Административные правонарушения, связанные с нарушением порядка осуществления строительства

3.1. Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ (ст. 21.4КоАП)

111) Нарушение при проведении строительно-монтаж­ных работ обязательных требований проектной докумен­тации, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, прочность, устойчи­вость и эксплуатационную надежность зданий, сооруже­ний и их частей (ч. 1 ст. 21.4)

112) То же деяние, совершенное повторно в течение одно­го года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.4)

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие соблюдать обя­зательные требования проектной документации при проведении стро­ительно-монтажных работ.

Объективная сторона выражается в совершении деяний: на­рушение установленных обязательных требований, содержащихся в проектной документации. Данные нарушаемые требования долж­ны относиться к обеспечению безопасности жизни и здоровья лю­дей, охране окружающей среды, прочности, устойчивости и эксплу­атационной надежности зданий, сооружений и их частей. Иные

рушения не формируют объективную сторону данной статьи. При наличии иных отступлений от проекта ответственность наступает по ст. 21.2 КоАП.

В качестве обязательного признака объективной стороны выде­ляется совершение названных нарушений при определенных усло­виях: при проведении строительно-монтажных работ. К строитель­но-монтажным работам следует относить все виды таких работ, про­изводимых как на строительной площадке, так и вне ее. К работам, выполняемым на строительной площадке в связи с возведением, ре­конструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений, относятся земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, отделочные, погрузочно-разгрузочные и др. Работы вне строительной площадки связаны с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, канализации, коммуникаций газоснабжения, водоснабжения, тепло­снабжения и иных инженерных сетей.

Нормы, которые могут быть нарушены, содержатся в утвержден­ных проектах.

Называемые в данной статье нарушения могут быть совершены как в виде действия, так и в виде бездействия. Деяния могут быть как одиночные, так и множественные.

Состав правонарушения формальный. При материальном соста­ве правонарушения ответственность может наступить по соответ­ствующей статье УК Республики Беларусь, в частности по ст. 305, 306 УК.

Часть 2 устанавливает квалифицирующий признак — соверше­ние деяния, предусмотренного ч. 1, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нару­шение.

Субъект правонарушения — физическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона характеризуется совершением деяния как умышленно, так и по неосторожности.

Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в раз­мере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до семидесяти базовых величин,

а на юридическое лицо — от двадцати пяти до двухсот базовых ве­личин, по ч. 2 — от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от тридцати до ста пятиде­сяти базовых величин, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин.

3.2. Подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или ка­честву строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (ст. 21.5 КоАП)

113) Подписание должностным лицом документа произ­водственного контроля, авторского или технического надзора, обследования, испытания или исполнительной геодезической съемки, содержащего сведения, не соответ­ствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (ч. 1 ст. 21.5)

114) То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыс­кания за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.5)

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие осуществлять авторский или технический надзор, производственный контроль, проведение испытаний и обследований, исполнительную геодезиче­скую съемку в строительстве.

Объективную сторону образуют деяния, выраженные в форме действий и связанные с подписанием документов в сфере вышеука­занных отношений, содержащих сведения, не соответствующие фак­тическому положению вещей. Данные сведения носят альтернатив­ный характер и должны относиться к состоянию или качеству: строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий, конструкций, т. е. в целом к предмету контроля (надзора). Конт­рольно-надзорные мероприятия и объективность их проведения — необходимый этап, призванный обеспечить качество строительства,

надежность, безопасность и долговечность строительных объектов. Поэтому важно, чтобы этот этап проходил без нарушений, в соот­ветствии с установленными правилами, предусматривающими поря­док его организации и ведения, требования к документам и лицам, в нем участвующим.

Так, порядок осуществления авторского и технического надзора регламентирован, соответственно, государственными строительны­ми нормами Республики Беларусь «Авторский надзор за строитель­ством зданий и сооружений» (СНБ 1.03.03-2000), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 172, и государственными строитель­ными нормами Республики Беларусь «Технический надзор в строи­тельстве. Основные положения» (СНБ 1.03.01-99), утвержденными Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 августа 1999 г. № 256.

