Задания для самостоятельной работы. Тема: Социальная профилактика: разработка программы профилактической работы с детьми
Тема: Социальная профилактика: разработка программы профилактической работы с детьми девиантного поведения (2 часа)
План
1. В рабочей тетради зафиксируйте содержание социальной профилактики девиантного поведения подростков (см. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, с. 275-306).
2. Сделайте подборку статей из периодической печати о неформальных молодежных группах, детской беспризорности. Оформите их на отдельных альбомных листах. Обсудите данные статей в ходе работы группы, сделайте анализ ситуации.
3. В рабочих тетрадях зафиксируйте методику контактного взаимодействия с подростками девиантного поведения (см. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, с. 301).
4. Разработайте программу профилактики правонарушений несовершеннолетних. Подготовить защиту и демонстрацию программ на занятии.
Задания для самостоятельной работы
1. Подберите по несколько разных тренинговых занятий (2-3) с подростками по профилактике правонарушений несовершеннолетних для разработки профилактической программы.
2. Зафиксируйте в рабочих тетрадях и на индивидуальных альбомных карточках технологию разработки профилактической программы.
3. Подготовьте презентацию по теме «Профилактика девиантного поведения подростков».
4. Подберите статистические данные о совершении правонарушений подростками (оформите их на индивидуальных альбомных карточках). Проанализируйте изучаемую ситуацию. Составьте перечень намеченных мероприятий по профилактике правонарушений.
Основная литература
1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 560 с.
2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 425 с.
3. Социальная работа: Учебное пособие для вузов / Под. Общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.
4. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. 2-х томах; Т.1 / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова.– М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. – 459 с.
1. Технология социально-педагогической профилактики отклонений в поведении детей и подростков (Овчарова Р.В.)
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.
Социальная защита детства - специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.
Ребенок — лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность.
Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка.
Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профи- лактируя развитие негативных личностных свойств.
Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.
«Учительская газета», №50 от 12 декабря 2006 года Вадим Давыдов: Как одолеть молодежный экстремизм? | |
Состояние и перспективы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде рассмотрены на парламентских слушаниях в Совете Федерации. К участию в них Комитет СФ по обороне и безопасности пригласил парламентариев, представителей правоохранительных органов и спецслужб, министерств и ведомств, молодежных организаций. Открывая слушания, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что обсуждение этой темы впервые в практике парламентской работы проходит в новом формате - под эгидой Председателя Совета Федерации. Он выступил с докладом. |
Глава верхней палаты Федерального Собрания РФ Сергей Миронов заявил, что российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Одна из самых уязвимых для экстремизма социальных групп - молодежь. «Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты, - продолжал Миронов, - нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей».
Председатель Совета Федерации сообщил, что в стране действуют около 150 неформальных молодежных организаций. И это не просто клубы по интересам, «тусовки», а организации с жесткой иерархией, дисциплиной, идеологией и вождями, в которые входят до 10 тысяч человек. Они разрознены, но эксперты утверждают: появление единого их лидера - дело года-двух.
Молодежи свойственна психология максимализма. Деструктивные силы используют эту возрастную особенность в своих целях, нередко пытаясь под предлогом патриотического воспитания навязать молодежи радикальные идеи. Растет число преступлений, порожденных социальной или этнической враждой. Только за последний год в 3 раза выросло количество преступлений экстремистской направленности. С 2001 по 2005 г. число нападений на иностранных граждан в России увеличилось на 84% - с 7300 до 13300. На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят почти 6 тысяч несовершеннолетних, привлекавшихся к ответственности за экстремистские правонарушения. Если в 2002 г. за преступления экстремистского характера к ответственности были привлечены 8 человек, то в 2005-м - 214.
«Обратите внимание, - заявил Миронов, - когда говорится об экстремизме, подразумеваются не только межнациональные отношения; экстремизм порождает также социальную рознь». По его словам, рост молодежного экстремизма свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодежи, развитии асоциальных установок в сознании подрастающего поколения, которые вызывают противоправное поведение.
