Посредством организации дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение -

форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференциация обучения — принцип организации учебного процесса, согласно которому учитель взаимодействует работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Суть дифференциации обучения - учеников делят на группы.

Критерии дифференциации:

А. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

1 По возрастному составу /школьные классы, разновозрастные группы/.

2 По области интересов /гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и др. группы, направления, отделения, школы/.

3 По уровню умственного развития (уровню достижений) /классы педагогической поддержки, гимназические классы/

4 По полу /мужские, женские, смешанные классы, группы, школы/. В 1943 году ввели раздельное обучение, в 1954 отменили.

5 По состоянию здоровья.

Б. По организационному уровню гомогенных групп.

*Внешняя дифференциация:

А. Федеральный уровень (несколько школ, училищ на всю страну)—спортшколы, балетные училища...

Б. Региональная дифференциация – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи).

В. Внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны).

Г. Межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы).

*Внутренняя дифференциация:

Д. Внутриклассная, внутрипредметная (группы в составе класса).

++++++++++++

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО УРОВНЮ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Истоки: Маннгеймская система.

Оценивается неоднозначно, так как есть как очевидные положительные, так и очевидные отрицательные стороны.

(+)

- Исключается уравниловка, усреднение детей.

- Появляется возможность уделять внимание как сильным, так и слабым учащимся /коррекционные классы, классы педагогической поддержки, классы «выравнивания»/.

- Более эффективна работа с трудными учащимся, плохо адаптирующимся к общественным нормам.

- Слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех.

- Сильные ученики быстрее и глубже продвигаются в образовании.

(–)

- Деление детей по уровню развития негуманно.

- Перевод в слабые группы воспринимается как унижение достоинства.

- Несовершенство диагностики: в разряд слабых могут переводиться неординарные дети.

- Понижается уровень мотивации в слабых группах.

- В сильных группах возникает иллюзия исключительности.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ — ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ: ВСЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ: Т. НАЗ. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Инклюзивное образование— практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех.

В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.

Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной(вовлекающей).

Восемь принципов инклюзивного образования:

ñЦенность человека не зависит от его способностей и достижений;

ñКаждый человек способен чувствовать и думать;

ñКаждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

ñВсе люди нуждаются друг в друге;

ñПодлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

ñВсе люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

ñДля всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

ñРазнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На практике внедрение инклюзивного образования сопряжено с проблемами.

Пример: Зоя.

«Работаю в одном из учебных холдингов, по другому трудно назвать этот "союз" из 7!!! дошкольных корпусов, и 5!!! школ, когда то имевших отдельного директора... Работаю в дошкольном секторе...

В группах, по новому принятому в прошлом году постановлению, должно быть не менее 30 детей, из которых 5-6 - инвалиды с очень серьезными заболеваниями.

Два года назад чиновники решили сократить профильные сады для детей с нарушением в развитии. и теперь дети с ДЦП, синдромом Дауна и просто неврологическими заболеваниями, типа легкой шизофрении, должны быть вместе с другими, здоровыми детишками.

Ни в коем случае не хочу сказать,что такие дети должны быть обречены на изоляцию в обществе, но... им нужен совсем другой подход, где с ними будут работать СПЕЦИАЛИСТЫ, профильные-медсестры (не одна на 3 корпуса. как сейчас), логопеды (которых сокращают в этом году) и т. д.»

http://www.kp.ru/daily/26549/3565885/

+++++++++++++++++++

Примеры дифференциации по ровню умственного развития:

Пример 1. *Уровневая дифференциация обучения на основе образовательных результатов (В.В.Фирсов).

Вводятся два стандарта:

Уровень, который школа обеспечивает интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику

и уровень, которого должен достичь каждый.

Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной лестницей деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Пример 2. *Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик).

Выделяются три уровня дифференцированных программ разной степени сложности.

Уровень «С» - базовый стандарт.

Уровень «В» - дополнительные сведения, доказательства, примеры.

Уровень «А» - уровень осознанного, творческого применения знаний.

++++++++++++

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

Наши рекомендации