Авторский и технический надзоры осуществляются в обязатель­ном порядке за всеми объектами, за исключением объектов дачного и садоводческого строительства, возводимых собственными силами застройщиков.

Авторский надзор ведется в целях обеспечения соответствия ар­хитектурно-строительных, технологических и других технических решений и технико-экономических показателей вводимых в эксплу­атацию объектов строительства проектным решениям и показателям.

Авторский надзор ведется на основании задания заказчика и до­говора генподряда разработчиком проектной документации, выпол­няющим функции генерального проектировщика в течение всего пе­риода строительства и приемки в эксплуатацию законченных строи­тельством объектов.

Авторский надзор за строительством зданий и сооружений по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам осу­ществляется генеральным проектировщиком (проектировщиком), применившим эти проекты.

В отдельных случаях ведение авторского надзора возможно раз­работчиком соответствующего раздела проектной документации, отдельными специалистами, в том числе не принимавшими участия в разработке данного проекта.

Перечень осуществляющих авторский надзор специалистов уста­навливается приказом генерального проектировщика (проектиров­щика, субпроектировщика).

Работники, ведущие авторский надзор, посещают строящиеся объек­ты в сроки, предусмотренные планами-графиками, а также по специ­альным вызовам заказчика, в соответствии с условиями договора.

В случае, когда в осуществлении авторского надзора вместе с ге­неральным проектировщиком (проектировщиком) принимают учас­тие субподрядные специализированные проектные организации или отдельные специалисты (частные предприниматели), они объединя­ются в комплексную группу авторского надзора.

Технический надзор в строительстве — часть строительного про­цесса, включающего постоянный контроль и надзор заказчика за со­ответствием строительно-монтажных работ, применяемых материа­лов, изделий, конструкций и оборудования нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, а также освиде­тельствование. приемку и учет выполненных работ.

Технический надзор состоит из общего и специального техниче­ских надзоров.

Общий технический надзор — надзор за всеми видами строитель- но-монтажных работ.

Специальный технический надзор — надзор за отдельными ви­дами (комплексами) строительных, специальных и монтажных ра­бот — часть общего технического надзора.

Для руководства техническим надзором назначается руководи­тель общего технического надзора.

Заказчик (или инженер) обеспечивает осуществление техниче­ского надзора в течение всего периода строительства объекта.

Для осуществления технического надзора назначаются специа­листы с высшим образованием по профилю деятельности и опытом работы в строительстве не менее трех лет или со средним специаль­ным образованием и опытом работы в строительстве не менее пяти лет, аттестованные в порядке, установленном в Республике Беларусь.

Требования представителя технического надзора по вопросам его компетенции обязательны для подрядчика (или представителя под­рядчика).

По требованию представителя технического надзора подрядчик (или представитель подрядчика) обязан представлять документы, подтверждающие соответствие выполненных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования проектной и нор­мативно-технической документации, а также документы, подтвержда­ющие все затраты на выполненные строительно-монтажные работы.

Подрядчик не имеет права вести своими силами технический над­зор по объектам, на которых он осуществляет строительство.

Лицо, осуществляющее авторский или технический надзор, ис­полняя обязанности, возложенные на него, и реализуя предоставлен­ные ему права, в соответствии с ранее названными СНБ подписыва­ет обязательные документы, свидетельствующие об их выполнении (реализации). К таким документам могут относиться: журнал автор­ского надзора, журнал технического надзора, акты приемки отдель­ных ответственных конструкций и основных видов скрытых работ; акты освидетельствования основных работ, скрываемых последую­щими работами и конструкциями, акты освидетельствования скры­тых работ, акты промежуточной приемки ответственных конструк­ций, акты приемки оборудования после испытаний, документы на­блюдения за осадками ответственных зданий и сооружений и др.

При проведении строительных работ прибегают к различного рода обследованиям и испытаниям с целью проверок фактического нали­чия различных предметов (объектов), выполненных работ, удосто­верения их фактических свойств, возможностей функционирования. Например, проводятся испытания смонтированного оборудования и инженерных сетей, ответственных конструкций. Разновидностью обследований являются освидетельствования. Результаты данных действий оформляются документально в виде актов. Подписание ак­тов, содержащих недостоверные сведения, также формирует объек­тивную сторону состава данного правонарушения.

