Территории городских и сельских поселений

Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее республик, краев, областей, муниципальных районов и муниципальных образований. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока. Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30—40 лет.

Численность населения на расчетный срок следует определять на основе

данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом

демографического прогноза естественного и механического прироста населения и

маятниковых миграций.

Территорию для развития городов необходимо выбирать с учетом

возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения

вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-

гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных

ресурсов, состояния окружающей среды с учетом прогноза изменения на перспективу

природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые

нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных

возможностей, режима рационального использования территориальных и природных

ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению,

недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых

изменений в окружающей природной среде.

При разработке генеральных планов городов и сельских населенных пунктов

необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального,

производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом

следует:

- учитывать административный статус городов и сельских поселений,

прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль

в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-

демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;

- исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и

пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов

(природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения

экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и

здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая

межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;

- предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического

состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий,

сохранение историко-культурного наследия;

- определять рациональные пути развития поселений с выделением

первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и

экологических проблем;

- учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения

территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и

юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и

сельских поселений, или права их аренды.

Перечень функциональных зон документов территориального планирования

может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной и общественно-

деловой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки,

смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные

зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в

том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ,

прочие зоны специального назначения.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки

противоположных направлений;

б) красным линиям (граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и

других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а

также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях);

в) границам земельных участков;

г) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

д) границам муниципальных образований, в том числе внутригородских

территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

е) естественным границам природных объектов;

ж) иным границам.

Состав территориальных зон, а также особенности использования их

земельных участков определяются градостроительным регламентом, правилами

застройки с учетом ограничений, установленных градостроительным, земельным,

природоохранным, санитарным, иным специальным законодательством, настоящими

нормами, а также специальными нормами.

В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего

пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными,

скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для

удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель

общего пользования определяется органами местного самоуправления.

Планировочную структуру городских и сельских поселений следует

формировать, предусматривая:

- компактное размещение и взаимосвязь территориальных зон с учетом их

допустимой совместимости;

- зонирование и структурное членение территории в увязке с системой

общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;

- эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной

ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

- комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-

климатических, историко-культурных, этнографических и других местных

особенностей;

- эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения,

экономию топливно-энергетических и водных ресурсов;

- охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

- охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;

- условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной,

транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями

нормативных документов.

Планировочную структуру городских и сельских поселений следует

формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных

зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных

центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование

территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет

архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных,

национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды,

памятников истории и культуры.

Жилые зоны

Жилые зоны необходимо предусматривать в целях создания для населения

удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности,

несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых

зонах.

В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные

многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с

приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или

пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с

учетом требований раздела 10 настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых

автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и

коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также

мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду

(включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение

почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия), за пределами установленных границ

участков этих объектов. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся

источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.

При определении размера территории жилых зон следует исходить из

необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда

и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о

семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной

жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи

отдельной квартирой или домом.

Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-

планировочных жилых образований:

- квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах

красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60

га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки

для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом

межевания территории;

- район – формируется как группа кварталов (микрорайонов), как правило, в

пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных

дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Площадь территории района не

должна превышать 250 га.

В состав жилых зон могут включаться:

- зона застройки многоэтажными жилыми домами ( 9 этажей и более);

- зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 5—8 этажей, включая

мансардный);

- зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до 4 этажей,

включая мансардный);

- зона застройки блокированными жилыми домами;

- зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с

приусадебными земельными участками.

Размер земельного участка при доме (квартире) определяется региональными

градостроительными нормативами с учетом демографической структуры населения в

зависимости от типа дома и других местных особенностей. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.

Планировочная организация жилых зон сельских поселений должна

определяться в увязке с размещением производственных объектов при соблюдении

требований их взаимной совместимости. Жилые зоны не должны пересекаться дорогами I, II и III категорий, а также дорогами, предназначенными для движения сельскохозяйственных машин.

В сельских населенных пунктах следует предусматривать преимущественно

жилые дома усадебного и коттеджного типов, допускаются многоквартирные

малоэтажные жилые дома, блокированные жилые дома с земельными участками при

домах (квартирах).

Для жителей многоквартирных жилых домов хозяйственные постройки для скота

и птицы могут выделяться за пределами жилой зоны; при многоквартирных домах

допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных

хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется

региональными градостроительными нормативами, а при их отсутствии – заданием на

проектирование.

Общественно-деловые зоны

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов

здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и

коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов

среднего профессионального и высшего профессионального образования,

административных, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой,

финансовой и общественной активности в центральных частях городов, на

территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным

узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.

По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны

городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные)

зоны и зоны специализированной общественной застройки.

В многофункциональных (общегородских и районных) зонах,

предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее

широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных

размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и

общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие

объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми

учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не

требующие больших земельных участков (как правило, не более 1,0 га) и устройства

санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.

Зоны специализированной общественной застройки формируются как

специализированные центры городского значения – административные, медицинские,

научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные,

спортивные и другие, которые размещаются как в пределах городской черты, так и за

ее пределами.

При размещении указанных зон следует учитывать особенности их

функционирования, потребность в территории, необходимость устройства автостоянок

большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктур,

а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.

Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило,

из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки. В составе этих зон

допускается размещать: жилые и общественные здания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га) с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, загрязнений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, не требующие устройства

санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не

требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в

одном направлении).

Параметры застройки

Расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также

производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и

освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих

норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с

противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода

правил.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния

(бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; 4 этажа – не

менее 20 м; между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых

комнат – не менее 10 м.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной

инфраструктур могут включаться:

- коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов,

объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой

торговли;

- производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с

различными нормативами воздействия на окружающую среду, как правило, требующие

устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 м, а также железнодорожных

подъездных путей;

- иные виды производственной (научно-производственные зоны), инженерной и транспортной инфраструктур.

В пределах производственных зон и санитарно-защитных зон предприятий не

допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, садово-дачную застройку,

дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения и

отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с

обслуживанием производства.

Наши рекомендации