Задания для самостоятельной работы. Тема: Социальная профилактика: разработка программы профилактической работы с детьми

Тема: Социальная профилактика: разработка программы профилактической работы с детьми девиантного поведения (2 часа)

План

1. В рабочей тетради зафиксируйте содержание социальной профилактики девиантного поведения подростков (см. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, с. 275-306).

2. Сделайте подборку статей из периодической печати о неформальных молодежных группах, детской беспризорности. Оформите их на отдельных альбомных листах. Обсудите данные статей в ходе работы группы, сделайте анализ ситуации.

3. В рабочих тетрадях зафиксируйте методику контактного взаимодействия с подростками девиантного поведения (см. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, с. 301).

4. Разработайте программу профилактики правонарушений несовершеннолетних. Подготовить защиту и демонстрацию программ на занятии.

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите по несколько разных тренинговых занятий (2-3) с подростками по профилактике правонарушений несовершеннолетних для разработки профилактической программы.

2. Зафиксируйте в рабочих тетрадях и на индивидуальных альбомных карточках технологию разработки профилактической программы.

3. Подготовьте презентацию по теме «Профилактика девиантного поведения подростков».

4. Подберите статистические данные о совершении правонарушений подростками (оформите их на индивидуальных альбомных карточках). Проанализируйте изучаемую ситуацию. Составьте перечень намеченных мероприятий по профилактике правонарушений.

Основная литература

1. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 560 с.

2. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА ­– М, 2001. – 425 с.

3. Социальная работа: Учебное пособие для вузов / Под. Общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.

4. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. 2-х томах; Т.1 / Отв. ред. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова.– М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. – 459 с.

1. Технология социально-педагогической профилактики отклонений в поведении детей и подростков (Овчарова Р.В.)

Под профилактикой подразумеваются научно обоснован­ные и своевременно предпринимаемые действия, направлен­ные на предотвращение возможных физических, психологи­ческих или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комп­лексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятель­ность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации прин­ципа социальной справедливости, называется социальной про­филактикой. Социальная профилактика создает тот необхо­димый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогичес­кая, медицинская и социально-педагогическая.

Психолого-педагогическая профилактика — это систе­ма предупредительных мер, связанных с устранением внеш­них причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педа­гогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает вклю­чение в профилактическую работу систему мер по соци­альной защите детства.

Социальная защита детства - специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.

Ребенок — лицо, не достигшее восемнадцати лет (со­вершеннолетия).

Профилактика предусматривает решение еще не воз­никших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоя­тельность, предупреждая тем самым социальный инфан­тилизм и пассивность.

Другие профилактические меры принимаются непос­редственно перед возникновением проблем. Так, при воз­никновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему ин­дивидуальные задания, дополнительно разъясняет мате­риал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую за­пущенность или неуспеваемость ребенка.

Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с от­дельными поведенческими недостатками ребенка, профи- лактируя развитие негативных личностных свойств.

Первые два подхода можно отнести к общей профилак­тике, а третий — к специальной. Специальной профилакти­кой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантно­го поведения, профилактика неуспеваемости, профилак­тика школьных страхов и т.п.

«Учительская газета», №50 от 12 декабря 2006 года Вадим Давыдов: Как одолеть молодежный экстремизм?
Состояние и перспективы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде рассмотрены на парламентских слушаниях в Совете Федерации. К участию в них Комитет СФ по обороне и безопасности пригласил парламентариев, представителей правоохранительных органов и спецслужб, министерств и ведомств, молодежных организаций. Открывая слушания, председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что обсуждение этой темы впервые в практике парламентской работы проходит в новом формате - под эгидой Председателя Совета Федерации. Он выступил с докладом.  

Глава верхней палаты Федерального Собрания РФ Сергей Миронов заявил, что российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм. Одна из самых уязвимых для экстремизма социальных групп - молодежь. «Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты, - продолжал Миронов, - нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей».

Председатель Совета Федерации сообщил, что в стране действуют около 150 неформальных молодежных организаций. И это не просто клубы по интересам, «тусовки», а организации с жесткой иерархией, дисциплиной, идеологией и вождями, в которые входят до 10 тысяч человек. Они разрознены, но эксперты утверждают: появление единого их лидера - дело года-двух.

Молодежи свойственна психология максимализма. Деструктивные силы используют эту возрастную особенность в своих целях, нередко пытаясь под предлогом патриотического воспитания навязать молодежи радикальные идеи. Растет число преступлений, порожденных социальной или этнической враждой. Только за последний год в 3 раза выросло количество преступлений экстремистской направленности. С 2001 по 2005 г. число нападений на иностранных граждан в России увеличилось на 84% - с 7300 до 13300. На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят почти 6 тысяч несовершеннолетних, привлекавшихся к ответственности за экстремистские правонарушения. Если в 2002 г. за преступления экстремистского характера к ответственности были привлечены 8 человек, то в 2005-м - 214.