Обязательным документом, оформляемым в процессе строитель­ства, является исполнительная топографо-геодезическая съемка, под которой понимается совокупность инструментальных работ, по ре­зультатам которых в зависимости от вида выполняемых строитель­но-монтажных работ по объекту строительства оформляется испол­нительная документация в составе:

115) исполнительных чертежей, отражающих тип, конструкцию и фактическое плановое и высотное местоположение вновь проло­женных инженерных сетей и сооружений на них;

116) исполнительных схем, отражающих плановое и высотное по­ложение элементов и частей здания (сооружения) и улично-дорожной сети в местной системе координат и Балтийской системе высот 1977 г.;

117) вносятся изменения и дополнения на инженерно-топографи- ческий план местности в границах работ по благоустройству объ­екта строительства и прокладки связанных с ним инженерных сетей.

Инженерные сети и сооружения, законченные строительством, реконструкцией и ремонтом, без документов, подтверждающих вы­полнение и сдачу документации исполнительной геодезической съем­ки производителями строительно-монтажных работ, не принимают­ся в эксплуатацию (на техническое обслуживание). Фактическое состояние объекта строительства (его инженерных сетей) должно соответствовать сведениям, представленным в данной съемке, что подтверждается техническим заключением с печатью и подписью ответственного должностного лица. Порядок производства, контро­ля качества, сдачи-приемки, регистрации и хранения исполнитель­ных топографо-геодезических съемок объектов строительства рег­ламентируется специальными инструкциями, утверждаемыми мест­ными исполкомами.

Состав данного правонарушения формальный.

Часть 2 устанавливает квалифицированный состав— соверше­ние действия, предусмотренного ч. 1, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нару­шение.

Субъектом правонарушения является должностное лицо, упол­номоченное на подписание соответствующего документа.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в разме­ре от четырех до десяти базовых величин, по ч. 2 — от десяти до тридцати базовых величин.

3.3. Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пус­кового комплекса) (ст. 21.6 КоАП)

118) Нарушение председателем, членами приемочной комиссии установленного порядка или правил приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (ч. I ст. 21.6)

119) То же деяние, совершенное повторно в течение од­ного года после наложения административного взыска­ния за такое же нарушение (ч. 2 ст. 21.6)

120) Эксплуатация или передача в эксплуатацию объек­та строительства (очереди строительства, пускового комплекса) без его приемки в установленном порядке либо с нарушением такого порядка приемки в эксплуатацию (ч.Зст. 21.6)

121) Нарушение установленных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, выполнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строи­тельства, пускового комплекса) в эксплуатацию (ч. 4 ст. 21.6)

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие соблюдать пра­вила приема в эксплуатацию объектов строительства.

Объективную сторону образуют деяния, выраженные в фор­ме действий или бездействия и нарушающие установленные пра­вила приемки в эксплуатацию объектов строительства. Правила, устанавливающие порядок приема в эксплуатацию, обязанности сторон в связи с этим предусмотрены Положением о порядке при­емки объектов в эксплуатацию (в редакции постановления Совета Министров от 04.07.2009 г. № 887), Техническим кодексом уста­новившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» (ТКП 45-1.03-59-2008 (02250), утвержденным Приказом Министерства архитектуры и строитель­ства Республики Беларусь 27 ноября 2008 г. № 433 «Об утвержде-­

нии и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

Объективная сторона по ч. 1 выражается в совершении лю­бых нарушений установленных правил, кроме предусмотренных ины­ми частями данной статьи.

Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующий при­знак — повторность совершения правонарушения, предусмотренно­го первой частью, в течение года после наложения административ­ного взыскания.

Объективная сторона по ч. 3 выражается в совершении дея­ния в форме эксплуатации или передачи в эксплуатацию объекта строительства без его приемки в установленном порядке либо с на­рушением такого порядка приемки в эксплуатацию, т. е. без приме­нения названных ранее правил, что, собственно, данными правилами запрещается.

