Наружное освещение городских и сельских поселений

7.5.1 Освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать, исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно таблице 13.

Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с переходными и низшими типами покрытий в городских поселениях регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности, которая для улиц, дорог и площадей категории Б должна быть 6 лк, для улиц и дорог категории В при переходном типе покрытий — 4 лк и при покрытии низшего типа — 2 лк.

Таблица 13

Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади * Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
А Магистральные до­ро­ги, магистральные улицы общегород­ско­го значения Св. 3000 Св. 1000 до 3000 включ. От 500 “ 1000 “ 1,6 1,2 0,8
Б Магистральные ули­цы районного значе­ния Св. 2000 Св. 1000 до 2000 включ. От 500 “ 1000 “ Менее 500 1,0 0,8 0,6 0,4

Окончание таблицы 13

Категория объекта по освещению Улицы, дороги и площади * Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч Средняя яркость покрытия, кд/м2 Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк
В Улицы и дороги местного значения 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили 0,4 0,3 0,2
* Категория площадей принимается по таблице 21.
Примечания 1 Средняя яркость покрытия скоростных дорог, независимо от интенсивности движения транспорта принимается равной 1,6 кд/м² в черте городов и не менее 1,0 кд/м² — вне городов на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам. 2 Средняя яркость или средняя освещенность покрытия проезжей части в границах транспортного пересечения в двух и более уровнях на всех пересекающихся магистралях должна быть как на основной из них, так и на съездах и ответвлениях не менее 0,8 кд/м² или 10 лк. 3 Уровень освещения проезжей части улиц, дорог и площадей с покрытием из брусчатки, гранитных плит и других материалов регламентируется величиной средней горизонтальной освещенности по данной таблице. 4 Уровень освещения улиц местного значения, примыкающих к скоростным дорогам и магистральным улицам, должен быть не менее 1/3 от уровня освещения скоростной дороги или магистральной улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. 5 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог с интенсивностью движения более 500 ед/ч следует предусматривать увеличение нормы освещения не менее чем в 1,3 раза по срав­не­нию с нормой освещения пересекаемой проезжей части. Увеличение уровня освещения достигается за счет изменения шага опор, установки дополнительных или более мощных световых приборов, ис­поль­зования осветленного покрытия на переходе и т. п.


7.5.2 Средняя яркость покрытий тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц, дорог и площадей, должна быть не менее половины средней яркости покрытия проезжей части этих улиц, дорог
и площадей, приведенной в таблице 13.

7.5.3 Отношение минимальной яркости покрытия к среднему значению должно быть не менее 0,4 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,3 — при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.

Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть
не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,4 — при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.

7.5.4 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия непроезжих частей улиц, дорог и площадей, бульваров и скверов, пешеходных улиц и территорий микрорайонов в городских поселениях следует принимать согласно таблице 14.

Таблица 14

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главные пешеходные улицы, непроезжие части площадей категорий А и Б и предзаводские площади
2 Пешеходные улицы:  
в пределах общественных центров
на других территориях
3 Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах:  
категорий А и Б
категории В 2*
4 Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий

Окончание таблицы 14

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
5 Пешеходные мостики
6 Пешеходные тоннели:  
днем
вечером и ночью
7 Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью
8 Пешеходные дорожки бульваров и скверов, примыкающих к улицам (таблица 13):  
категории А
категории Б
категории В
Территории микрорайонов
9 Проезды:  
основные
второстепенные, в том числе тротуары-подъезды
10 Хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках
11 Детские площадки в местах расположения оборудования для по­движных игр
* Норма распространяется также на освещенность тротуаров, примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и низшими типами покрытий.


7.5.5 На главных пешеходных улицах исторических городов средняя полуцилиндрическая освещенность должна быть не менее 6 лк.

7.5.6 Среднюю горизонтальную освещенность территорий общественных зданий следует принимать по таблице 15.

Таблица 15

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы и школы-интернаты, учебные заведения
1 Групповые и физкультурные площадки
2 Площадки для подвижных игр зоны отдыха
3 Проезды и подходы к корпусам и площадкам
Санатории, дома отдыха
4 Въезд на территорию
5 Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и подобным зданиям
6 Центральные аллеи парковой зоны
7 Боковые аллеи парковой зоны
8 Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т. д.)

Окончание таблицы 15

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
9 Площадки для настольных игр, открытые читальни*
* Освещенность столов для чтения и настольных игр принимается по нормам освещенности помещений.

7.5.7 Среднюю горизонтальную освещенность территорий парков, стадионов и выставок следует принимать по таблице 16.

Таблица 16

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Общегородские парки Районные сады Стадионы Выставки
1 Главные входы
2 Вспомогательные входы
3 Центральные аллеи
4 Боковые аллеи
5 Площадки массового отдыха, площадки перед входами в театры, кинотеатры, выставочные павильоны и на открытые эстрады; площадки для настольных игр
6 Зоны отдыха на территориях выставок

7.5.8 Среднюю горизонтальную освещенность на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений следует принимать по таблице 17.

