники. Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать сами и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов. Готовые изделия помещаются на выставочном стенде, обсуждается, что получилось особенно удачно. Оценка работ на уроке. Молодцы! Всем спасибо за урок. Развитие самоанализа, оценки собственной деятельности. Личностно ориентированная технология.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выполнила студентка

6 курс группа ЗШ

________ Лаврентьевой

Людмилы Васильевны

научный руководитель

преподаватель технологии

__________ Сапрыкина

Людмила Геннадьевна

Астрахань, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О ТВОРЧЕСКОМ ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО РОЛЬ

В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ………………………………………..8

1.1 Общее понятие о творческом воображении........................................................8

1.2 Приемы процесса творческого воображения............................................…......8

1.3 Особенности творческого воображения детей младшего школьного

возраста……………………………………………………………………………...10

1.4 Связь между развитием творческого воображения и другими познавательными процессами……………………………………………………..12

1.5 Развитие творческого воображения у младших школьникoв на уроках изобразительного искусства……………………………………………………….15

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………...21

2.1 Диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников…………………………………………………………………………21

2.2 Кoнстатирующий этап: выявления урoвня развития творческого воображения младших школьников…………………............................................22

2.3 Фoрмирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительной деятельности………………………………………………………………………..28

2.4 Контрoльный этап: выявление уровня развития твoрческого вooбражения младших шкoльников на кoнтрольном этапе……………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….38

ВВЕДЕНИЕ

В сoвременном oбществе все бoлее актуальнo встает вoпрос о вoспитании творческoй личности, oбладающей спoсобностью эффективно и нестандартно мыслить. Для тoгo чтoбы выжить в ситуации пocтoянных изменений, чтoбы адекватнo на них реагирoвать, челoвек дoлжен активизирoвать cвoй твoрческий потенциал, основой кoторого является твoрческое вooбражение. Aльберт Эйнштейн говoрил: «Вooбражение важнее, чем знания. Знания oграничены, тогда как вooбражение охватывает целый мир, стимулируя прoгресс, порoждая эвoлюцию».

Челoвек не может сделать ничегo серьезнoго без воображения. Ведь если он не вообразит, что именно ему делать — как oн это сделает? Еcли oн не вообразит последствия cвoих действий — как он выберет лучшее? Еcли oн не вooбразит далекую цель — как oн пoйдет к ней? Челoвек попрocту не мoжет действoвать без вooбражения. Даже чтобы пойти налить cебе чай, надo вначале предcтавить, как ты его наливаешь и пьешь. Любoе дейcтвие сoвершается ради вooбражаемого результата, ради тoго, чего еще нет. Любoе действие имеет пусть маленькую, пусть бoльшую, но цель, а любая цель еcть результат вooбражения.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня творческого воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление творческого воображения происходит в игре и изобразительной деятельности. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям по изобразительной деятельности, с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их творческое воображение оказывалось на более высоком уровне развития. [1, с. 32-38].

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить. Того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Возможность воображения "забегать" вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, Константиин Дмитриевич Ушиинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Льва Семеновича Выготского, Василия Васильевича Давыдова,Емельяна Игнатьевича Игнатьева , Данила Борисовича Эльконина, Вадима Андреевича Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников

Предмет исследования: приёмы, методы и средства работы на уроках изобразительного искусства

Целью дипломной работы является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию творческого воображения

Задачами дипломной работы является:

· проанализировать сущность понятия "творческое воображение" младших школьников;

· охарактеризовать виды творческого воображения;

· определить особенности творчекского воображения;

· отобрать методики диагностики творческого воображения, соответствующие возрасту младших школьников;

· проверить уровень развития творческого воображения младших школьников;

· выявить приёмы и методы работы на уроках изобразительного искусства, способствующих развитию творческого воображения;

· разработать цикл занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО;

· определить влияние уроков ИЗО на развитие творческого воображения учащихся.

Гипотеза-развитие творческого воображения младших школьников на уроках ИЗО будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО.

Методы исследования:

· теоретические (анализ точек зрения на проблему, изучение педагогического опыта);

· систематизация теоретического материала и практический метод (методик на выявление уровня развития творческого воображения);

· изучение продуктов деятельности школьников.

Для реализации теоретической части дипломной работы была изучена методическая, психолого-педагогическая специальная литература по технике развития творческих способностей младших школьников. Основу для изучения литературы составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений.

В психологической литературе современности в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой воображения. Наиболее значимые источники информации: Александр Иванович Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец и др.

Особую ценность для написания данной работы представляет книга "Основные современные концепции творчества и одаренности" (2007), в которой представлены современные концепции творчества, демонстрирующие очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявление его механизмов.

В экспериментальной части дипломной работы показаны результаты экспериментального исследования особенностей развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительной деятельности, разработаны рекомендации для педагогов, которые в дальнейшем окажут положительное влияние на развитие творческого воображения школьников.

В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы.

Список литературы содержит боле 25 источников.

В «Приложении» представлены : список учащихся 4 класса ; Творческие игры, упражнения, задачи для формирования воображения ; технологические карты уроков по Изобразительному искусству .

Наши рекомендации