Технология организации дифференцированного уровневого обучения в

общеобразовательной школе

Проблема дифференцированного уровневого обучения во все времена связывалась с развитием интеллекта на основе развития природных задатков и склонностей человека. Для каждой эпохи проблема воспитания одарённых людей имела особое значение. Ещё почти две с половиной тысячи лет назад, в древнем Китае философ Конфуций отмечал, что для государства необходим отбор и интенсивное развитие одарённых детей независимо от их происхождения. Его идеи и предложения по отношению к особо одарённым детям стали частью государственной политики, своеобразным инструментом государственной власти.

Такой подход к решению проблемы предлагал и древнегреческий философ Платон, а в империи Сулеймана Великолепного (Турция) он нашёл своё практическое воплощение.

Мысль о важности природного фактора в развитии интеллекта нашла своё продолжение и в средневековой Испании. Хуан-Уарте – испанский врач один из зачинателей направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией, поставил в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий и способностей людей с целью профессионального отбора. В 1575 году вышла его книга «Исследование способностей к науке». В ней Хуан-Уарте сделал попытку обосновать возможности усиления государства в зависимости от уровня выявления и исследования дарований людей. При этом, он попытался ответить на вопросы:

- «какими качествами обладает та природа, которая делает человека

способным к одной науке и не способным к другой?;

- какие виды дарований имеются в человеческом роде?;

- какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?;

- по каким признакам можно изучить каждое дарование?»

В переносе на настоящее время этими вопросами он, по существу, поднял проблему диагностики природных задатков и склонностей человека.

Хуан-Уарте мечтал о постановке на государственный уровень профессионального отбора. Вот что он писал в те далёкие от нас годы: «Для того, чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государству следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование ещё в нежном возрасте: они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит…»

И сегодня актуально заявление немецкого психолога Вильяма Штерна, который ещё в 1916 году сказал о том, что мы очень точно знаем месторождения полезных ископаемых страны, их характеристику, но о величине и качестве наших интеллектуальных ресурсов – о наших талантах – мы ещё знаем позорно мало, а такое знание не менее важно, чем знание материальных ресурсов.»

Первоначально, в бывшем Советском Союзе, проблемой выявления и развития природных задатков и склонностей занималась, так и не состоявшаяся как наука, педология. Изучая особенности биологического и социального развития конкретного ребёнка, она предпринимала попытки вооружить учителей школы знанием его индивидуально-потенциальных способностей к обучению. Эти исследования явились фундаментом, на котором основывалась концепция дифференцированного обучения до 1936 года.

Последующие годы можно назвать периодом разработки теоретических положений, определивших всю дальнейшую практику дифференцированного уровневого обучения. Её начало было положено в 1958-1959 учебном году введением дифференцированного обучения с 9 класса в московской средней школе №710, которая являлась первой экспериментальной школой-лабораторией АПН РСФСР. Углубленная подготовка в школе проводилась по 4-м направлениям: физико-техническом, химико-техническом, биолого-техническом и гуманитарном.

В 1973 году впервые открылись школы с углубленным теоретическим и практическим изучением учебных предметов.

С 1989-1990 учебного года в Москве началось возрождение гимназического образования, которое было упразднено ещё в сентябре 1918 года.

В нашей республике экспериментальные работы по проблеме дифференцированного обучения начались с 1988 года в школах Октябрьского района Минска. С 1989-1990 учебного года эксперимент по организации дифференцированного обучения, оформленный соответствующим приказом Министерства образования, был организован в общеобразовательных школах Брестского, Бобруйского и Слонимского районах.

Первый лицей в республике был открыт в 1989 году при БГУ, а первая гимназия имени Франциска Скорыны открылась в Минске в 1990 году. В 1933 году в республике действовал уже 21 лицей, где обучалось 5152 ученика.

К 2000 году более 25% учащихся обучалось в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предметов, и в профильных классах.

В 2003 году Министерство Образования Республики Беларусь, Национальный Институт Образования разработали проект Концепции Профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение, целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное уровневое обучение, в аспекте организации, рассматривается как педагогическая система, обеспечивающая развитие общих и специальных способностей учащихся сетью общеобразовательных учебных заведений, особенно гимназиями и лицеями.

С позиции дидактического аспекта дифференцированное уровневое обучение необходимо рассматривать как форму организации учебного процесса и как сам процесс обучения. Как форма организации дифференцированное обучение реализуется системой профильных классов и групп, а как процесс личностно-ориентированным обучением. При этом в аспекте процесса необходимо различать два понятия:«индивидуализация обучения»и «дифференциация обучения». В первом случае этоорганизация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к обучению.

Дифференцированное же обучение не предполагает учёт особенностей каждого ученика, при организации учебного процесса учитываются особенности типологических групп учащихся.

По доминирующим методам дифференцированное уровневое обучение относится к группе творческих, развивающих технологий базирующееся на следующих концептуальных положениях:

-признание факта различного уровня обучаемости учащихся по предметам учебного плана, обусловленного различной степенью развития природных задатков и склонностей;

- признание права выбора учащимися предметов для повышенного или углубленного уровня изучения;

- возможность организации профильных классов (групп) обучения для углубленного изучения выбранных учащимися предметных циклов или отдельных предметов учебного плана;

- организации в базовой школе допрофильной подготовки (курсов по выбору, факультативов), дающей возможность учащимся свободного выбора предметов профилизации;

- достаточного уровня базового образования по предметам профилизации, обеспечивающий учащимся успех в режиме дифференцированного уровневого обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение как организации, так и процесса обучения.