Таблица 17

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
1 Главная улица, площади общественных и торговых центров
2 Улицы в жилой застройке:  
основная
второстепенная (переулок)
проезд
3 Поселковая дорога
Примечания 1 Средняя освещенность основных проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов должна быть 2 лк, остальных проездов — 1 лк. 2 На территории блоков хозяйственных построек и сараев, расположенных вне селитебной зоны сельских поселений, средняя освещенность проездов между рядами построек должна быть 1 лк.

7.5.9 Освещенность участков автомобильных дорог общей сети в пределах сельских поселений следует принимать как для улиц категории Б в зависимости от типа дорожного покрытия по таблице 13 или в соответствии с 7.5.1.

7.5.10 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение подъездов
к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях улиц или проездов. Средняя горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть, лк:

— в городах и поселках — 2;

— в сельских населенных пунктах — 1.

В проектах наружного освещения улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать освещение участков неосвещенных примыкающих улиц и дорог (по нормам освещения этих улиц и дорог) длиной 100 м.

7.5.11 Норма освещения трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должна соответствовать норме освещения улицы. Средняя горизонтальная освещенность обособленного трамвайного пути должна быть 6 лк.

7.5.12 Средняя горизонтальная освещенность дорожного покрытия проезжей части городских транспортных тоннелей длиной более 60 м следует принимать в дневном режиме по таблице 18,
а в вечернем и ночном режимах — равной 50 лк.

В транспортных тоннелях длиной более 100 м при значительном экранировании небосвода над въездным порталом в поле зрения водителя окружающей застройкой, естественными возвышениями и др., а также при интенсивности движения менее 600 транспортных единиц в час следует снижать максимальную величину средней горизонтальной освещенности на въезде на одну ступень с пропорциональным уменьшением остальных освещенностей въездной зоны. Средняя горизонтальная освещенность внутренней зоны транспортных тоннелей постоянна и составляет во всех случаях 50 лк:
в тоннелях с односторонним движением — до выездного портала, а при движении в обоих направлениях — между концами обеих въездных зон.

Во въездной зоне транспортных тоннелей с односторонним движением должна использоваться система встречного освещения, а с движением в обоих направлениях — система симметричного освещения.

При длине транспортного тоннеля до 60 м средняя горизонтальная освещенность должна быть 50 лк во всех режимах.

Транспортные тоннели длиной более 100 м должны оборудоваться световыми указателями запасных выходов и направлений движения к ним.

В транспортных тоннелях, имеющих одну стену с открытыми проемами, занимающими более 25 % ее площади, а также в тоннелях местного значения, предназначенных для проезда одиночных средств личного и общественного транспорта, средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части в дневное время должна соответствовать требованиям таблицы 19.

Таблица 18

Длина тоннеля, м Скорость движения, км/ч Система освещения Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м
10–30 500 и более
От 61 до 100 включ. Встречная
Более 100 Встречная
Симметричная
Примечание — В таблице ход снижения уровней освещенности последовательных участков въездной зоны соответствует требованиям создания не­об­хо­ди­мых условий адаптации въезжающего в тоннель водителя.

Таблица 19

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность покрытия проезжей части, лк, на расстоянии от начала въездного портала, м
100 и более
Тоннель местного значения
Тоннель с проемами в одной стене

7.5.13 В транспортных тоннелях любого типа с криволинейной трассой радиусом в плане 350 м
и менее в зоне въезда на протяжении 75 м от портала величина вертикальной освещенности стены большего радиуса или стены, имеющей проемы, на высоте 2 м от покрытия проезжей части должна быть не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности при интегральном коэффициенте отражения менее 0,4. При любом профиле тоннеля в горизонтальной плоскости величина вертикальной
освещенности на стенах на высоте до 2 м во въездной зоне на протяжении не менее 200 м от портала должна составлять не менее 0,5 величины горизонтальной освещенности покрытия проезжей части.

Допускается предусматривать автоматическое регулирование искусственного освещения въездной части тоннеля в зависимости от уровня естественной наружной освещенности, начиная от 10 000 лк
и ниже, исходя из отношения величины искусственной освещенности в начале въезда к естествен­ной 1:10 и сохранении снижения искусственной освещенности во всей въездной зоне по таблице 18
и таблице 19.

7.5.14 Средняя горизонтальная освещенность покрытия проездов под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть не менее 30 лк при длине проезда до 40 м, а при большей длине принимается по нормам освещения транспортных тоннелей согласно 7.5.12.

7.5.15 На подъездах к местам заправки и хранения транспорта, а также на открытых стоянках
автомобилей нормы средней горизонтальной освещенности должны соответствовать требованиям таблицы 20.

Таблица 20

Освещаемы объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Топливозаправочные пункты и автозаправочные станции
1 Подъездные пути с улиц и дорог:  
категорий А и Б
категорий В
2 Места заправки и слива нефтепродуктов
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть
Стоянки, площадки для хранения подвижного состава
1 Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц
2 Открытые стоянки в микрорайонах
3 Проезды между рядами гаражей боксового типа

7.5.16 Отношение максимальной освещенности к средней должно быть при норме средней
освещенности, лк:

— св. 6 — не более 3:1;

— от 4 до 6 включ. — “ 5:1;

— менее 4 — “ 10:1.

