Декоративная работа на уроках изобразительного искусства

Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих спо-собностей. Особенно эффективно развиваются творческие способ-ности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гар-монического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками ра-боты акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнамен-тальное творчество русского и других народов(рис. 36—41).

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с ос-новами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производ-ство, в наш быт. Возрастающий художественный вкус народа диктует производству новые, повышенные эстетические нормы. В содружестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы. Появились новые термины: "промышленная эстетика", "производ-

ственная эстетика", "дизайн".

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является мо-мент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народных орнаментов. Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необык-новенной выразительности. У ребенка начинает рождаться творческая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, используя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает детей к творческой деятельности.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Ш п и к а л о в а. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979; Т. М а в р и -н а. Городецкая живопись. Л., 1970; И. Я. Бог уславская. Русская народная вышивка. М., 1972; Б. Коромыслов. Мастера. М., 1970; Г. Блинов. Богородская игрушка и скульптура. М., 1970; Т. С. Семенова. Художники Полховско-го Майдана и Крутца. М., 1972; А. М о р а н. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. / Пер. с франц. М., 1982.

Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармонич-ного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, де-лает его труд одухотворенным, увлекательным.

В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основ-ном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов народных узоров по композиционной схеме, данной учителем

Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу с декоративным узором, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.

Завершают работы по декоративному рисованию задания на со-ставление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цве-тистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию ху-дожественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный об-лик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоратив-ное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность. Так, рассматривая узоры, которыми различные народы укра-шают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти красивые узоры. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

Наши рекомендации