Часть 4 к объективной стороне относит нарушение специаль­ных сроков отделки фасадов, благоустройства или других работ, вы­полнение которых было перенесено при приемке объектов (очереди строительства, пускового комплекса) в эксплуатацию. Перенос воз­можен в связи с неблагоприятным для выполнения отдельных видов работ периодом года.

В соответствии с правилами вышеуказанных нормативных пра­вовых актов законченные строительством (реконструкцией, расши­рением, техническим перевооружением) и подготовленные к экс­плуатации (выпуску продукции и оказанию услуг) объекты независи­мо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями.

Заказчик (застройщик) с участием подрядчика предъявляет при­емочным комиссиям для ввода в действие объекты в соответствии с утвержденными проектами и договорами, подрядчик — объекты, сооружаемые на условиях строительства «под ключ», застройщик — объекты, построенные хозяйственным способом.

Приемочные комиссии по объектам, застройщиками по которым являются предприятия, организации и другие юридические лица, назначаются юридическими лицами, утвердившими проектную до­кументацию, а по индивидуальным жилым домам, хозяйственным

постройкам, застройщиками по которым являются граждане, — ме­стными исполнительными и распорядительными органами. При этом в их состав включаются представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика (подряд­чика), проектной организации (проектировщика), государственного пожарного надзора, а при приемке в эксплуатацию объектов соци­альной сферы — и представитель исполнительного комитета соот­ветствующего местного Совета народных депутатов.

В состав комиссий по согласованию с другими организациями и контролирующими органами могут быть дополнительно включены их представители.

Приемка в эксплуатацию объекта оформляется актом установ­ленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назна­чившим комиссию. Органы государственного надзора извещаются заказчиком (застройщиком) о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии. При наличии их возражений при­емка объекта не допускается.

Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельно стоящих зданий и сооружений, встроенных и пристроенных поме­щений производственного и вспомогательного назначения, входящих в состав объекта, а также секций многосекционных жилых домов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом.

Жилые дома, строящиеся за счет внебюджетных средств и кре­дитов банков, могут приниматься в эксплуатацию без выполнения в полном объеме подготовительных работ под отделку стен и потол­ков (кроме штукатурки), работ по внутренней отделке помещений (наклейка обоев, покраска, облицовка), без покрытия полов (кроме дощатых), без встроенной мебели, без установки дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и обору­дования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электриче­ских плит, а жилые дома в сельской местности, кроме того, без вы­полнения работ по устройству хозяйственных построек, покрытий проездов и дорожек, ограждений и озеленения, при наличии пись­менного согласия заказчика (инвестора), жильцов и внесении соот-

ветствующих изменении в проектно-сметную документацию и дого­вор строительного подряда.

При этом должны быть выполнены в полном объеме работы в помещениях общего пользования и по инженерному обеспечению здания.

При приемке в эксплуатацию объекта строительства (реконст­рукции) в период года, неблагоприятный для выполнения отдель­ных видов работ, с согласия заказчика (инвестора) разрешается перенос сроков проведения указанных работ на ближайший благо­приятный период года, если это не препятствует нормальной экс­плуатации объекта. Перечень, объемы, стоимость и сроки проведе­ния этих видов работ устанавливаются заказчиком (инвестором), застройщиком либо уполномоченной им организацией по согласо­ванию с проектной организацией, а также с соответствующими орга­нами государственного надзора, дающими заключения при прием­ке объектов в эксплуатацию, и отражаются в акте приемочной ко­миссии.

Передача жилого дома на обслуживание эксплуатационной орга­низации осуществляется заказчиком (инвестором) после определе­ния способа управления этим домом и в сроки, устанавливаемые ре­шением местного исполнительного и распорядительного органа при утверждении акта приемочной комиссии.

Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией.

Функции подрядчика прекращаются с момента выполнения им договора подряда (контракта) на капитальное строительство, за ис­ключением обязательств по гарантийным срокам. Выполнение их по истечении этих сроков оформляется представителями заказчика (за­стройщика) и подрядчика двусторонним актом, представляемым в орган, утвердивший акт приемочной комиссии.

