Добровольная сертификация.
Предметом добровольной сертификации является документальное подтверждение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, сводов правил или условий договоров.
Процедуры и правила проведения сертификации регулируются:
-Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 21);
-постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».
Уполномоченным органом исполнительной власти на ведение реестра систем добровольной сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)-приказ Минпромторга от 25 декабря 2007 г. № 570.
Сертификация осуществляется независимыми организациями, аккредитованными на проведение добровольной сертификации, в рамках одной из систем добровольной сертификации, зарегистрированной в Ростехрегулировании. Добровольная сертификация может осуществляться как в рамках обязательной системы ГОСТ Р, так и любой из более 90 систем добровольной сертификации в области строительства, зарегистрированных в настоящее время в Российской Федерации. Все они отличаются как по правилам, так и процедурам проведения сертификационных работ.
Форма итогового документа: Сертификат соответствия.
Нормативно-методические документы (для системы ГОСТ Р):
- РДС-10-231-93 «Основные положения сертификации продукции в строительстве» (утвержден Постановлением Госстандарта России и Госстроя России от 7 июля 1993 г. № 16/18-25);
-Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 27 октября 1994 г. № 18-24 «Об утверждении руководящих документов по сертификации в строительстве»(РДС 10-232-94, 10-233-94, 10-234-94, 10-235-94).
Для каждой добровольной системы формируются собственные методические документы.
Справка.
Национальным объединением строителей создана и зарегистрирована в Росстандарте в 2011 году система добровольной оценки соответствия "НОСТРОЙ" -СДОС НОСТРОЙ
Основные области сертификации, которые охватывает Система:
- работы и услуги в строительстве,
- строительные материалы и изделия (продукция в строительстве),
- системы менеджмента в области строительства,
- электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.
Особое место в Системе также отведено новым направлениям:
- сертификация в сфере «зеленого строительства» (рейтинговая оценка параметров экоустойчивости среды обитания);
- сертификация по параметрам энергоэффективности строительных материалов и строительных объектов;
- сертификация по параметрам «наилучших доступных технологий» предприятий строительной индустрии.
Особенностью Системы является использование в качестве базы сравнения стандартов НОСТРОЙ. Эти стандарты разрабатываются Национальным объединением строителей и принимаются строительными СРО в качестве стандартов обязательного применения для строительных организаций.
Система функционирует на основе собственных Правил функционирования и имеет собственный знак маркировки.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В ДОКУМЕНТАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), также именуемое, как Таможенный Союз, объединяет Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Одним из направлений реализации единой экономической политики Таможенного Союза является создание общих технических регламентов, которые будут распространяться на все страны участницы. В соответствии с российским законодательством, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в случае принятия технического регламента ЕврАзЭС, аналогичный национальный технический регламент утратит силу. То же самое относится и к вопросам проведения оценок соответствия и использования систем сертификации.
Разработка технических регламентов ЕврАзЭС осуществляется на основании утвержденного графика разработки, при этом странами участниками были сформированы рабочие группы по разработке технических регламентов, в которые вошли представители от каждой страны, в т.ч. представители Национального объединения строителей.
На первом заседании рабочих групп в мае 2010 года при активном участии представителей НОСТРОЙ было принято решение о целесообразности разработки единого Технического регламента ЕврАзЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий.Объединенный технический регламент ЕврАзЭС по строительству находится на стадии рассмотрения членами рабочей группы.
С 1 июля 2010 года вступают в законную силу документы ЕврАзЭС на территории стран Таможенного Союза.
Решением Комиссии Таможенного Союза «О техническом регулировании» от 18 июня 2010 г. № 319 утверждены следующие документы, регулирующие отношения в области осуществления оценки соответстия:
-Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации ииспытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения;
Вид оценки соответствия | Характер проблемы |
Заявление (декларация) проектировщика (ГИПа) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента | Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ. Требуется изменение (актуализация) нормативно-методического документа СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта» |
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации | Не разграничена сфера (пределы) юридической ответственности между заключением экспертизы и декларацией проектировщика. (дублирование назначения документа). Имеет место монополизация данной сферы оценки соответствия системой государственной эккспертизы, использующей хозрасчетную внебюджетная форму самофинансирования. |
Выдача разрешения на строительство | Отсутствие механизма контроля за процедурами, обеспечивающими исполнение условий и сроков. Затягивание сроков выдачи. |
Строительный контроль | Не определена юридическая значимость документов, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших эти документы. Обязательность формы оценки теряет смысл при обязательности государственного строительного надзора и введения деклараций |
Государственный строительный надзор | Требуется актуализация нормативно-правового документа: СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6). Требуется уточнение состава документов, испрашиваемых для оформления заключений. |
Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации | Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ. |
Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям техрегламента | Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ. |
Ввод объекта в эксплуатацию | Требуется актуализация нормативно-методического документа: СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения». |
Эксплуатационный контроль | Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены |
Государственный эксплуатационный надзор | Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены |
Государственный строительный надзор за сносом | Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены |
Декларация и сертификация соответствия продукции | Отсутствуют (не установлены) механизмы административного (уголовного) наказания (ответственности) |
- Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и
зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме;
- Единая форма сертификата соответствия;
- Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза;
- Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ планы и проблемы.
В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 300-рожидается выход новых технических регламентов:
· «О безопасности строительных материалов и изделий» (проект подготовлен для второго чтения в Государственной Думе);
· «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации»;
· «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте»;
а также:
· «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов»;
· «О безопасности электрических станций и сетей»;
· "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения»,
которыми также будут регулироваться вопросы оценки соответствия на этапах создания, эксплуатации и ликвидации соответствующих объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р обозначен план специальных мероприятий, нацеленных на оптимизацию процедуры получения разрешения на строительство и на развитие системы негосударственной экспертизы. Они должны быть разработаны до конца этого года.
Ниже приведен перечень основных проблем нормативно-правовой необеспеченности по отдельным звеньям общей структуры оценок соответствия.