7.5.17 Нормы освещения разрешается увеличивать в столице, городах-героях, исторических,
а также в крупнейших и крупных городах:

а) на 0,2–0,4 кд/м2 — для осветительных установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б
с усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк — для осветительных установок непроезжих частей площадей категорий А и Б
и предзаводских площадей, главных входов стадионов и выставок;

в) до 10 лк — для осветительных установок улиц и дорог категории Б с переходными типами покрытий и главных входов общегородских парков.

7.5.18 В ночное время допускается предусматривать возможность снижения уровня наружного освещения городских улиц, дорог и площадей при нормируемой средней яркости более 0,4 кд/м2 или средней освещенности более 4 лк путем выключения не более половины светильников, исключая при этом выключение подряд расположенных, либо без отключения светильников с помощью регулятора светового потока разрядных ламп высокого давления в установке до уровня не ниже 50 % ее нормируемого уровня наружного освещения.

Допускается с целью получения дополнительной экономии электроэнергии в вечернее и утреннее темное время суток снижать регулятором уровень освещения:

— на 30 % — при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимальной величины;

— на 50 % — при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах средней яркости 0,3 кд/м2 или средней освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках, автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах, внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных проездах, а также на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.

7.5.19 На улицах, дорогах и транспортных зонах площадей категорий А и Б показатель ослепленности для осветительных установок не должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог категории В, а также осветительных установок, уровень освещения которых регламентируется нормами горизонтальной или полуцилиндрической освещенности, наименьшая высота расположения светильников по условиям ограничения ослепленности должна приниматься по таблице 10.

На улицах категорий А и Б установки наружного освещения всех видов не должны создавать на окнах жилых зданий вертикальную освещенность, лк, превышающую:

— при норме средней яркости проезжей части 0,4 кд/м² — 7;

— то же 0,6 – 1,0 кд/м² — 10;

— “ 1,2 – 1,6 кд/м² — 20.

На улицах категории В, на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.

7.5.20 В установках наружного освещения следует использовать светильники с разрядными источниками света высокого давления, в том числе для установок освещения улиц и дорог с транспортным движением — преимущественно с натриевыми лампами высокого давления.

7.5.21 Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и трол­лейбусным движением должна соответствовать действующим ТНПА на трамвайные и троллейбусные линии.

7.5.22 Минимальная высота установки светильников в парапетах мостов и путеводов не ограничивается при условии обеспечения защитного угла не менее 10° и исключения возможности доступа
к лампам без применения специального инструмента.

7.5.23 В транспортных тоннелях должны применяться светильники с защитным углом не менее 10°. Сила света светильников в плоскости, параллельной оси проезжей части, не должна превышать под углами 75°, 80°, 85° и 90° соответственно 50, 20, 10 и 0 кд на 1000 лм.

Высота расположения светильников на стенах тоннеля должна быть не менее 4 м.

7.5.24 В пешеходных тоннелях должны использоваться светильники с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями:

— с лампами ДНАТ (ДНАС) мощностью до 110 Вт;

— с лампами ДРИ мощностью 70 Вт;

— с лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт;

— с люминесцентными лампами суммарной мощностью до 80 Вт;

а также протяженные световоды с лампами мощностью до 400 Вт.

7.5.25 На территории открытых рынков средняя горизонтальная освещенность площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и др. должна быть не менее 10 лк независимо от их категории и занимаемой площади.

Отношение вертикальной освещенности к горизонтальной должно быть не менее 1:2. При этом вертикальная освещенность определяется в поперечной плоскости к оси проезда на высоте 1,5 м, горизонтальная освещенность — на уровне покрытия.

После закрытия рынка или торговой ярмарки допускается снижать уровень средней горизонтальной освещенности до 4 лк. При этом минимальная освещенность должна быть не менее 2 лк.

7.5.26 В проектах наружного освещения необходимо предусматривать освещение проездов
к противопожарным водоисточникам, если они расположены на неосвещенных частях проездов. Горизонтальная освещенность этих подъездов должна быть не менее 2 лк.

7.5.27 На территории автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам с транспортным движением, светильники рассеянного света должны устанавливаться на высоте
не менее 3 м при световом потоке ламп до 6000 лм и не менее 4 м — при световом потоке более 6000 лм. Для освещения указанных объектов не допускается применять прожекторы, расположенные на крышах и навесах и направленные в сторону улицы или дороги.

7.5.28 При использовании для освещения больших площадей и транспортных развязок, в том числе и в нескольких уровнях, опор высотой 20 м и более, устанавливаемые на них световые приборы должны иметь максимум силы света под углом не более 65° к вертикали. Высота светильников над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

7.5.29 Над каждым входом в здание или рядом с ним должны быть установлены светильники, обеспечивающие уровень средней горизонтальной освещенности, лк, не менее:

6 — на площадке основного входа;

4 — на площадке запасного или технического входа, на пешеходной дорожке длиной 4 м у основного входа в здание;

2 — у запасного или технического входа.

Наши рекомендации