Существуют Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденные Приказом Министерства архи­тектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 г. № 255 «Об утверждении Правил приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ», которые предусматривают порядок проведе­ния промежуточного контроля на стадии выполнения видов, этапов

и комплексов строительных работ для достижения качества в целом по объектам строительства.

Согласно данным правилам, виды строительных работ принима­ются в составе этапа или комплекса, а самостоятельно вид работ при­нимается в случае его выполнения по отдельному договору подряда.

В процессе выполнения видов, этапов или комплексов строитель­ных работ, подлежащих приемке, обязательно принимаются:

122) все виды скрытых работ (устройство фундаментов, гидроизо­ляции и т. п.), которые недоступны для визуальной и инструменталь­ной оценки приемочными комиссиями при сдаче зданий и сооруже­ний в эксплуатацию, однако от правильного выполнения которых зависят качественные показатели всего объекта;

123) отдельные ответственные и технически сложные конструкции (опоры и пролетные строения мостов, арки, своды, подпорные стены и другие несущие конструкции);

124) работы, выполняемые в периоды года с отрицательными тем­пературами воздуха и требующие проведения специальных меро~ приятий по защите от низких температур.

Датой приемки выполненного вида, этапа или комплекса работ считается дата подписания акта приемки.

Принятые в эксплуатацию объекты подлежат включению в госу­дарственную статистическую отчетность после утверждения акта приемочной комиссии.

Соответствие объекта, принимаемого в эксплуатацию, проекту, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться исполнительной технической документацией и за­ключениями следующих органов государственного надзора:

Госкомэкологии;

Государственного санитарного надзора;

Государственного строительного надзора;

Госпроматомнадзора (при приемке объектов и работ, ему подкон­трольных);

Государственного энергетического надзора (при приемке объек­тов и работ, ему подконтрольных);

Государственной автомобильной инспекцией (при приемке улиц, дорог и дорожных сооружений);

Государственной инспекции труда Республики Беларусь;

Штаба гражданской обороны (при приемке объектов со встроен­ными помещениями или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны);

других органов, осуществляющих Государственный надзор в строи­тельстве в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с названными строительными нормами и с уче­том специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях министерства и другие республикан­ские органы государственного управления при необходимости раз­рабатывают и утверждают отраслевые правила приемки объектов в эксплуатацию. При этом особенности приемки объектов в эксплу­атацию, не нашедшие отражения в настоящих строительных нормах, а также связанные с межгосударственными соглашениями и догово­рами, должны быть согласованы с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, Департаментом государствен­ной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь и заинтересованными органами Государственно­го надзора.

Состав данного правонарушения формальный.

Субъекты правонарушений, предусмотренных данной статьей, различаются в зависимости от вида совершенного правонарушения и указаны в соответствующих частях статьи.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2, явля­ются председатель и члены приемочной комиссии.

Субъект правонарушения, предусмотренного ч. 3. — специаль­ный: лицо, эксплуатирующее или передающее в эксплуатацию объект строительства (очередь строительства, пусковой комплекс).

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 4, является лицо, на которое возложены обязанности по отделке фасадов, благо­устройству или выполнению других работ, которое может быть как физическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем.

Субъективная сторона характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Ответственность состоит в наложении штрафа по ч.1 в разме­ре от четырех до десяти базовых величин, по ч. 2 — от шести до пят­

надцати базовых величин, по ч. 3 — от двух до десяти базовых вели­чин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базо­вых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин, по ч. 4 — от четырех до десяти базовых величин, на индивидуально­го предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юриди­ческое лицо — до двухсот базовых величин.

3.4. Нарушение требований к содержанию строитель­ной площадки (ст. 21.11 КоАП)

3.4.1. Нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом требований нормативной докумен­тации и проекта производства работ по организации, ограждению или содержанию строительной площадки

Непосредственный объект данного правонарушения — уста­новленные общественные отношения, позволяющие соблюдать тре­бования к содержанию строительной площадки.

