Йозеф Шумпетер «История экономического анализа»

Книга выдающегося австрийского экономиста Йозефа Шумпетера «История

экономического анализа» — произведение, ставшее классикой экономической

литературы. Её уникальность — в широте охвата (от Платона и Аристотеля

до Кейнса), сочетающейся с глубиной и оригинальностью анализа и личным

отношением буквально ко всем авторам и первоисточникам, упомянутым в

огромном по объему тексте. Книга посвящена, в первую очередь, развитию

техники экономического анализа, но попутно автор описывает исторический

контекст этого развития, эволюцию других общественных наук и общественной

мысли в целом, становление экономистов как научного сообщества. По

сравнению с другими известными книгами по истории экономической мысли труд Шумпетера в гораздо большей степени раскрывает развитие экономической теории в странах континентальной Европы.

Шумпетер вошёл в историю экономической науки прежде всего как ученый-теоретик, однако его собственные сочинения всегда основывались на глубоком изучении работ предшественников. Поэтому теоретические исследования оказались важнейшей предпосылкой его «Истории экономического анализа».

Первую часть своего труда Шумпетер посвятил определению предмета своего

исследования. Она называется «Предмет и метод» и состоит из четырех глав. Шумпетер дает пять определений науки, акцентируя внимание на том, что наука, в отличие от здравого смысла, представляет из себя «знание, вооруженное инструментами». Экономическая наука оказывается не системой категорий и законов, управляющих производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития человеческого общества, а «ящиком с инструментами» — это определение Джоана Робинсона использует в своей книге Шумпетер.

Считая, что типичные для буржуазной историографии частые ссылки на философию являются «одним из важнейших источников псевдообъяснения развития экономического анализа», Шумпетер впадал в другую крайность, полагая, что «экономический анализ никогда не формировался под влиянием философских взглядов».

Буржуазный характер «объективизма» Шумпетера особенно ярко проявился в

его критике марксизма.

Четвертую часть книги Шумпетера Марк Перлман удачно назвал эрой школ частных дисциплин. Здесь проанализированы достижения в области истории, социологии, психологии, соцальной политики, а также их влияние на развитие экономической науки. Сама же экономическая наука представлена в этой части различными направлениями: старой и новой исторической школой, маржинализмом, американским институционализмом, неоклассическим направлением, марксизмом и др.

В центре внимания Шумпетера оказывается исследование теории равновесия,

успехи в технике эконометрического анализа.

Последняя, пятая, часть носит характер набросков. Шумпетер стремился

показать, что изучение проблем макроэкономической теории может способствовать восстановлению единства экономической науки, объединению ее различных направлений и школ.

ЙОЗЕФ ШУМПЕТЕР – ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ИННОВАЦИИ

Билет 6

Экономическо-философские рукописи 1844 года

Год создания: 1844.

Год издания: 1932.

Структура работы:

Предисловие.

Первая рукопись.

2.1. Заработная плата

2.2. Прибыль на капитал.

2.3. Земельная рента.

2.4. Отчужденный труд.

Вторая рукопись.

3.1. Отношения частной собственности.

4. Третья рукопись.

4.1. Сущность частной собственности в отражении политической экономии

4.2. Коммунизм

4.3. Потребности, производство и разделение труда

4.4. Деньги

4.5. Критика гегелевской диалектики и философии вообще

Основные идеи и положения:

1. Борьба между капиталистом и рабочим всегда завершается в пользу капиталиста (Капиталист может дольше жить без рабочего, чем рабочий без капиталиста – Маркс). Улучшение благосостояния капиталиста не означает улучшение положения рабочего класса, а убытки капиталиста, напротив, всегда пагубно отражаются на рабочих. При этом ущерб для собственника – потеря части имущества, а для рабочего - потеря самой возможности к существованию.

2. Выделяются три состояния общества: 1) Богатство общества приходит в упадок, тогда рабочие страдают больше всех. 2) Богатство общества прогрессирует, и это единственный вариант, благоприятный для рабочего. Среди капиталистов начинается конкуренция, спрос на рабочих превышает предложение. Однако в это же времяработник, желая добиться максимальной заработной платы, трудится день и ночь, отдавая работе все духовные и физические силы. Он добровольно губит себя на производстве, чтобы получить профит. Результат – через несколько лет рабочий загибается, место освобождается, и приходят новые кадры. Таким образом, рабочий класс жертвует частью самого себя, чтобы не погибнуть полностью. И все довольны. 3) Богатство общества достигло наивысшего расцвета. При этом все рабочие места заняты, и среди рабочих царит жесточайшая конкуренция. Свободных мест нет, население растет (благосостояние ведь на высоте), следовательно, растет число безработных =>нищета. Все, кто превышают количество необходимых работников, обречены на вымирание.

Жизнеутверждающий вывод: «Итак, при движении общества по наклонной плоскости вниз — прогрессирующая нищета рабочего; при прогрессе общественного благосостояния — особый, сложный вид нищеты; в обществе, достигшем наибольшего благосостояния, — постоянная нищета» - М.

3. Разделение труда увеличивает производительную силу труда, богатство и утонченность общества, и в то же время оно низводит рабочего до уровня машины. Труд вызывает накопление капиталов и тем самым рост общественного благосостояния, и в то же время он делает рабочего все более и более зависимым от капиталиста, усиливает конкуренцию среди рабочих, втягивает рабочего в лихорадочную гонку перепроизводства, за которым наступает такой же спад производства.

