Административные правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью

Необходимость установления административной ответственно­сти за правонарушения, связанные с наркотическими веществами и венерической болезнью, обусловливается ростом числа лиц, зло­употребляющих немедицинским потреблением наркотиков, что, в свою очередь, является предпосылкой для адекватного увеличения числа правонарушений и преступлений в данной сфере.

Наркотические вещества растительного происхождения состав­ляют основную массу среди всех видов потребляемых наркотиков, а само культивирование растений, содержащих наркотические веще-

ства, выступает в качестве главного источника получения наркоти­ческих средств.

Глобальная угроза широкомасштабного распространения незаконного культивирования наркотикосодержащих растений отмечена к I диной конвенции ООН «О наркотических средствах» от 30 марта 1961 г.17, в Конвенции ООН «О психотропных веществах» от 21 фев­раля 1971 г.18, в Конвенции ООН «О борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г.19 В них незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, отнесено к дея­ниям, представляющим реальную угрозу для здоровья, благополучия людей и отрицательно воздействующим на экономические, культур­ные и политические основы общества.

Проблема борьбы с незаконным культивированием запрещенных к зделыванию растений, содержащих наркотические вещества,

31) 1.1НОвится в последние годы одной из ключевых проблем и для Рес­публики Беларусь.

2.1. Посев или выращивание запрещенных к возделы­ванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 16.1 КоАП)

2.1.1. Посев или выращивание без цели сбыта или изготов­ления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений и грибов, содер­жащих наркотические средства или психотропные веще­ства

Непосредственным объектом данного правонарушения являются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона данного правонарушения выражается и посеве или выращивании без цели сбыта или изготовления нарко­-

17 Ведамасци Нац. сходу Рэсп. Беларусь. 2000. № 18. Ст. 237.

18 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных ССCP с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416.

19Ведамасти Верхов. Совета БССР. 1991. № 16. Ст. 206.

тических средств, психотропных веществ запрещенных к возделы­ванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Выращивание либо культивирование таких растений запрещено Законом Республики Беларусь «О наркотических средствах, психо­тропных веществах и их прекурсорах»20.

Перечень конкретных растений, посев или выращивание которых запрещены, содержится в постановлении Министерства здравоохра­нения Республики Беларусь № 26 от 28 мая 2003 г. «Об утвержде­нии республиканского перечня наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному кон­тролю в Республике Беларусь»21, а их количественная оценка — в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1785 от 24 ноября 2000 г. «Об утверждении Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками»22.

По ст. 16.1 КоАП наказуем только незаконный посев или выра­щивание наркотикосодержащих растений без цели сбыта. Законное культивирование указанных растений для промышленных и лекар­ственных целей специализированными сельскохозяйственными пред­приятиями осуществляется в соответствии с постановлением Сове­та Министров Республики Беларусь № 1361 от 20 октября 2003 г. «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности Министерством сельского хозяйства и продовольствия»23.

Анализируя данную норму, следует учитывать, что посев и выра­щивание — это действия, разделенные во времени. Они, как этапы процесса возделывания, могут осуществляться разными людьми.

Посев — это заделывание семян или рассады в почву или иную питательную среду без надлежащего разрешения на любых земель­ных участках, в том числе и на пустующих землях. Он считается окон­ченным с момента посева семян в грунт независимо от их всходов, последующего произрастания растений и площади участка.

20Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 59. 2/851.

21 Там же. 2003. №70. 8/9659.

22 Там же. 2000. № 113.5/4615.

23Там же. 2003. № 119. 5/13235

Выращивание — это уход за посевами и всходами с целью дове­дения их до определенной стадии созревания: полив, рыхление, про­полка, прореживание, окучивание и т. д.

Субъектом данного правонарушения может быть только физи­ческое лицо, достигшее 16 лет. Такой возраст установлен для физи­ческих лиц и по всем иным правонарушениям данной главы.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При этом большое значение для квалификации данного дея­ния имеет цель. Ответственность по данной норме наступает только и том случае, если посев и выращивание наркотикосодержащих растений осуществлялись без цели сбыта и изготовления. В ином слу­чае будет наступать уже не административная, а уголовная ответ- с I ценность в соответствии со ст. 329 УК Республики Беларусь.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере до двадцати базовых величин.

2.2. Сокрытие источника заражения венерической бо­лезнью либо уклонение от обследования (ст. 16.2 КоАП)

2.2.1. Сокрытие больным венерическим заболеванием ис­точника заражения либо лиц, имевших с ним половое сно­шение, а равно уклонение от медицинского обследования больного венерическим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение

В соответствии со ст. 16.2 КоАП административным правонару­шением является сокрытие больным венерическим заболеванием источника заражения либо лиц, имевших с ним половое сношение, il равно уклонение от медицинского обследования больного венери­ческим заболеванием либо лица, имевшего с ним половое сношение.

В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «О здраво- охранении»2'' пациенты, в отношении которых получены данные о на­личии у них венерических заболеваний, в письменной форме пре­дупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких за­болеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по

24 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 159. 2/ 146

их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое подавле­ние в опасность заражения или заражение другого лица.

В перечень венерических заболеваний, представляющих опас­ность для здоровья населения, в соответствии с постановлением Ми­нистерства здравоохранения Республики Беларусь №31 от 13 июня 2002 г. «Об утверждении перечня заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения»25, включены сифилис и гонорея.

Порядок и условия принудительного медицинского освидетель­ствования и принудительного оказания медицинской помощи в ста­ционарных условиях в государственных организациях здравоохра­нения лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Непосредственным объектом данного правонарушения явля­ются установленные общественные отношения, позволяющие обес­печивать здоровье населения.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в форме бездействия — сокрытие лицом, больным венерическим за­болеванием, источника заражения, уклонение от медицинского об­следования.

Сокрытие как противоправное деяние предполагает, что указан­ное лицо не выполняет требования врача назвать источник зараже­ния и всех лиц, имевших с ним контакты за период, указанный вра­чом, и тем самым создает опасность распространения инфекционно­го заболевания.

Уклонением от медицинского освидетельствования на наличие или отсутствие венерических заболеваний считается:

32) отказ принять устное приглашение лечебно-профилактического учреждения явиться на освидетельствование;

33) отказ явиться в лечебно-профилактическое учреждение после получения письменного официального извещения с вызовом;

34) отказ от медицинского осмотра и лабораторного обследования, уходе приема врача после разъяснения необходимости обследования.

25 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 79 8/8235

Медицинское освидетельствование иностранных граждан и лиц лиц гражданства на наличие или отсутствие венерических заболева­нии проводится на общих основаниях. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие венерические заболевания, отказавшие­ся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, достигшее 16 лет и страдающее венерической болезнью (сифи­лисом либо гонореей). Факт наличия венерической болезни обяза­тельно должен быть установлен с учетом данных, свидетельствую­щих об осведомленности лица о том, что у него имеется соответству­ющее заболевание (лицо лечилось у врача, состояло на диспансерном учете и т. д.).

Лица, имевшие контакты с инфицированными больными, подле­жат административной ответственности лишь в том случае, если они были осведомлены органом здравоохранения о наличии венериче­ского заболевания и продолжали асоциальные действия, создающие опасность распространения инфекции.

С субъективной стороны деяние характеризуется умыслом: лицо знает о наличии у него (либо лица, имевшего с ним половое | ношение) инфекционного заболевания и осознает степень вреда, Который оно может причинить, скрывая требуемую информацию.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с депортацией или без де­портации.

Наши рекомендации