Административные правонарушения, связанные с радиационной безопасностью

За последние десятилетия во всем мире произошла кардиналь­ная переоценка влияния радиационного излучения на человека II окружающую среду, связанная с крупнейшей ядерной аварией в мировой истории на Чернобыльской АЭС. В той или иной мере по­следствия аварии затронули многие страны, однако в наибольшей степени пострадали Украина, Беларусь и Россия. При этом относи­-

тельная тяжесть последствий аварии для Республики Беларусь ока­залась значительно выше, чем для соседей. Поэтому обеспечение радиационной безопасности населения в нашей стране возведено в ранг государственной политики.

Кодекс об административных правонарушениях предусмотрел четыре состава правонарушений, связанных с проблемой обеспече­ния радиационной безопасности. Это статьи 16.3—16.6.

3.1. Нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению (ст. 16.3 КоАП)

35) Самовольные вынос или вывоз с территории, за­грязненной радионуклидами, строительных материалов, топлива, сельскохозяйственной продукции, техники, ин­вентаря, продуктов питания, других предметов и иму­щества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней (ч. 1 ст. 16.3)

36) Нарушение требований режима радиационной безо­пасности в специально отграниченной зоне радиоактив­ного загрязнения местности, выразившееся в проникно­вении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномочен­ным органом, либо уничтожении, повреждении или пере­носе знаков радиационной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграничен­ную зону радиоактивного загрязнения местности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строитель­ных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества (ч. 2 ст. 16.3)

37) Деяние, предусмотренное частью второй настоя­щей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ч. 3 ст. 16.3)

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения вы­ражается в деянии в форме действия — самовольное совершение действий, нарушающих установленный порядок обращения с радиоак­тивными материалами. Действия эти могут быть различными.

Так, ч. 1 рассматриваемой статьи запрещает самовольный вынос или вывоз с территории, загрязненной радионуклидами, строитель­ных материалов, топлива,сельскохозяйственной продукции,техни­ки, инвентаря, продуктов питания, других предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.

Часть 2 этой же статьи предусматривает нарушение требований режима радиационной безопасности в специально отграниченной »оне радиоактивного загрязнения местности, выразившееся в про­никновении в эту зону, либо самовольном поселении в ней, либо занятии деятельностью, не разрешенной уполномоченным органом, либо уничтожении, повреждении или переносе знаков радиацион­ной опасности, а также устройств, обозначающих или ограждающих специально отграниченную зону радиоактивного загрязнения мест­ности, либо в самовольном выносе или вывозе из этой зоны строи­тельных материалов, топлива, плодово-ягодных насаждений, плодов, ягод, грибов, домашних вещей, других предметов и имущества.

Часть 3 предусматривает совершение этих же действий, установ­ленных ч. 2, повторно в течение одного года после наложения адми­нистративного взыскания.

Режим радиационной безопасности — это комплекс мероприятий, направленных на ограничение облучения персонала и населения до наиболее низких значений дозы излучения, достигаемых средства­ми, приемлемыми для общества, и на предупреждение возникновения ранних последствий облучения и ограничение до приемлемого уровня проявлений отдаленных последствий облучения.

Для всех видов деятельности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, существуют общие и специальные требова­нии в области радиационной, экологической и санитарной безопас­ности, предусмотренные законодательством.

Так, ст. 5, 6, 9 и 14 Закона Республики Беларусь «О радиацион­ной безопасности населения»26 определяют, что государство регла­ментирует условия жизнедеятельности и особый режим проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в ре­зультате радиационной аварии.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения ра­диационной безопасности проводится уполномоченными на то орга­нами исполнительной власти. Любая практическая деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения осу­ществляется только с разрешения соответствующего государствен­ного органа. Продовольственное сырье, пищевые продукты, питье­вая вода, а также контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы и изделия дол­жны отвечать требованиям по обеспечению радиационной безопас­ности, подлежат производственному контролю.

