Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений

4.1 Перспективы развития городских и сельских поселений Ямало-Ненецкого автономного округа должны определяться на основе территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории автономного округа и территорий муниципальных образований.

При проектировании необходимо учитывать градостроительные требования, содержащиеся в Концепции и программных направлениях социально-экономического развития округа и в перспективных планах развития производственных объединений отраслей специализации.

Примечание- Основными направлениями градостроительной политики автономного округа являются:

- регламентирование роста численности населения в районах со сложной экологической обстановкой и экстремальными для проживания условиями;

- ограничение количества постоянных поселений в районах нового промышленного развития и ориентация на мобильные формы освоения территорий;

- стимулирование развития опорных и базовых центров освоения территорий;

- учет и стимулирование развития традиционных основ жизнедеятельности малочисленных народов Севера.

4.2 Городские и сельские поселения следует рассматривать как элементы региональной, групповых и местных систем расселения. Типология и классификация городских и сельских поселений представлены в таблице 1.

4.3Основным документом регулирующим развитие территории поселения является генеральный план, в котором определяются принципиальныерешения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, мерам по защите от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,, резервы территориального развития поселения, а также предусматривается очерёдность освоения территории.

В случае необходимости генеральный план может разрабатываться в две стадии, где в качестве первой стадии выступает концепция генеральногоплана, содержащая основные (концептуальные) положения по стратегии и этапам хозяйственного развития, а также функционально-планировочной организации, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.

Границы проектирования для генеральных планов определяются в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории автономного округа, ее частей и муниципальных образований. В границы проектирования могут входить территории:

- в пределах черты городских и сельских поселений (как правило, для небольших по величине, не имеющих подчиненных поселений и развитой агломерации);

- в границах территории, включающей административно подчиненные поселения (для центра автономного округа, городов окружного или районного подчинения);

- в границах агломерации, если поселение является центром агломерации, включающей помимо административно подчиненных поселений другие поселения соседних муниципальных образований, входящих в этом случае целиком в границы проектирования.

Примечания

1 Как правило, расчетный срок генерального плана принимается до 10-12 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

2 В поселениях-новостройках в составе района первоочередного строительства следует выделять пионерные посёлки: мобильные (со зданиями из передвижных, сборно-разборных или контейнерных конструкций), стационарные (с одно- двухэтажной застройкой зданиями из местных материалов), а также сочетающие оба типа застройки.

4.4 Численность населения поселений на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселений, градостроительного планирования развития территорий с перспективной и сложившейся социально-демографической структурой, трудовыми ресурсами, экономической базой и с учетом развития социальной сферы и планировочных ограничений.

Примечание - Расчет численности населения сельских поселений может выполняться на группу сельских поселений, объединенных организационно-хозяйственными связями и органами управления.

Таблица 1

Тип и статус поселений Классификация поселений по численности населения, чел.
большие средние малые
ГОРОДСКИЕ:
Город областного подчинения, центр автономного округа     до 50 тыс.
Город окружного подчинения - до 100 тыс. до 50 тыс.
Город районного подчинения - - до 50 тыс.
Поселок городского типа, районный центр 10,0-20,0 тыс.    
Поселок городского типа (на промышленной основе), центр сельской администрации   5,0-10,0 тыс. до 5,0 тыс.
Поселок городского типа 10,0-20,0 тыс. 5,0-10,0 тыс. до 5,0 тыс.
СЕЛЬСКИЕ
Село, Районный центр 1,0-5,0 тыс. 200-1000  
Поселок, село центр сельской администрации 1,0-5,0 тыс. 200-1000 до 200
Поселок, село - 200-1000  
Деревня - 200-1000 до 200
В Т.Ч. НАЦИОНАЛЬНЫЕ :
Село - 200-1000 до 200
Деревня - - до 200
ВАХТОВЫЕ И ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ
Вахтовый поселок 1,0-5,0 тыс. 200-1000 до 200
Притрассовый поселок - - до 200
Геологический поселок - - до 200
ТРАДИЦИОННОГО ТИПА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Фактория - до 50 чел. 5-10 чел.
Стойбище - до 300 чел. 50-100 чел.
Рыболовецкие станы и пески - до 100 чел. 5-10 чел.
Изба охотника (заимка) - - 1-10 чел.

4.5 Территория Ямало-Ненецкого автономного округа включает климатические районы 1Г и 1Д Северной строительно-климатической зоны. Впределах строительно-климатических районов 1Г и 1Д по показателям объемов снегопереноса, основных природно-ландшафтных и геокриологических условий выделены подрайоны с различными типологическим требованиями к планировке и застройке поселений.

