Административные правонарушения

Комплексное исследование сущности административного правонарушения является весьма важным не только для юридической науки, но и для социальной практики. Особую значимость оно приобретает в современных условиях Российской Федерации, когда, с одной стороны, – растет число правонарушений, а с другой, – поставлена задача формирования правового государства и гражданского общества. Статистические данные «Главного информационно-аналитического центра МВД РФ» за 2011-2012 гг. наглядно иллюстрируют факт увеличения количества дел об административных правонарушениях.

Таблица 1 Статистика по административным правонарушениям всего по России за 2011-2012 годы (согласно информационным ресурсам ФКУ «ГИАЦ МВД РФ»)

Административные правонарушения - student2.ru

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ [3], административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность. Из определения напрямую вытекают признаки административного правонарушения. И хотя вопрос отнесения общественной опасности к признакам административного правонарушения является на сегодня дискуссионным, говорить о том, что данные противоправные, виновные и наказуемые действия (бездействия) посягают на охраняемые государством общественные отношения всё же стоит.

К примеру, нарушение правил перевозки людей (ст.12.23 КоАП) может не повлечь для этих людей никакого ущерба. Однако такая перевозка явно создаёт условия для правонарушения, квалифицируемого как нарушение правил дорожного движения, или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст.12.24 КоАП) [5, С. 284]. Противоправным действием является активное нарушение установленных в соответствующей норме обязанностей, законных требований, запретов. Бездействие же представляет собой пассивное поведение, которое может выражаться в несоблюдении каких-либо правил и норм, не совершении тех действий, которое в качестве обязательных должно было совершить соответствующее лицо.

Виновность означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Причём неустранимые сомнения виновности привлекаемого к ответственности лица толкуются в его пользу. Наказуемость деяния означает, что деяние может быть признано административным правонарушением только в том случае, когда соответствующая норма законодательства предусматривает меру административной ответственности (административное наказание) [2, С. 283].

В Особенной части КоАП РФ все виды правонарушений объединены в следующие классификационные группы:

1. посягающие на права граждан

2. посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

3. в области охраны собственности

4. в области охраны окружающей среды и природопользования

5. в промышленности, строительстве и энергетике

6. в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель

7. на транспорте

8. в области дорожного движения

9. в области связи информации

10. в области предпринимательской деятельности

11. в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

12. в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)

13. посягающие на институты государственной власти

14. в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

15. против порядка управления

16. посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

17. в области воинского учёта.

Данная классификация основана на разделении в зависимости от объекта административного правонарушения. Объектом административного правонарушения являются урегулированные законодательными нормами общественные отношения [1]. Наряду с объектом в составе административного правонарушения выделяют объективную сторону, субъект и субъективную сторону виновного, противоправного, общественно-опасного и наказуемого деяния. Объективная сторона любого правонарушения – это деяние, выражающееся в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Анализ действующего административного законодательства позволяет выделить в объективной стороне административного правонарушения такие основополагающие признаки, как:

1. противоправность деяния (действия или бездействия)

2. противоправный результат (вред, ущерб материального или нематериального характера)

3. прямую причинную связь между деянием и результатом [7, С. 40].

Липатов Э.Г. утверждает, что для материальных составов наличие причинной связи между деянием и вредными последствиями является непременной характеристикой. Так, в случае нарушения правил ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшего причинение лёгкого вреда здоровью потерпевшему, просто необходимо выявить причинную связь между несоблюдением таких правил и вредом, нанесённом потерпевшему. В формальных составах наступление вредного последствия не является обязательным.

Деяние признаётся правонарушением уже в силу несоблюдения какого-либо нормативного положения. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика (ст.12.12 КоАП РФ). Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения. Субъекты правонарушений – это физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права, а соответственно, подлежащие административной ответственности [8].

В отношении физических лиц устанавливается минимальный возраст привлечения к административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Субъективная сторона правонарушения выражается в виновном характере деяния (умысел или неосторожность). Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность, в частности административная [6]. Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Комплексно исследуя влияние элементов состава административных правонарушений на квалификацию общественно-опасных деяний, стоит параллельно проводить тщательный анализ имеющихся в наличии статистических данных.

Говоря, например, об административных правонарушениях в области охраны собственности, за 2010 год в России сложилась следующая ситуация: - за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ) возбуждено 4908 дел об административных правонарушениях, из которых направлено в другие органы 4840

- за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов (ст. 7.3 КоАП) - 202 дела

- за самовольное занятие лесных участков (ст.7.9) – 115 дел

- за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст.7.12) – 11712 дел

- за уничтожение или повреждение чужого имущества (ст.7.17) – 18264 дел

- за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа (ст.7.19) – 9164 дел

- за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20) – 191 дело

- за мелкое хищение (ст.7.27) – 111 714 дел.