Статья 47 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»27 определяет, что юридические лица и индивидуальные пред­приниматели обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не обеспе­чивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными веще­ствами, а также с радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, под­вергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»28 определяет, что в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население территории подразделяются на следующие зоны: зона эвакуации; зона первоочередного отселения; зона последующего от­селения; зона с правом на отселение; зона проживания с периодиче­ским радиационным контролем. Управление данными территориями осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, местны­-

26Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. 1998. № 5. Ст. 25.

27Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875.

28Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1991. № 35. Ст. 622.

ми исполнительными и распорядительными органами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Имущество и иные ценности, находящиеся на территории зон эвакуации, первоочередного и после­дующего отселения, с которых отселено население, являются собствен­ностью Республики Беларусь и переходят в ведение соответствующих областных исполнительных и распорядительных органов.

Вывоз земли, полезных ископаемых, других материальных цен­ностей с указанных территорий допускается лишь с разрешения районных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с областными исполнительными и распорядительными орга­нами и республиканским органом государственного управления по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выда­ча разрешений на вывоз домашнего имущества за пределы данных территорий осуществляется комиссиями районных и областных ис­полнительных и распорядительных органов.

Охрана общественного порядка, государственной собственно- ( in, тушение пожаров на территориях, с которых отселено населе­ние, контрольно-пропускной режим при въезде и выезде из этих зон обеспечиваются уполномоченными на то органами. На этих террито­риине допускается иная деятельность, не санкционированная упол­номоченными на то органами. Пребывание на территории зон, где эвакуировано население, допускается только при наличии специаль­ного разрешения. Контрольно-пропускной режим и порядок допуска лиц в эти зоны определяются в зависимости от величины загрязне­нии радионуклидами и регулируются Советом Министров Республи­ки Беларусь, республиканским органом государственного управле­нии по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Совместное постановление Министерства здравоохранения Рес­публики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Рес­публики Беларусь № 94/57 от 30 октября 2006 г. «Об утверждении инструкции о порядке уничтожения имущества, содержащего радио-активные элементы, изъятого, арестованного или обращенного в до­ход государства»29 определяет порядок обращения с конфискован­-

29 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 201. 8/15380.

ным или обращенным в доход государства иным способом имуще­ством, загрязненным радионуклидами. В частности определено, что, если по результатам проведения сертификации, государственной са­нитарно-гигиенической экспертизы или иных видов экспертиз иму­щества было установлено, что содержание радиоактивных элемен­тов в нем превышает допустимые уровни, установленные в Респуб­лике Беларусь, но не превышает значений, установленных для радиоактивных отходов, комиссия решает вопрос о применении иму­щества по назначению в Республике Беларусь, кроме случаев, когда для такого применения требуется получение разрешения Департа­мента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Если же по результатам проведения экспер­тизы было установлено, что содержание радиоактивных элементов в нем превышает значения, установленные для радиоактивных отхо­дов, комиссия организует рассмотрение вопроса с органами и учреж­дениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, и Проматомнадзором, которые в пределах своей компетенции при­нимают совместное решение о порядке обращения (хранения, транс­портировки, обезвреживания, захоронения) с имуществом, реализу­емое комиссией.

Уполномоченный орган в сроки, установленные органами и учреж­дениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, передает имущество в специализированную организацию в соот­ветствии с решением комиссии для его хранения, утилизации (ожи­дания дезактивации и (или) обезвреживания) и (или) захоронения с информацией о показателях его объема, активности, радионуклидного состава.

Субъектами рассматриваемых составов могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Ответственность по ч. 1 состоит в наложении штрафа в разме­ре от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального пред­принимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юри­дическое лицо — до двухсот базовых величин. При этом для всех

предусмотрена конфискация предметов и имущества, содержащих радиоактивные вещества сверх допустимых уровней.

По ч. 2 ответственность состоит в наложении штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального пред­принимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин, а на юри­дическое лицо — до двухсот базовых величин с конфискацией таких предметов и имущества.

По ч. 3 за повторное нарушение на физическое лицо налагается штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до четырехсот базовых величин С конфискацией предметов и имущества, содержащих радиоактив­ные вещества сверх допустимых уровней.

Наши рекомендации