Строительно-климатическое районирование территории округа приведено на рисунке 1.

Примечание- Предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду следует определять на основе ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения безопасных и наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

4.6 Выбор территории для развития существующих и строительства новых поселений следует осуществлять исходя из комплексного решения задач социальной, экономической эффективности и экологической безопасности. Возможности рационального функционального использования территории определяются на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических и санитарно-гигиенических показателей, исходя из имеющихся ресурсов (территориальных, энергетических, водных), а также с учетом экологической безопасности размещения отходов производства и потребления и прогноза изменения состояния окружающей природной среды на перспективу.

Примечание- Мобильные посёлки следует размещать на обособленных территориях, примыкающих к коммунальной или промышленной зоне, а также на площадках перспективного строительства.

4.7 С учётом преимущественного функционального использования территория поселений подразделяется на территориальные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, транспортной и инженерной инфраструктур, рекреационные, зоны специального назначения.

Границы территориальных зон устанавливаются на основе градостроительной документации с учетом красных линий, естественных границприродных объектов, границ земельных участков и других установленных границ.

Жилые зоны- предназначены для размещения жилищного фонда. В жилых зонах допускается размещение зданий и сооружений социального и культурно-бытового обслуживания населения, стоянок автомобильного транспорта, а также отдельных коммунальных и производственных объектов,не требующих устройства санитарно-защитных зон.

Общественно-деловые зоны- предназначены для размещения объектов культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения, коммерческой деятельности, административных учреждений, научно-исследовательских учреждений и учреждений профессионального образования, культовых и других зданий и сооружений, обеспечивающих деловую, финансовую и общественную активность жизни поселения. В общественно-деловых зонах допускается размещать жилые дома, гостиницы, стоянки автомобильного транспорта.

Производственные зоны- предназначены для размещения промышленных предприятий, коммунально-складских объектов, обеспечивающих ихфункционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур- предназначены для размещения сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

Рекреационные зоны- предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса и лесопарки.

Зоны специального назначения- выделяются для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских и сельских поселений.

С учетом особенностей градостроительной ситуации в пределах границ поселений возможно также размещение режимных зон, предназначенных для размещения военных и иных объектов, для которых установлен особый режим, а также выделение иных территориальных зон и подзон, при соблюдении санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и других требований.

Примечания

1 В строительно-климатическом подрайоне 1Д по решению органов местного самоуправления возможно предусматривать в пределах границ (черты) поселений территории для размещения садово-огородных участков. Такие территории относятся к жилой зоне.

2 Порядок использования территорий зон специального назначения устанавливается правилами застройки с учетом требований государственных градостроительных нормативов и правил и специальных нормативов.

3 Порядок использования зон режимных территорий устанавливается федеральными органами исполнительной власти и администрацией ЯНАО по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии со специальными нормативами и правилами застройки.

4.8 При формировании планировочной структуры поселений следует обеспечивать эффективное использование территории за счёт компактногорешения функциональных зон (или обособленных их участков) и организации удобных транспортных связей между частями поселения, а также учитывать инженерно-геологические, климатические особенности местности и требования охраны природной среды.

Примечание- Для размещения жилой зоны должны выбираться участки, наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объёма инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.

4.9 На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для размещения объектов хозяйственного обслуживания (в том числе подсобных сельскохозяйственных предприятий), а в составе пригородных зон - зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов и муниципальных образований, сельскохозяйственных и других предприятий.

Примечание- Садово-огородные участки в пригородных зонах (подрайон 1Д) размещаются за пределами резервных территорий, предусматриваемых для перспективного развития городов, с учетом обеспечения транспортной доступности и создания необходимых инженерной и транспортной инфраструктур.

4.10 Фактории, как места организации торгово-снабженческих и производственных функций для обеспечения жизнедеятельности тундрового населения, размещаются в составе постоянных поселений разного типа или автономно. В последнем случае они могут являться основой для развития новых сельских поселений.

Радиусы обслуживания факторий составляют от 30 (рядовые) до 200 км.

На территории факторий могут выделяться зоны: стационарной жилой и общественной застройки, коммунально-складская, транспортная, мобильной жилой застройки (для чумов приезжающих на факторию оленеводов, рыбаков, охотников). При соблюдении санитарных и противопожарных требований допускается совмещение зон.

ЖИЛЫЕ ЗОНЫ

Наши рекомендации