Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Рабочая учебная программа по дисциплине
Б3.В.ОД.5 ЭКОНОМИКА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Для направления подготовки 101100.62 – Гостиничное дело
Профиль: санаторно-курортная деятельность
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения – очная, заочная,
заочная (сокращенная программа обучения)
Краснодар 2013
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 101100.62 – Гостиничное дело, утвержденным приказом Минобрнауки России от «_____» ___________2010 г. № ________, и примерной ООП
Рецензенты:
- Коваленко В.В., доктор экон. наук, финансовый директор ООО «Южная юридическая консалтинговая компания»
- Кизим К.А., канд. экон. наук, главный специалист отдела стратегического развития и комплексного анализа департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар
Составитель: _______________ Максимов Дмитрий Васильевич, канд. геогр. наук,
подпись доцент кафедры международного туризма и менеджмента
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры международного туризма и менеджмента «1» сентября 2013 г. протокол № 1.
Заведующий кафедрой _________________ М.Ю. Беликов, д.г.н., профессор
подпись
Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии
географического факультета
«____»__________2013 г. протокол № _____
Председатель УМК географического факультета
д.г.н., профессор _______________ А.В. Погорелов
подпись
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью учебного курса является формирование у студентов экономического образа мышления, позволяющего анализировать деятельность экономических субъектов методами сбора, обработки и анализа экономической информации..
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
- познание экономических категорий, принципов, законов;
- анализ различных экономических теорий и моделей;
- овладение методами микро- и макроэкономического исследования;
- умение применять теоретические знания для объяснения реальных микро- и макроэкономических процессов и принятия практических решений;
- проведение оценки объемов туристской деятельности;
- определения вклада туризма в экономику страны и региона
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Экономика гостиничного предприятия» относится к вариативной части профессиональном цикле цикла основной образовательной программы. С помощью экономической информации студенты должны четко и наглядно представить явления, которые им предстоит исследовать – рынок туристических услуг, уметь дать характеристику структуры, динамику и распределения экономических явлений и процессов, сбора и обработки данных, их анализа. В процессе обучения студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, комплексно оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности деятельности предприятия.
Профессиональное применение экономических знаний весьма широко, так как организация туроператорских и туристических услуг, услуг питания базируются на экономических показателях. Данная дисциплина связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла, прежде всего - на экономическую теорию, маркетинг, менеджмент, стратегическое планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, данная дисциплина необходима как предшествующая для всего раздела вариативной части профессионального цикла.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурными:
o владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
o способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, проявлять патриотизм, трудолюбие и гражданскую ответственность (ОК-4);
o готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой (ОК-5);
o готовностью к кооперации с коллегами, бесконфликтной работе в коллективе, быть толерантным к этническим, национальным, расовым, конфессиональным различиям, к восприятию культуры и обычаев стран и народов (ОК-6);
o способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, готовностью нести за них ответственность, руководить людьми и подчиняться (ОК-7);
o стремлением к постоянному совершенствованию и саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства; готовностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков (ОК-8);
o способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять мотивацию к профессиональной деятельности (ОК-9);
o способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);
o готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);
o способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
o способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13).
Профессиональные компетенции бакалавра на основе освоения курса:
в производственно-технологической деятельности:
o готовностью к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);
o владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ГПС-2);
o готовностью к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-3);
в организационно-управленческой деятельности:
o способностью организовывать работу исполнителей (ПК-4);
o владением навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-5);
o готовностью анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-6);
o способностью контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности; готовностью к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-7);
в сервисной деятельности:
o готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; готовностью к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, клиентурных отношений (ПК-8);
o готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-9);
o готовностью применять нормативно-технологическую
- документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ПК-10);
o готовностью использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ПК-11);
o в проектной деятельности:
o готовностью к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования
- (ПК-12);
o готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13);
o готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14);
o в научно-исследовательской деятельности:
o способностью использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-15);
o готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-16);
o способностью находить, анализировать и обрабатывать научно- техническую информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий (ПК-17);
o готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей (ПК-18).
Дополнительные характеристики компетенций магистра на основе освоения курса:
- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- обладать способностью использовать статистическую, нормативную и финансовую документацию в туристской и гостиничной индустрии;
Результаты освоения курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные категории и понятия экономики туризма и сферы услуг, необходимые для выполнения работ и проведения исследований в сервисной деятельности, экономические методы решения профессиональных задач; методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных отраслевых рынков
Уметь: применять экономические методы при решении профессиональных задач; соблюдать основные требования экономической и информационной безопасности; использовать нормативно-правовые акты при работе с документацией.
Владеть: экономическими методами (определение себестоимости, добавленной стоимости, налоговыми отношениями, производительности труда и формы заработной платы, горизонтальный и вертикальный анализ, эффективности капитала, структуры капитала и проч.) изучения, оценки и анализа туристской и сервисной деятельности во всех ее сферах.