Законодательство о борьбе с экстремизмом основывается на нормах Конституции и международного права. Закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия ей, устанавливает ответственность за подобные деяния. Летом текущего года одобрены изменения в статьи 1 и 15 этого правового акта. Основные новации - определения общественно опасных деяний, которые квалифицируются как признаки экстремистской деятельности.
В законодательном обеспечении борьбы с экстремизмом в молодежной среде, по мнению главы верхней палаты парламента, можно условно выделить два основных направления. Первое нацелено на пресечение экстремистской деятельности, второе - на профилактику экстремизма, устранение условий, подталкивающих к нему, на обеспечение гармоничного включения молодежи в нормальную жизнь общества.
Основной недостаток действующих норм определения признаков экстремистской деятельности - возможность их двоякого толкования, подчеркнул Миронов. В корректировке нуждается положение, характеризующее некоторые признаки экстремизма, такие, например, как «критические выступления физических и юридических лиц». Нормы, касающиеся «публичной клеветы» в отношении лица, замещающего государственную должность и находящегося при исполнении служебных обязанностей, по словам Председателя СФ, не дают четких критериев экстремистской деятельности и допускают неоднозначное толкование. Соответствующие поправки подготовлены для внесения в качестве законодательной инициативы верхней палаты парламента.
К решению проблем борьбы с экстремизмом подключилась созданная весной 2006 г. Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации. Сергей Миронов сообщил, что во время недавней встречи руководства палаты с Президентом России парламентарии доложили: за последние месяцы эта комиссия предотвратила три крупных конфликта на межэтнической почве. Удалось привлечь к решению проблем органы власти муниципального, регионального уровня и центра, разобраться в ситуации, сказать людям правду и принять меры, которых они ждали. «Мы не афишируем эту работу, я специально не называю регионов, населенных пунктов, но это наша практическая деятельность», - заявил Миронов.
По его мнению, заслуживает внимания опыт администрации Санкт-Петербурга, которая приступила к реализации общегородской программы «Толерантность». Основные методы борьбы с ксенофобией, расизмом, межэтнической и межконфессиональной напряженностью в городе - совершенствование законов, повышение эффективности миграционной политики и создание социальных проектов интеграции мигрантов. Программа предусматривает и разработку школьного курса «Многонациональный Санкт-Петербург».
Зачастую мы не задумываемся над многообразием смысловых оттенков слов. «Обратите внимание, - сказал докладчик, - как только прочтете «межнациональные отношения», сразу вспомните термин «межэтническая терпимость». А что значит терпимость? Значит сжать зубы и терпеть. Разве это нужно в нашем многонациональном государстве? Будет ли это способствовать тому, чтобы у нас не возникали ростки экстремизма? Когда взрослые говорят о «межнациональной и межэтнической терпимости», молодежь отвечает: мол, взрослые пусть терпят, а мы терпеть не будем. Об этом тоже надо задуматься.
Приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению, продолжал докладчик. К ним относятся снижение авторитета семьи и семейное неблагополучие, утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти и призывы к обогащению. Все это вызывает у молодежи озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию, подчеркнул глава верхней палаты парламента.
«Вернусь к теме многострадального отечественного телевидения, - продолжал он. - Когда с трибуны я заявляю о том, что у нас в стране нет ни одного «пропрезидентского» телеканала, у всех шоковая реакция: как же так, везде новости и официоз. А я парирую: сделайте суточный контент-анализ любого телеканала - ОРТ, РТР, НТВ - неважно какого. И увидите, что все это так. Доказательства? Пожалуйста. Взять рекламу, ток-шоу - все, что угодно. К чему призывают с экранов телевизоров, на чем воспитывают? Работать не надо - надо выиграть. Раз - и ты миллионер. Если ты хочешь в жизни чего-то достичь, надо устранить слабое звено. Убери конкурентов, иди по головам! И это в нашей стране, где продолжают жить принципы коллективизма, в том числе и многонационального, это то, что впитывает россиянин с молоком матери?!» В рекламе, ток-шоу и сериалах - везде насаждается абсолютно чуждая нам идеология, подытожил Сергей Миронов. И пояснил: он не призывает смотреть на жизнь через розовые очки, но статистика состояния психического здоровья нации показывает, что пограничные состояния очень широко распространены. И телевидение никак не способствует его укреплению.
