Административные правонарушения, связанные с завышением стоимости в строительстве и порядком его финансирования
4.1. Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ (ст. 21.7 КоАП)
132) Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов (ч. 1 ст. 21.7)
133) То же деяние, совершенное заказчиком (ч. 2 ст. 21.7)
134) Выявленное при контрольном обмере завышение объемов или стоимости выполненных строительно-мон- тажных работ и произведенных затрат, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации (ч. 3 ст. 21.7)
135) Деяние, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 4 ст. 21.7)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие в соответствии с установленными правилами и нормативами использовать средства бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных
внебюджетных, инновационных фондов или привлекать льготные кредиты.
Объективная сторона выражается в совершении деяний, связанных с финансовыми нарушениями, повлекшими завышение стоимости строительства.
Завышение возможно в виде завышения объемов, стоимости работ в связи со строительством и произведенных затрат. В отношении затрат следует учитывать затраты, включаемые в себестоимость строительства.
Произведенные завышения осуществлены в отношении объектов строительства, финансируемых за счет средств бюджета, государственных целевых бюджетных, государственных внебюджетных, инновационных фондов или с привлечением льготных кредитов.
Порядок проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ регламентируется Инструкцией «О порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ», утвержденной совместным постановлением Минфина, Минстрой- архитектуры, Минэкономики Республики Беларусь от 30.06.2004 г. № 99/16/ 165108.
В соответствии с п. 9 названного нормативного правового акта к завышениям, т. е. к фактическим деяниям, формирующим объективную сторону, относятся:
ошибки при расчете цены инвестора (заказчика) — завышение базисной стоимости подрядных работ по сравнению со сметной документацией, завышение индексов изменения стоимости работ по элементам затрат;
ошибки при расчете цены предложения подрядной организации;
108 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 8/11352.
стоимость строительно-монтажных работ, не выполненных, но включенных в состав оплаченных этапов (комплексов) работ;
стоимость строительных материалов, не числящихся по бухгалтерскому учету подрядчика, выставленных заказчику для оплаты в составе выполненных этапов (комплексов) работ;
индексация авансов, не покрытых стоимостью выполненных этапов (комплексов) работ, а также своевременно не использованных целевых авансов;
неправильный расчет затрат за технадзор заказчика, авторский надзор проектного института;
неправильное определение суммы налогов и неналоговых платежей;
необоснованная «экономия» договорной цены — замена материалов или технологии работ при снижении потребительских и качественных характеристик выполненных работ по сравнению с проектом;
арифметические ошибки;
другие нарушения законодательства Республики Беларусь и нормативно-технических документов по строительству.
Неотъемлемой составной частью проверки правильности расходования бюджетных средств, выделенных на строительство объектов, является контрольный обмер объемов строительных и ремонтных работ, а также документальные проверки, по итогам которых составляются акт (справка) проверки в организации заказчика, акты (справки) встречных проверок, проведенных у подрядчиков, акты контрольных обмеров, а также ведомости пересчета стоимости работ. Данные контрольные мероприятия проводятся работниками контролирующих органов, осуществляющих в соответствии с возложенными на них обязанностями проверки правильности расходования бюджетных средств, средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов и льготных кредитов, выделяемых на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов. Указом Президента Республики Беларусь № 53 от 22.01.1999 г. правом проводить контрольные обмеры объемов выполненных строительно-монтажных работ при строительстве (реконструкции) жилых помещений
с использованием льготных кредитов наделен также банк, выдавший кредит.
В связи с тем, что данный состав является материальным,
необходимо во всех случаях устанавливать причинную связь между деянием и наступившими последствиями в виде завышения. Соответственно, если имеет место завышение, а деяние проявилось в совершении ошибок проектными организациями, что находит подтверждение в проектно-сметной документации, то данное правонарушение квалифицируется по части третьей статьи.
Часть 4 содержит квалифицированный состав — совершение деяния, предусмотренного ч. 3, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.
Субъект правонарушения по ч.1 — подрядчик (субподрядчик), по ч. 2 — заказчик, по ч. 3 и 4 — физические лица, осуществившие проектные работы, государственную вневедомственную экспертизу, заказчик.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит по ч.1 в наложении штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до ста пятидесяти процентов от суммы завышения; по ч. 2 в наложении штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) — в размере до пятидесяти процентов от суммы завышения; по ч. 3 в наложении штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо (заказчика, проектную организацию и органы государственной экспертизы) — в размере суммы завышения (в равных долях); по ч. 4 в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо (заказчика, проектную организацию и органы государственной экспертизы) — в размере пятидесяти процентов от суммы завышения (с каждого) с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
4.2. Ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (ст. 21.8 КоАП)
4.2.1. Ненадлежащее осуществление инженером (инженерной организацией) функций технического надзора за строительством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежащим образом осуществлять технический надзор за строительством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков.
Объективную сторону образуют деяния, выраженные в форме действий или бездействия, связанные с нарушением требований по осуществлению технического надзора за строительством, содержащихся в нормативных правовых актах, в частности, Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 08.12.2004 г. № 27 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве», а также государственных строительных нормах Республики Беларусь «Технический надзор в строительстве. Основные положения» (СНБ 1.03.01-99), утвержденных Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 августа 1999 г. № 256, в соответствии с которыми на инженера (инженерную организацию) заказчиком передана часть функций по реализации договора (контракта) строительного подряда, в том числе по организации технического надзора.