Содержание и структура дисциплины
Таблица 1 – Содержание разделов дисциплины
№ раздела | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля | Разработано с участием представителей работодателей (указать организацию) |
Теоретические основы экономики туристской индустрии | Предмет, цели и задачи курса, нормативно-правовое регулирование туристской деятельности, социально-экономическая сущность туризма | У, Р | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Экономические индикаторы | Источники информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, хозяйственные средства и обязательства предприятия, выручка, затраты предприятия. Движение денежных средств. | У | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Туристский продукт | Туристская услуга согласно ГОСТ РИСО 9000 – 2001, особенности турпродукта, туристский ваучер, себестоимость услуг, ценообразование в туризме, добавленная стоимость в туризме | У,Р | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Туристский рынок | Особенности туристского рынка, структура туристского рынка, туристское предприятие | У,Т | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Налогообложение в туризме | Системы налогообложения в туризме, организационно-правовые формы предприятий, выбор системы налогообложения | У,Р | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Рабочая сила в туризме | Классификация персонала, его квалификация, формы и виды оплаты труда, производительность труда в экономике отраслевых рынков | У, Р | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Основной и оборотный капитал | Функционирование основного и оборотного капитала, их структура в различных секторах туристского рынка. Показатели эффективности работы капитала | У,Р | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Экономический анализ деятельности | Показатели эффективности деятельности предприятия | У,Т | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности | Анализ ликвидности, финансовой устойчивости, прибыльности, оборачиваемости, рентабельности. Горизонтальный и вертикальный анализ | У,Т | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса | Цель и задачи планирования. Содержание экономического раздела бизнес-плана. Показатели экономической эффективности проекта | У | ООО «Южная юридическая консалтинговая компания» | |
Примечание: Т – тестирование, Р – написание реферата, У – устный опрос, КР – контрольная работа |
Таблица 2 – Структура дисциплины, ОФО
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
3семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Контролируемая самостоятельная работа (КСР) | ||
Самостоятельная работа: | ||
Реферат (Р) | ||
Эссе (Э) | --- | --- |
Курсовая работа | -- | -- |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.) | ||
Подготовка и сдача экзамена | ||
Вид итогового контроля | экзамен | экзамен |
Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре, ОФО
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||
Л | ПЗ | КСР | ||||
Теоретические основы экономики гостиничного предприятия | - | |||||
Экономические индикаторы | ||||||
Туристский продукт | ||||||
Туристский рынок | ||||||
Налогообложение в туризме | ||||||
Рабочая сила в гостиничном деле | - | |||||
Основной и оборотный капитал | ||||||
Экономический анализ деятельности | ||||||
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности | ||||||
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса | ||||||
Подготовка и сдача экзамена | - | - | - | - | ||
Итого в 3 семестре: | ||||||
Всего: |
Таблица 6 – Структура дисциплины, ЗФО
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
2 курс, 3 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа: | ||
Реферат (Р) | ||
Эссе (Э) | --- | --- |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.) | ||
Контрольная работа | -- | -- |
Подготовка и сдача экзамена | ||
Вид итогового контроля | экзамен | экзамен |
Таблица 7 – Разделы дисциплины, изучаемые на 2 курсе, ЗФО
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||
Л | ПЗ | КСР | ||||
Теоретические основы экономики туристской индустрии | - | - | ||||
Экономические индикаторы | - | |||||
Туристский продукт | - | - | ||||
Туристский рынок | - | - | ||||
Налогообложение в туризме | 13,5 | 0,5 | - | |||
Рабочая сила в туризме | 13,5 | 0,5 | - | |||
Основной и оборотный капитал | 13,5 | 0,5 | - | |||
Экономический анализ деятельности | 13,5 | 0,5 | - | |||
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности | 13,5 | 0,5 | - | |||
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса | 14,5 | 0,5 | - | |||
Подготовка и сдача экзамена | - | - | - | |||
Итого: | -- | |||||
Всего: | -- |
Таблица 8 – Структура дисциплины, ЗФО СПО
Вид работы | Трудоемкость, часов | |
2 курс | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия лабораторные(ПЗ) | ||
Самостоятельная работа: | ||
Реферат (Р) | ||
Эссе (Э) | --- | --- |
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.) | ||
Контрольная работа | -- | -- |
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля | экзамен | экзамен |
Таблица 9 – Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре, ЗФО СПО
№ раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||
Л | ПЗ (Лаб) | КСР | ||||
Теоретические основы экономики туристской индустрии | 0,5 | 0,5 | - | |||
Экономические индикаторы | 0,5 | 0,5 | - | |||
Туристский продукт | - | |||||
Туристский рынок | - | |||||
Налогообложение в туризме | 0,5 | 0,5 | - | |||
Рабочая сила в туризме | 0,5 | 0,5 | - | |||
Основной и оборотный капитал | 0,5 | 0,5 | - | |||
Экономический анализ деятельности | 0,5 | 0,5 | - | |||
Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности | 0,5 | 0,5 | - | |||
Экономико-финансовое планирование на предприятии сервиса | 0,5 | 0,5 | - | |||
Подготовка и сдача экзамена | - | - | - | - | ||
Итого: | - | |||||
Всего: | - |