Основными целевыми установками дифференцированного уровневого обучения являются:

- содействие социализации личности ученика, осознанному выбору предметов профильного обучения и, в дальнейшем, выбору профессии, соответствующей его природным дарованиям;

- создание условий для удовлетворения образовательных запросов детей и их родителей системой дифференцированного уровневого обучения;

- обеспечит возможность получения базового образования достаточного для перехода в систему дифференцированного уровневого обучения;

- обеспечит преемственность содержания и логики процесса на базовом и углубленном уровне обучения.

Многоаспектность целей определила следующие задачи дифференцированного обучения:

- выявления на более ранних этапах обучения природных задатков и склонностей учащихся и развитие их до максимально возможного уровня;

- предоставления каждому ученику права выбора предметов уровневой дифференциации в школе 3-ей ступени (11-12-е классы) и перехода с одного профиля обучения на другой;

- обеспечение приведения в соответствие желаний ученика с возможностью изучения на углубленном уровне выбранных им учебных предметов;

- интеграции образовательного процесса с реальной действительностью и окружающим ученика социумом;

- развития творческой самостоятельности, формирования системы знаний, умений и ценностных ориентаций, способствующих выбору учеником последующего профессионального образования.

Организация дифференцированного обучения определяет следующие требования:

- изучение и развитее индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- высокий уровень педагогической диагностики учебного процесса и его результатов и, как следствие, необходимой коррекции организационных форм и процесса дифференцированного уровневого обучения;

- достаточного усвоения базового содержания учебного предмета для его дальнейшего углубленного уровня изучения;

- соответствие профессиональных намерений ученика с его индивидуально-психологическими особенностями личности;

- взаимосвязь теории и практики дифференцированного уровневого обучения;

- высокий уровень профессиональной компетентности учителя;

- наличия современного учебно-методического комплекса по предметам профилизации.

В психолого-педагогической литературе и практике работы различают две формы организации дифференцированного обучения: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя дифференциацияобучения – это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки помощи учителя в выполнении заданий.

Внутренняя дифференциация подразделяется на одноуровневую и многоуровневую. Одноуровневая дифференциация предполагает применение различных форм, методов и приёмов обучения при которых учащиеся изучают содержание учебного предмета на одинаковом, базовом уровне сложности.

Многоуровневая внутренняя дифференциация даёт возможность учащимся, обучаясь по одной и той же программе, усваивать её на разных уровнях: репродуктивном, репродуктивно-продуктивном и творческом.

Внешняя дифференциация определяется созданием стабильных классов или групп, в которых обучение осуществляется по программам углубленного изучения предметов учебного плана.

По степени свободы выбора учащимися предметов углубленного изучения различают элективную (гибкую) и селективную (жёсткую)внешнюю дифференциацию. Элективная дифференциация даёт возможность свободного выбора учащимся учебных предметов для углубленного изучения на основе усвоения базового их содержания.

Селективная внешняя дифференциация такого свободного выбора не предусматривает. Основными организационными формами обучения при селективной внешней дифференциации являются профильные классы и классы с углубленным изучением цикла предметов. Реализуется этот вид дифференциации в основном в учебных заведениях нового типа: гимназиях и лицеях. Набор в эти учебные заведения осуществляется на конкурсной основе.

В обычной общеобразовательной, особенно сельской школе, организация дифференцированного уровневого обучения требует иного решения. Нами, к 1989-1990 учебному году была разработана технология организации дифференцированного уровневого обучения для общеобразовательных школ Брестского района. Она прошла испытание временем, одобрена Коллегией Министерства образования и нашла распространение не только в школах Брестской области, но и в школах других областей республики.

Основными концептуальными положениямиеё организации являются:

- вовлечение в систему дифференцированного обучения каждого старшеклассника независимо от уровня его обучаемости;

- психологическое сопровождение учебного процесса, начиная с поступления ученика в школу;

- комплектование в старших классах, начиная с 8-го, групп для повышенного или углубленного изучения цикла предметов или отдельных предметов согласно выбору учащихся;

- Диагностика уровня обученности учащихся по предметам будущей профилизции и организация предпрофильной подготовки по данным предметам;

- организация повышенного и углубленного изучения предметов в группах класса независимо от их количественного состава, вплоть до 2-3 учащихся в группе;

- изучение учащимися группы предметов на базовом уровне в составе всего класса, а предметов повышенного и углубленного уровня изучения только в составе соответствующих групп класса;

- формирование в классе не только групп для повышенного и углубленного изучения предметов, но и группы технологического профиля;

- обучение учащихся групп технологического профиля массовым профессиям в межшкольном учебно-производственном комбинате или центре.

Основой такого дифференцированного обучения стал разработанный нами учебный план, который определял количество учебных часов, необходимых для изучения выбранных учащимися предметов на соответствующем уровне обучения. В настоящее время, ежегодно разрабатываемый Министерством образования учебный план, даёт возможность осуществлять изучение всех предметов, в том числе и географии, на всех трёх уровнях обучения: базовом, повышенном и углубленном. Разработана программа и выходит в издательстве учебник для углубленного изучения географии в 11-12 классе под редакцией профессора Е.Н.Мешечко. Планируется разработка и издание соответствующего методического пособия для учителей географии общеобразовательных учебных заведений.

Наши рекомендации