«Обратите внимание, - заявил Миронов, - когда говорится об экстремизме, подразумеваются не только межнациональные отношения; экстремизм порождает также социальную рознь». По его словам, рост молодежного экстремизма свидетельствует о недостаточной социальной адаптации молодежи, развитии асоциальных установок в сознании подрастающего поколения, которые вызывают противоправное поведение.

Законодательство о борьбе с экстремизмом основывается на нормах Конституции и международного права. Закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия ей, устанавливает ответственность за подобные деяния. Летом текущего года одобрены изменения в статьи 1 и 15 этого правового акта. Основные новации - определения общественно опасных деяний, которые квалифицируются как признаки экстремистской деятельности.

В законодательном обеспечении борьбы с экстремизмом в молодежной среде, по мнению главы верхней палаты парламента, можно условно выделить два основных направления. Первое нацелено на пресечение экстремистской деятельности, второе - на профилактику экстремизма, устранение условий, подталкивающих к нему, на обеспечение гармоничного включения молодежи в нормальную жизнь общества.

Основной недостаток действующих норм определения признаков экстремистской деятельности - возможность их двоякого толкования, подчеркнул Миронов. В корректировке нуждается положение, характеризующее некоторые признаки экстремизма, такие, например, как «критические выступления физических и юридических лиц». Нормы, касающиеся «публичной клеветы» в отношении лица, замещающего государственную должность и находящегося при исполнении служебных обязанностей, по словам Председателя СФ, не дают четких критериев экстремистской деятельности и допускают неоднозначное толкование. Соответствующие поправки подготовлены для внесения в качестве законодательной инициативы верхней палаты парламента.

К решению проблем борьбы с экстремизмом подключилась созданная весной 2006 г. Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации. Сергей Миронов сообщил, что во время недавней встречи руководства палаты с Президентом России парламентарии доложили: за последние месяцы эта комиссия предотвратила три крупных конфликта на межэтнической почве. Удалось привлечь к решению проблем органы власти муниципального, регионального уровня и центра, разобраться в ситуации, сказать людям правду и принять меры, которых они ждали. «Мы не афишируем эту работу, я специально не называю регионов, населенных пунктов, но это наша практическая деятельность», - заявил Миронов.

По его мнению, заслуживает внимания опыт администрации Санкт-Петербурга, которая приступила к реализации общегородской программы «Толерантность». Основные методы борьбы с ксенофобией, расизмом, межэтнической и межконфессиональной напряженностью в городе - совершенствование законов, повышение эффективности миграционной политики и создание социальных проектов интеграции мигрантов. Программа предусматривает и разработку школьного курса «Многонациональный Санкт-Петербург».

Зачастую мы не задумываемся над многообразием смысловых оттенков слов. «Обратите внимание, - сказал докладчик, - как только прочтете «межнациональные отношения», сразу вспомните термин «межэтническая терпимость». А что значит терпимость? Значит сжать зубы и терпеть. Разве это нужно в нашем многонациональном государстве? Будет ли это способствовать тому, чтобы у нас не возникали ростки экстремизма? Когда взрослые говорят о «межнациональной и межэтнической терпимости», молодежь отвечает: мол, взрослые пусть терпят, а мы терпеть не будем. Об этом тоже надо задуматься.

Приоритетом в борьбе с молодежным экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению, продолжал докладчик. К ним относятся снижение авторитета семьи и семейное неблагополучие, утрата обществом духовных ценностей и нравственных ориентиров, пропаганда насилия, наркотиков, ненависти и призывы к обогащению. Все это вызывает у молодежи озлобленность, нетерпимость, протест и агрессию, подчеркнул глава верхней палаты парламента.

«Вернусь к теме многострадального отечественного телевидения, - продолжал он. - Когда с трибуны я заявляю о том, что у нас в стране нет ни одного «пропрезидентского» телеканала, у всех шоковая реакция: как же так, везде новости и официоз. А я парирую: сделайте суточный контент-анализ любого телеканала - ОРТ, РТР, НТВ - неважно какого. И увидите, что все это так. Доказательства? Пожалуйста. Взять рекламу, ток-шоу - все, что угодно. К чему призывают с экранов телевизоров, на чем воспитывают? Работать не надо - надо выиграть. Раз - и ты миллионер. Если ты хочешь в жизни чего-то достичь, надо устранить слабое звено. Убери конкурентов, иди по головам! И это в нашей стране, где продолжают жить принципы коллективизма, в том числе и многонационального, это то, что впитывает россиянин с молоком матери?!» В рекламе, ток-шоу и сериалах - везде насаждается абсолютно чуждая нам идеология, подытожил Сергей Миронов. И пояснил: он не призывает смотреть на жизнь через розовые очки, но статистика состояния психического здоровья нации показывает, что пограничные состояния очень широко распространены. И телевидение никак не способствует его укреплению.