Есть и другие аспекты проблемы. Как молодежь реагирует на то, что родители много работают, бьются и не сводят концы с концами, а с экранов телевизоров и рекламных плакатов сверкает шикарная жизнь? На этот вопрос докладчик ответил: «У подростка появляется озлобленность, и он готов к правонарушению. Если он находит у кого-то понимание и ему предлагают - пойдем с нами «бить кавказцев» или «бить богатых» - он идет. Идет под лозунгом «грабь награбленное». Вот так рождается насилие». Когда на головы подростков ежедневно с экранов обрушивают потоки идеологии насилия и агрессии, им трудно противостоять.
Для страны чрезвычайно важна система нравственного воспитания детей и подростков, сказал Председатель Совета Федерации. Такая работа разворачивается в рамках государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006 - 2010 гг. Для формирования правосознания и патриотизма необходимы отечественные фильмы, отражающие российскую действительность, многонациональный состав общества и особенно полиэтническую российскую культуру. В укреплении нуждается и воспитательная функция школы.
Сергей Миронов признал недостаточно эффективной работу с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, условно осужденными и отбывающими наказание. Многие из них без помощи государства не в состоянии найти свое место в обществе. По его словам, направление на учебу, работу и предоставление жилья - минимум того, что должно сделать государство для несовершеннолетних граждан.
Росту преступности, экстремизму в среде молодежи, продолжал спикер, способствует употребление алкогольных напитков и наркотиков. «Считаю, что требуются более скоординированные меры по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией подростков», - заявил глава верхней палаты парламента. Еще одна проблема - игорная зависимость подростков. Именно в поисках денег на игру молодежь совершает грабежи и разбои.
Где подростку проводить свой досуг?
«Известно, кто прыгает с парашютом, не употребляет наркотики. Им этого не надо, адреналина более чем достаточно. В этой связи следует по-государственному подойти к организации работы РОСТО (ДОСААФ). Нужно сделать так, чтобы любые мальчишка и девчонка имели возможность водить машину, стрелять, с парашютом прыгать, на планере летать. Естественно, все это должно быть бесплатно, поскольку родителям организация досуга детей сегодня очень дорого обходится. По сути, все ныне существующие в стране секции и кружки платные. Но где же людям взять на это дополнительные средства, если у них не всегда хватает денег на питание, одежду и обувь?» - отметил глава Совета Федерации.
Он напомнил, что еще 10 лет назад должны были принять закон о молодежной политике в России. Сегодня он еще более актуален. Кроме того, еще лет 5 назад нужно было создать федеральный орган исполнительной власти (а не организацию на общественных началах), который отвечал бы за проведение молодежной политики. Сергей Миронов предложил эти два положения включить в проект решения парламентских слушаний.
С содокладами на слушаниях выступили заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь и первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин.
Участники слушаний констатировали наличие социально-экономических условий распространения в молодежной среде этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии, национализма и экстремизма, обратили внимание органов власти на необходимость совершенствования законодательства, принятия действенных мер профилактики и пресечения преступности, наркомании, алкоголизма и люмпенизации молодежи. Решению этих проблем должна способствовать активная государственная молодежная политика, основанная на социально-экономической и моральной поддержке молодежи государством и обществом. Требуется обеспечить доступность качественного образования, создать условия для воспитания, сохранения здоровья и трудоустройства подрастающего поколения, формирования у него гражданской ответственности и патриотизма. Конкретные предложения такого рода вошли в итоговый документ парламентских слушаний.
«Военное образование»
3. Установление контакта с девиантными подростками
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными
Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое со* стояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между Людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
Расположение к общению.
Поиск общего интереса
Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
Адаптивное поведение партнеров.
Установление оптимальных отношений.
■ На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.
Профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (см. таблицу).