В 2011 году наблюдается уменьшение количества возбужденных административных дел. Исключение составляет состав административного правонарушения, квалифицируемого как уничтожение или повреждение чужого имущества: если в 2010 возбуждено 18264 дел, то в 2011 – 18571. А так же факт мелкого хищения в РФ: в 2010 – 111 714 дел, в 2011 – уже 117 552. 2012 год для сотрудников правоохранительных органов выдался очень насыщенным, по сравнению с двумя предыдущими. Если в 2010-ом по стране возбуждено 1 214 263 дела, в 2011-ом – на 64 539 единиц меньше (т.е. 1 149 724), то в 2012-ом уже 1 348 567 дел об административных правонарушениях, что значительно превышает цифры 2010 года!

Так, например, только среди правонарушений в области охраны собственности с 2011 по 2012 годы значительно увеличились такие показатели, как: - самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП): 2011 – возбуждено 4367 дел

2012 – 4918 - пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов (ст. 7.3 КоАП):

2011 – возбуждено 169 дел

2012 – 276

- уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ):

2011 – 18571 дело

2012 – 19991

- самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа (ст. 7.19 КоАП):

2011 – возбуждено 9062 дела

2012 – уже 14090.

Информационные ресурсы ФКУ «ГИАЦ МВД РФ» [9] позволяют сделать вывод, что в 2012 году в целом за 3 года (2010-2012) уменьшилось количество возбужденных административных дел по таким показателям, как: - нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12 КоАП):

2010 – 11712

2011 – 8952

2012 – 6213

- самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20 КоАП):

2010 – 191

2011 – 137

2012 – 112

- мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ):

2010 – 111714

2011 – 117552

2012 – 117486

С 2011 по 2012 годы практически без изменений осталось положение о самовольном занятии лесных участков (ст. 7.9 КоАП) – сильной динамики здесь не наблюдается:

2011 – возбуждено 50 дел об административном правонарушении

2012 – 49.

Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [4]. В её составе в соответствии со ст.65 Конституции РФ находятся 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. За 12 месяцев 2012 года на территории Республики Калмыкия зарегистрировано 133 530 пресечённых сотрудниками ОВД административных правонарушений (аналогичный период прошлого года (далее-АППГ) – 142 743; -6,4 %), без учёта правонарушений в области дорожного движения, где зарегистрировано 39 701 правонарушение (АППГ – 41193; -3,6%).

Количество правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, составило 71,1 % от их общего числа. Это, в частности, мелкое хулиганство, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения. За отчётный период сотрудниками ОВД пресечено 8440 фактов мелких хулиганств, что составило 21,2 % от общего количества правонарушений без правонарушений в области дорожного движения (АППГ – 8125; +3,8 %). Наказанию в виде административного штрафа подвергнуто 1770 правонарушителей. По фактам нарушения «антиалкогольного» законодательства (ст.20.20, ст.20.21 КоАП РФ) составлено 19 811 протоколов об административных правонарушениях, что составило 49,9 % от количества пресечённых правонарушений без учёта нарушений в области дорожного движения. АППГ – 20 394, или 49, 5%.

Причинами можно назвать как - принятие решения по делу об административном правонарушении неуполномоченным лицом - отсутствие данных о части статьи КоАП РФ - отсутствие понятых при составлении протокола, так и, главным образом, отсутствие состава административного правонарушения по ч.1 ст.20.20. КоАП РФ (Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах). Таким образом, лишь комплексное исследование теоретических основ сущности административного правонарушения наряду с тщательным анализом статистических данных позволяет должным образом характеризовать административное правонарушение (его признаки и состав) как основание административной ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На наш взгляд, в любом случае, правонарушитель не уважает ценности, блага, взятые в данном обществе и государстве под охрану и защиту, частные и публичные интересы; его действия или бездействие причиняют или могут причинить разнообразный вред, ущерб индивиду, коллективу, обществу, государству, группе государств, международному сообществу. В случае массового нарушения норм права, социальных катаклизмов может возникнуть состояние, близкое к правовому вакууму (в случае массовой деформации правосознания, тотального правового нигилизма), к хаосу, анархии, охлократии или власти криминальных структур, организованной преступности. Наша позиция заключается в следующем: сущность правонарушения выражается в общественной опасности, а она, в свою очередь, в том вреде (моральном и материальном, восстановимом и невосстановимом, измеримом и неизмеримом), ущербе, который был причинен или мог быть причинен охраняемым нормами права общественным отношениям.

2. Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.

Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:

-совершается конкретным человеком;

-происходит в определенном месте и в определенное время;

-приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;

-характеризуется точными конкретными признаками, притом что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.

Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:

-правонарушение – это всегда деяние (действие или бездействие);

-правонарушение – это всегда виновное деяние;

-правонарушение – это нарушение правовых норм, которые содержат юридические обязанности и запреты.

