Правила составления вопросов

План

1. Охарактеризуйте важнейшие методы социальной диагностики (опрос, интервьюирование, измерение и статистический анализ)

2. На основе полученных знаний по теме заполните таблицу:

Методы социальной диагностики Характеристика методов социальной диагностики
   

3. Разбившись по микрогруппам, выполните творческие задания:

Ø 1 микрогруппа – составьте вопросы для опроса учащегося, совершившего правонарушение (кража сотового телефона);

Ø 2 микрогруппа – составьте вопросы для беседы с опекунами опекаемого ребенка;

Ø 3 микрогруппа – составьте вопросы для интервьирования группы учащихся.

4. Продемонстрируйте подготовленные презентации

Задания для самостоятельной работы

1. Используя полученные знания по теме, зафиксируйте в рабочей тетради схему методов социальной диагностики.

2. На отдельных альбомных карточках зафиксировать понятие, сущность методов социальной диагностики: опрос, интервьюирование, измерение и статистический анализ.

3. Составьте в рабочей тетради схему наблюдения за учащимся девиантного поведения

4. Сделайте подборку статей, где используются такие методы социальной диагностики опрос, интервьюирование социальных работников, специалистов социальной сферы и т.д.

5. Подготовьте презентацию по теме «Методы социальной диагностики: опрос, интервьюирование, статистический анализ».

6. Подготовить письменные работы по интервьюированию клиента; и моделированию проблемной ситуации клиента. Продемонстрировать на занятии технику интервьюирования.

7. Подготовить доклад по методам, используемым в социальной работе (по выбору студентом):

Ø Технологии социальной диагностики с клиентом;

Ø Характеристика общенаучных методов социальной диагностики;

Ø Характеристика социологических методов социальной диагностики;

Ø Характеристика психологических методов социальной диагностики.

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Метод лестницы

· Свободный

· Устный

· Письменный

· Стандартизированный

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

· Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

· Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный[1] или интернет-опрос.

Вопросы

Правила составления вопросов

· Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

· Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.

· Вопросы должны быть краткими.

· При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.

· Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.

· Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

· Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

· Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.

· Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

· Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Наши рекомендации