Суть технического надзора сводится к постоянному контролю и надзору заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемка и учет выполненных работ.
Надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на лицо по осуществлению технического надзора, способствует точному и рациональному расходованию финансовых средств, материалов, оборудования и т. п. В соответствии с разделом 5 вышеуказанных СНБ представитель органов технадзора обязан:
постоянно проверять качество строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования, соответствие их проектной документации, наличие и правильность оформления документов, подтверждающих их качество (паспортов, сертификатов, результатов испытаний), своевременно выявлять дефекты и нарушения, информировать о них заказчика и подрядчика;
своевременно проверять объемы выполненных подрядчиком стро- ительно-монтажных работ и осуществлять их приемку, производить освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением актов по установленной форме;
следить за тем, чтобы денежные средства по объектам расходовались в пределах плановых ассигнований и утвержденных смет. Вести полный и точный учет выполненных и оплаченных работ в накопительной ведомости;
требовать от подрядчика (или представителя подрядчика) соблюдения надлежащих условий хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, а также обеспечения сохранности выполненных работ, возведенных зданий и сооружений до их сдачи заказчику (или инженеру) и др.
Ненадлежащее выполнение этих и других обязанностей может повлечь материальные последствия в виде завышения объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат. Указанные последствия являются обязательными для состава данного правонарушения.
Таким образом, данное правонарушение имеетматериальный состав
При определении завышений учитываются правила, изложенные в Инструкции «О порядке проведения проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустрой
ство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ», утвержденной совместным постановлением Минфина, Минстройархитектуры, Минэкономики Республики Беларусь от 30.06.2004 г. №99/16/165.
Одним из обязательных признаков объективной стороны данного правонарушения также являются особые условия осуществления технического надзора при строительстве жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков. В соответствии со ст. 107 Жилищного кодекса к данным организациям относятся: жилищностроительный кооператив, жилищный кооператив, молодежный жилой комплекс, коллектив индивидуальных застройщиков.
Субъект правонарушения — лицо, осуществляющее технический надзор.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа в размере тридцати пяти процентов суммы завышения, а на юридическое лицо — в размере тридцати пяти процентов суммы завышения.
4.3. Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов (ст. 21.17 КоАП)
4.3.1. Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь от 3000 до 50 000 базовых величин (ч. 1 ст. 21.17)
136) Те же деяния при стоимости строительства объектов от 50000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части 1 настоящей статьи (ч. 2 ст. 21.17)
137) Финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами (ч. 3 ст. 21.17)
Непосредственный объект данного правонарушения — установленные общественные отношения, позволяющие надлежащим образом финансировать строительство.
Объективная сторона по ч.1 и 2 статьи выражается в совершении деяния в форме бездействия — непроведение подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения.
Отличия в объективной стороне ч. 1 и 2 выражаются в стоимости строительства объектов и источниках используемых средств. По ч. 1 квалифицируются деяния, если строительство осуществляется на сумму от 3000 до 50 ООО базовых величин и ведется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь. По ч. 2 правонарушением являются деяния, если строительство осуществляется на сумму более 50 000 базовых величин и финансируется из иных источников, кроме указанных в ч. 1 настоящей статьи.
По ч. 3 объективная сторона выражается в виде действия — финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, но сопряженного с отсутствием предварительного проведения подрядных торгов в случаях, когда их проведение установлено законодательством.
В соответствии с Указом Президента от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 г. № 624) проведение подрядных торгов в случаях, указанных в ч. 1 и 2 статьи, обязательно. Без проведения подрядных торгов могут осуществляться строительные работы в отношении объектов, включенных:
в государственную инвестиционную программу — по решению Совета Министров Республики Беларусь;
в инвестиционные программы областей и г. Минска — по решению облисполкома и Минского горисполкома.
Проведение торгов не является обязательным при заключении следующих договоров:
на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);
на строительство жилых домов, в которых 50 % и более жилых помещений строится для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
на строительство жилых домов панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения;
на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс.человек;
субподряда, заключаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);
на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями Республики Беларусь, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;
в случае, если подрядные торги, проведенные в установленном порядке не менее двух раз, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов.
Порядок организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» с изменениями и дополнениями. Под действие данного законодательного акта не подпадает приобретение оборудования для целей, не связанных со строительной деятельностью.
Понятие строительной деятельности определено в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (ст. 1): строительная деятельность (строительство) — деятельность по подготовке разрешительной и проектной документации на строительство, выполнению строительных работ, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт, снос зданий и сооружений, монтаж и демонтаж зданий и конструкций, а также сооружение сборных элементов на строительной площадке, за исключением деятельности, осуществляемой в военных целях.
Субъект правонарушения по ч.1 и 2 — должностное лицо, индивидуальный предприниматель, заключившие договоры на строительство без проведения торгов или нарушившие порядок их проведения, а по ч. 3 — должностное лицо, осуществившее финансирование строительства без проведения торгов.
Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Ответственность состоит в наложении штрафа по ч. 1 в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин, по ч. 2 — в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо — от пятисот до тысячи базовых величин, по ч. 3 — в размере от десяти до тридцати базовых величин.