Влияние на объект строительства возможной аварии на Ленинградской АЭС
При оценке воздействия возможных аварий на АЭС с реакторами типа РБМК на население и его хозяйственную деятельность обычно рассматривают два варианта аварий:
1. Так называемая гипотетическая авария. Происходит расплавление топлива аварийных каналов с выходом газообразных и возгоняющихся элементов (криптона, ксенона, йода и цезия), повышение до недопустимого уровня давления в аварийных каналах и выброс радиоактивной парогазовой смеси в атмосферу через вентиляционную трубу АЭС высотой 150 м. Выброс происходит в течение около 20 минут.
Радиоактивное облако из района АЭС будет распространяться в слое воздуха от уровня земли до высоты около 200 м по направлению и со скоростью приземного ветра.
Наиболее опасным поражающим фактором для населения при рассматриваемой аварии является воздействие радиоизотопов йода на щитовидную железу людей. В этом случае радиационное поражение детей может произойти при дозе внутреннего облучения 180 бэр и более, взрослых – 400 бэр и более.
2. Авария с разрушением реактора. Авария происходит при тепловом взрыве (ядерный взрыв теоретически невозможен), в результате которого происходит разрушение тепловыделяющих сборок и графитовой кладки реактора (на ЧАЭС произошло и разрушение здания 4-го энергоблока). Происходит выброс радиоактивных веществ (РВ) на высоту до 2-3 км. РВ будут распространяться в слое от поверхности земли до 3 км по направлению и со скоростью среднего ветра.
Наиболее опасным поражающим фактором для населения при рассматриваемой аварии является радиоактивное загрязнение местности, которое значительно отличается от радиоактивного заражения при взрыве ядерного боеприпаса.
В случае аварии на АЭС в окружающую среду выбрасываются РВ, которые образовались не одномоментно, как в случае ядерного взрыва, а в течение длительного периода (до трех лет). За это время произошел распад короткоживущих радиоизотопов, остались радиоизотопы с существенным периодом полураспада. Поэтому с течением времени после аварии снижение мощности дозы радиоактивного загрязнения местности будет происходить значительно медленнее, чем в случае ядерного взрыва. Вместе с тем, сразу после формирования радиоактивного загрязнения местности величина мощности дозы будет значительно меньше, чем в случае ядерного взрыва (при равной дозе облучения, которая может быть получена в данном месте в течение нескольких лет). Кроме того, допустимые дозы радиоактивного облучения при авариях в мирное время намного меньше, чем для военного времени.
По этим и другим причинам организация защиты населения при аварии на АЭС существенно отличается от мероприятий в случае применения противником ядерного оружия.
Объект проектирования расположен восточнее Ленинградской АЭС на удалении 68 км от нее.
В случае возможной аварии на ЛАЭС с разрушением ядерного реактора и выбросом радиоактивных веществ в атмосферу радиоактивное загрязнение района расположения объекта проектирования может начаться ориентировочно через 1,5 – 2 часа и более после начала аварии. Максимальная мощность дозы гамма-излучения в районе расположения территории проектирования может составить до 1,75 Р/ч (приведено к 1 часу после аварии).
Люди, проживающие в рассматриваемом районе (городское население), могут получить дозу внешнего облучения:
Ø в течение первых двух суток после аварии на ЛАЭС – до 5,6 бэр;
Ø в течение десяти суток после аварии – до 20,3 бэр;
Ø в течение первого месяца после аварии – до 36,2 бэр;
Ø в течение трех месяцев после аварии – до 63,7 бэр;
Ø в течение шести месяцев после аварии – до 91,3 бэр;
Ø в течение первого года после аварии – до 130 бэр.
В случае возможной аварии на ЛАЭС с оплавлением активной зоны и выбросом радиоактивных веществ в атмосферу дети в возрасте до 4 лет, находящиеся на открытой местности при прохождении радиоактивного облака над районом расположения объекта проектирования, могут получить дозу облучения щитовидной железы радиоизотопами йода до 210 бэр. Доза облучения взрослых людей при тех же условиях будет примерно в 3,5 раза меньше.
В случае аварии на ЛАЭС возможная радиационная обстановка в районе расположения объекта проектирования требует немедленного укрытия людей в герметизированных помещениях при получении оповещения об аварии, а также защиты органов дыхания и кожных покровов людей, ограничения потребления загрязненных продуктов питания и питьевой воды.
При прохождении радиоактивного облака люди должны быть укрыты в помещениях, которые подлежат герметизации, что снизит дозу облучения щитовидной железы, а также дозу внешнего облучения всего тела, как минимум, на один-два порядка.
Требуется, также, проведение йодной профилактики для детей. Для взрослых необходимость проведения йодной профилактики должна быть уточнена соответствующими органами Госсанэпиднадзора, так как прогнозируемая доза возможного облучения щитовидной железы не достигает уровня А (таблица 6.3 НРБ‑99).
Другие меры защиты в течение первых двух суток после аварии не требуются, поскольку прогнозируемая доза облучения тела человека за данный период времени не достигает значения 1 Гр (п. 6.2 НРБ-99).
Прогнозируемая радиационная обстановка требует принятия срочных мер по отселению людей на постоянное жительство на незагрязненную территорию (п. 6.4 НРБ‑99).
Конкретные решения по мерам защиты населения в случае рассматриваемой чрезвычайной ситуации принимаются соответствующими органами управления РФ и субъектов Федерации с учетом сложившейся после аварии радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.
При радиоактивном загрязнении территории, на которой располагается объект проектирования, с мощностью дозы менее 3 мР/ч (через одни сутки после аварии) годовая доза облучения людей может составить менее 5 бэр и проведение эвакуации или переселения людей может быть сочтено нецелесообразным.
При радиоактивном загрязнении территории, на которой располагается объект проектирования, с мощностью дозы через одни сутки после аварии менее 0,3 мР/ч годовая доза облучения людей может составить менее 0,5 бэр и проведение защитных мер может быть сочтено нецелесообразным.
Наличие средств централизованного оповещения, а также средств связи на объекте проектирования обеспечивает руководство действиями персонала и учащихся по их защите при рассматриваемой чрезвычайной ситуации.
Для обеспечения безопасного проживания и функционирования населения в условиях, сложившихся после аварии на АЭС, предусматривается развертывание региональной системы радиационного контроля. В комплекс задач, выполняемых системой радиационного контроля, входят, среди прочих, контроль радиоактивного загрязнения различных объектов, в том числе продуктов питания и питьевой воды, и организация мероприятий по его снижению до допустимых уровней или достижимых минимальных уровней.
Обеспечение населения чистой питьевой водой будет производиться из системы водопровода, которая защищена от загрязнения радиоактивными веществами.
Дезактивация различных объектов и оборудования, расположенных на территории проектирования, может проводиться в соответствии с «Методическими рекомендациями по локализации и ликвидации радиоактивных загрязнений территорий и населенных пунктов», М, 1994, изданными МЧС России, а также другими методиками проведения дезактивации.