Есть и другие аспекты проблемы. Как молодежь реагирует на то, что родители много работают, бьются и не сводят концы с концами, а с экранов телевизоров и рекламных плакатов сверкает шикарная жизнь? На этот вопрос докладчик ответил: «У подростка появляется озлобленность, и он готов к правонарушению. Если он находит у кого-то понимание и ему предлагают - пойдем с нами «бить кавказцев» или «бить богатых» - он идет. Идет под лозунгом «грабь награбленное». Вот так рождается насилие». Когда на головы подростков ежедневно с экранов обрушивают потоки идеологии насилия и агрессии, им трудно противостоять.

Для страны чрезвычайно важна система нравственного воспитания детей и подростков, сказал Председатель Совета Федерации. Такая работа разворачивается в рамках государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006 - 2010 гг. Для формирования правосознания и патриотизма необходимы отечественные фильмы, отражающие российскую действительность, многонациональный состав общества и особенно полиэтническую российскую культуру. В укреплении нуждается и воспитательная функция школы.

Сергей Миронов признал недостаточно эффективной работу с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, условно осужденными и отбывающими наказание. Многие из них без помощи государства не в состоянии найти свое место в обществе. По его словам, направление на учебу, работу и предоставление жилья - минимум того, что должно сделать государство для несовершеннолетних граждан.

Росту преступности, экстремизму в среде молодежи, продолжал спикер, способствует употребление алкогольных напитков и наркотиков. «Считаю, что требуются более скоординированные меры по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией подростков», - заявил глава верхней палаты парламента. Еще одна проблема - игорная зависимость подростков. Именно в поисках денег на игру молодежь совершает грабежи и разбои.

Где подростку проводить свой досуг?

«Известно, кто прыгает с парашютом, не употребляет наркотики. Им этого не надо, адреналина более чем достаточно. В этой связи следует по-государственному подойти к организации работы РОСТО (ДОСААФ). Нужно сделать так, чтобы любые мальчишка и девчонка имели возможность водить машину, стрелять, с парашютом прыгать, на планере летать. Естественно, все это должно быть бесплатно, поскольку родителям организация досуга детей сегодня очень дорого обходится. По сути, все ныне существующие в стране секции и кружки платные. Но где же людям взять на это дополнительные средства, если у них не всегда хватает денег на питание, одежду и обувь?» - отметил глава Совета Федерации.

Он напомнил, что еще 10 лет назад должны были принять закон о молодежной политике в России. Сегодня он еще более актуален. Кроме того, еще лет 5 назад нужно было создать федеральный орган исполнительной власти (а не организацию на общественных началах), который отвечал бы за проведение молодежной политики. Сергей Миронов предложил эти два положения включить в проект решения парламентских слушаний.

С содокладами на слушаниях выступили заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь и первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин.

Участники слушаний констатировали наличие социально-экономических условий распространения в молодежной среде этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии, национализма и экстремизма, обратили внимание органов власти на необходимость совершенствования законодательства, принятия действенных мер профилактики и пресечения преступности, наркомании, алкоголизма и люмпенизации молодежи. Решению этих проблем должна способствовать активная государственная молодежная политика, основанная на социально-экономической и моральной поддержке молодежи государством и обществом. Требуется обеспечить доступность качественного образования, создать условия для воспитания, сохранения здоровья и трудоустройства подрастающего поколения, формирования у него гражданской ответственности и патриотизма. Конкретные предложения такого рода вошли в итоговый документ парламентских слушаний.

Задания для самостоятельной работы. Тема: Социальная профилактика: разработка программы профилактической работы с детьми - student2.ru «Военное образование»

3. Установление контакта с девиантными подростками

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы уста­новить с ними контакт для любой последующей работы, социальному педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными

Контактное взаимодействие — это такая модель пове­дения инициатора контакта, вызывающая и усиливаю­щая у другого человека потребность в контакте, продол­жении общения, потребность в высказываниях и сообще­ниях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое со* стояние, как инструмент исследования, изучения и кор­рекции.

Целью применения методики является сокращение ди­станции между Людьми и самораскрытие личности в про­цессе общения.

Взаимодействие социального педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

Расположение к общению.

Поиск общего интереса

Выяснение предполагаемых положительных для об­щения и демонстрируемых качеств.

Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

Адаптивное поведение партнеров.

Установление оптимальных отношений.

■ На каждой стадии используется специфическая такти­ка взаимодействия и решаются конкретные задачи Мето­дику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

Профессиональную помощь специалисту поможет ме­тодика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова (см. таблицу).

Наши рекомендации