3. Виды правонарушений делят в зависимости от сферы общественной жизни, в которой они совершаются:

-на правонарушения в сфере управленческой деятельности;

-правонарушения в сфере экономики;

-правонарушения в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от опасности правонарушения для общества их делят на преступления и иные правонарушения (проступки).

4. Порой эффективность правоприменения во многом зависит от законодательного и доктринального определения того или иного термина, его юридических свойств и отличительных особенностей. Так, удачно сформулированные понятия помогают избежать споров в практической деятельности, связанных с неоднозначными подходами к толкованию дефиниций. Это особенно касается определений, относящихся к финансовой сфере. Если обратиться к научной литературе, то можно констатировать, что лишь в очень немногих работах имеются разделы, посвященные нарушениям финансового законодательства РФ, в том числе бюджетным и налоговым правонарушениям, правонарушениям в области соблюдения валютного законодательства, в банковской сфере и т.п. Вместе с тем, с развитием теории финансов все больше ученных в своих работах касаются названной проблемы, рассуждая о самостоятельности финансовых правонарушений [5, 23-26; 8, 16-20].

Правонарушения в области финансов можно классифицировать в зависимости от их отраслевой принадлежности. Так, в гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержаться составы административных правонарушений в области финансов, за совершение которых предусмотрено наступление административной ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены преступления в финансовой сфере, например, 172 «Незаконная банковская деятельность», 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и др.

5. Лишь комплексное исследование теоретических основ сущности административного правонарушения наряду с тщательным анализом статистических данных позволяет должным образом характеризовать административное правонарушение (его признаки и состав) как основание административной ответственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001).

2. Кодекс РФ об Административных правонарушениях: По состоянию на 15 мая 2010 года.

3. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья): По состоянию на 1 августа 2010 года.

4. Трудовой кодекс РФ.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. УК РФ: Научно-практический комментарий/ отв.редактор судья Верховного суда С.А.Разумов - Изд. «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Учебники, монографии, брошюры

1. Большой Толковый словарь русского языка (современная редакция)/ Д.Н.Ушаков - М.: ООО «Дом славянской книги»,2012. - 1582с.

2. С.Н. Братусь. Юридическая ответственность и законность - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2012. - 198 с.

3. В.Н. Кудрявцев. Причины правонарушения - М.:«Ось -89»,2012.- 115с.

4. В.Н. Кудрявцев. Закон, поступок, ответственность - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2013. - 236 с.

5. Н.С. Малеин. Правонарушение: понятие, причины, ответственность - М.: Юридическая литература, 2013. - 198с.

6. Н.С. Малеин. Юридическая ответственность и справедливость - М.: Юридическая литература, 2013. - 226с.

7. Общая теория государства и права: Учебное пособие /А.Ф. Вишневский - Минск: Амалфея,2012. - 344 с.

8. Общая теория права: Учебник /под ред. проф. А.С. Пиголкина - Саратов: Издат. центр СГЭА, 2013. - 522 с.

9.Основы права: Учебное пособие /С.Г. Дробязко, Т. М. Шамба, Г.А. Василевич. Под общ.ред. В.А. Витушко - Минск: БГЭУ, 2014. - 754 с.

10. Основы государства и права: Учебное пособие- 3 изд., переизд. /О.Е. Кутафин- М.: Эксмо, 2014. -425с.

11.Правоведение: Учебник/ В.М. Сырых - М.: Инфра - М,2014. -192с.

12.Правоведение: Учебное пособие/ под ред. проф. А.К.Кравцова - Н.Новгород,2012.- 397с.

13.Преступники и преступления с древности до наших дней: Энциклопедия/ сост. Д.А. Мамичев - Д.: Сталкер, 2012 г. - 416 с.

14.Преступление и наказание в Российской Федерации. Популярный комментарий к УК РФ/ под ред. проф. А.С. Горелик - М.:БЕК- 2012. - 720 с.

15. Теория государства и права: Учебное пособие/ под ред.С.С. Алексеева - М.: Эксмо, 2011. -425с.

16.Теория государства и права. Ч.2 Теория права/ А.Б.Венгеров -М.: Норма , 2011. - 391 с.

17. Теория государства и права: Учебник / под ред. проф. В.В.Лазарева- М.: Право и Закон, 2012. - 424 с.

18. Теория современного права: Курс лекций / В.К Бабаев - Н.Новгород, 2012 217с.

19. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебник. / Под ред. Ю.А. Денисова. - М.: Экзамен, 2010. - 236с.

20. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: «Юристъ»,2009. - 234с.

21. Теория государства и права: Учебник- 3 изд., перераб. и доп./ отв.ред. В.Д. Перевалов- М.: Норма, 2009. - 496с.

22. Теория государства и права: Учебное пособие/ под ред. В.К.Бабаева - М.: «Юристъ» - 2010. - 597 с.

23. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Юрист, 2012. - 370 с.

Наши рекомендации