Объективная сторона выражается в совершении деяния в фор­ме бездействия или ненадлежащего действия и проявляется в:

125) нарушении требований нормативной документации и проекта производства работ по организации строительной площадки;

126) нарушении требований нормативной документации и проекта производства работ по ограждению строительной площадки;

127) нарушении требований нормативной документации по содер­жанию строительной площадки.

Обязательные требования содержатся в «Межотраслевых общих правилах по охране труда», утвержденных постановлением Мини­стерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 июня 2003 г. № 70 (глава 14 «Строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы) (в редакции постановления Минтруда и соцзащиты от 19.11.2007 г. № 150)'°\ соответствующих строительных нормах и правилах (СНИПах).

Так, вышеуказанными правилами предусмотрено, что до начала строительства объекта выполняются подготовительные работы по

104 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 8/9818.

организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопас­ности строительства, включая:

устройство ограждения территории стройплощадки в соответ­ствии с проектом производства работ;

освобождение строительной площадки для строительства объек­та (расчистка территории, снос строений), планировку территории, водоотвод (при необходимости понижение уровня грунтовых вод) и перекладку коммуникаций;

устройство временных автомобильных дорог, прокладку сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода, связи;

завоз и размещение на территории стройплощадки или за ее пре­делами инвентарных санитарно-бытовых, производственных и ад­министративных зданий и сооружений;

устройство крановых путей, мест складирования материалов и конструкций.

Рабочие места, проходы к рабочим местам, настилы лесов и под­мостей должны поддерживаться в безопасном состоянии, не загро­мождаться, периодически в процессе работы и ежедневно после окон­чания работы очищаться от мусора, в зимнее время — от снега и на­леди и при необходимости посыпаться песком.

Подходы к рабочим местам, а также проходы на площадках и ра­бочих местах должны отвечать следующим требованиям:

ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,6 м, высота в свету — не менее 1,8 м;

проходы с уклоном более 20 градусов оборудуются трапами или лестницами с перилами;

лестницы или скобы, применяемые для подъема или спуска ра­ботников на рабочие места, расположенные на высоте более 5 м, дол­жны быть оборудованы устройствами для закрепления фала предо­хранительного пояса.

Требования к организации производства строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ устанавливаются в текстовой части проектов производства работ, технологических карт на выполнение отдельных видов работ, карт технологических процессов, техниче­ских решений и организационных мероприятий по обеспечению бе­-

зопасности труда и санитарно-гигиеническому обеспечению работ­ников, выполняющих эти работы.

Карты технологического процесса на выполнение отдельных ви­дов работ должны быть привязаны к конкретному объекту строитель­ства (реконструкции, ремонта, реставрации).

Работники перед началом работ знакомятся с проектом произ­водства работ под роспись.

Правила содержания, ограждения строительных площадок пре­дусмотрены также в Правилах благоустройства и содержания тер­риторий городов и городских поселков, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Бе­ларусь от 11 сентября 1997 г. № 118105, согласно которым органи­зации, предприятия и индивидуальные застройщики, проводящие строительные работы, обязаны:

128) до начала производства работ оградить строительные площад­ки типовыми ограждениями, подъезды к строящимся объектам бла­гоустроить и осветить, леса и ограждения окрасить;

129) обеспечить регулярную очистку прилегающих к стройплощад­ке территорий;

130) при производстве земляных работ в местах выезда транспорт­ных средств на улицы города устроить временные выезды для исклю­чения выноса грязи на благоустроенные улицы, организовать очист­ку колес от грязи или непрерывную уборку ее с проезжей части ули­цы и тротуаров, при необходимости оборудовать моечный пункт;

131) излишний грунт со строительных площадок вывозить только в места, определенные службами жилищно-коммунального хозяйства.

Состав данного правонарушения формальный.

Субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель или должностное лицо, ответственное за соблюдение данных пра­вил и проекта.

Субъективная сторона характеризуется совершением данно­го деяния как умышленно, так и по неосторожности.

Ответственность состоит в наложении штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.

105Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 8/5289.

Наши рекомендации