4. С увеличением капиталов в стране становится все труднее найти выгодное применение новому капиталу. Между различными капиталами возникает конкуренция, причем владелец одного капитала прилагает всевозможные усилия, чтобы завладеть делом, которое захвачено другим капиталом. Но в большинстве случаев он не может надеяться на вытеснение этого другого капитала, если не предложит своим клиентам более выгодных условий.

Крупный капитал, как правило, возрастает быстрее мелкого, так как даже малая прибыль для крупного капитала всегда оказывается больше крупной прибыли для мелкого капитала. Если складывается ситуация, когда крупный капитал получает большие прибыли, а мелкий – малые (состояние сильной конкуренции), то все мелкие капиталы просто задавливаются крупным.

5. Размер земельной ренты определяется в результате борьбы между арендатором и земельным собственником.Одним из наиболее важных продуктов, приносящих земельную ренту, являются предметы питания, т.к. это важнейшая потребность человека («Численность населения страны соответствует не тому количеству людей, которое данная страна может одеть и разместить в жилищах, а тому количеству, которое она может прокормить своим продуктом» - А. Смит).

Значительная часть земельной собственности со временем попадает в руки капиталистов. Так они становятся еще и земельными собственниками. Различия между капиталистом и собственником стираются, и на арене остаются всего два класса – капиталисты и рабочие.

6. Чем больше рабочий с помощью своего труда осваивает внешний мир, чувственную природу, тем в большей мере лишает он себя средств к жизни. Он становится рабом своего предмета, так как получает средства к существованию только через него. Труд одновременно создает прекрасные жизненные удобства для богатых и уродует жизнь самого рабочего. Развитие машинного производства (как результат труда) отбрасывает значительную часть работников, так как их труд уже не столь необходим.

Труд для рабочего – не удовлетворение потребности, а средство для достижения других целей. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы.Т.е., отчужденный труд – вынужденный, не принадлежащий напрямую рабочему и доставляющий большие блага другому человеку.

7. Заработная плата для капиталиста – необходимая издержка, основная задача которой – поддержание работоспособного состояния производительного инструмента, т.е. рабочего («…как смазочное масло, применяемое для колес, чтобы поддерживать их движение»).

8. Отношение частной собственности — это труд, капитал и их взаимоотношение. Они должны пройти следующие этапы взаимодействия: 1) Непосредственное или опосредованное единство обоих (капитал и труд поднимают и стимулируют друг друга как положительные условия). 2) Противоположность по отношению друг к другу (капиталист и рабочий видят в оппоненте врага, угнетателя и сатаниста, стараются отнять друг у друга само существование). 3) Противоположность по отношению к самому себе (капитал = накопленному труду = труду; капиталист скатывается в рабочий класс, а рабочий в какой-то мере становится капиталистом; труд как момент капитала, как его издержки. Следовательно, заработная плата — жертва, приносимая капиталом).

9. Деньги, по мнению Маркса, - извращение и смешение всех человеческих и природных качеств, видимое божество, которому в обществе отдается наивысший почёт. Они любой недостаток могут обратить в его противоположность: «Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я — по своей индивидуальности — хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит я не хромой». Деньги искусственно превращают представление в действительность, несовершенство – в достоинство, а значит, извращают индивидуальность человека.

10. Коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность. В первой форме он является животным, грубым видом отношений, направленным на устранение того, что разобщало и отличало людей друг от друга. В качестве примера Маркс приводит брак, являющийся формой индивидуальной собственности. Если при капитализме жена принадлежит только своему мужу, то при этой форме коммунизма она становится достоянием общества. От брака женщина переходит ко всеобщей проституции. Этот коммунизм, по мнению Маркса, является грубой ограничительной мерой, основанной, прежде всего, на зависти и искоренении индивидуальности. Общий уровень зарплат, общий уровень жизни (как правило, низкий, в результате разрушения всего и вся).

Второй формой коммунизма является направленность на политическое устройство общества. Маркс выделяет два варианта развития событий: А) Создается демократическое или деспотичное государство Б) Государство упраздняется. И в том, и в другом случае намечается прогресс, по сравнению с первой формой. Коммунизм уже возвращается к человеку, преодолевает барьер его отчуждения, постигает понятие частной собственности, однако не понимает ее сущности. Положительная природа частной собственности остается нераскрытой, так что до идеала еще далеко.

Третья форма (завершенный коммунизм) - положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. Индивидуальность снова становится ценностью общества. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, == натурализму. Стоит отметить, что религия, право, мораль, семья и искусство рассматриваются Марксом как частные случаи производства =>отчуждения. В результате господства третьей формы коммунизма индивид возвращается «из религии, семьи, государства и т. д. к своему человеческому, т. е. общественному бытию». Коммунизм начинается с атеизма.

Маркс считает, что капитализм лишил человека всех физических и духовных качеств, оставив взамен лишь желание обладания («абсолютная бедность», по выражению бородача). Коммунизм же пробуждает все человеческие чувства и дает новые краски миру: глаз становится человеческим глазом, ухо – человеческим ухом и т.п. Человек не теряет себя, свои чувства и свою индивидуальность, но для этого необходимо, чтобы все предметы вокруг стали частью его самого, «очеловечились», а это возможно лишь в том случае, если предметы общественные.

В «Рукописях» часто цитируются Адам Смит, Давид Рикардо, Ж.Б. Сэй. Также приводятся отрывки из «Фауста» Гёте и «Тимона Афинского» Шекспира (показывают силу денег). Все свои рассуждения Маркс ведет от принципов политической экономии, которая, в целом, характеризуется им как система, ничуть не заинтересованная в благополучии человека. Обезличивание, превращение рабочего в бездуховный инструмент, отсутствие внимания к жизни вне работы – вот основные принципы политической экономии.

Цитаты:

Наши рекомендации