Требования к результатам освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

В результате освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

(ОК-1) -Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

(ОК-2) -Готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения

(ОПК-1)- Готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности

(ПК-4)- Способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- основные виды деловых и научных коммуникаций, их значение в профессиональной практике (ОК-1) (ОПК-1) (ПК-4)

-типы коммуникативных личностей, их роль в коммуникации (ОПК-1) (ПК-4)

- принципы успешной самопрезентации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- методы ведения деловой коммуникации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- методы ведения научной коммуникации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

уметь:

-применять на практике знания об основных видах деловых и научных коммуникаций, их значении в профессиональной сфере (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- реализовывать принципы успешной самопрезентации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- применять в практической деятельности методы ведения деловой коммуникации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

-применять в практической деятельности методы ведения научной коммуникации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

владеть:

- навыками реализации знаний об основных видах деловых и научных коммуникаций, их значении в профессиональной сфере (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- навыками реализации принципов успешной самопрезентации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

- основными навыками практического применения методов ведения научной коммуникации (ОК-1) (ОК-2) (ОПК-1) (ПК-4)

Формы контроля

Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

· решение практических задач-кейсов,

· контрольные работы,

· написание индивидуальных проектов-рефератов,

· письменные домашние задания;

· подготовка докладов, выступлений;

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Промежуточная аттестация: зачет.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования « Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины « Деловые научные коммуникации» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

II. Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п.п Наименование Раздела Тема Содержание Формирование компетенций   Результаты освоения Образовательные технологии  
1. Тема 1.Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Понятие «коммуникация». Функции деловых коммуникаций. Концептуальные подходы к коммуникациям. Классические (Л.Уорд, Г.Тард, Ф.Теннис, М.Вебер) и неклассические концепции коммуникаций (Ю.Хабермас. Н.Луман, П.Бурдье, Э.Гидденс). Деловые и научные коммуникации как проблема междисциплинарных исследований. Знание основных правил коммуникации и практический успех. Понятие «научная коммуникация». Классические и инновационные формы научной коммуникации. Понятие «научное сообщество». Научно-техническая информация. Коммуникология как наука и практика.   ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 знать: - сущность понятия «коммуникация»; - основные задачи деловых и научных коммуникаций -уметь:на основе знания основных правил коммуникации добиваться наивысших результатов карьерного роста - формировать на основе правильно организованных трудовых отношений здоровый, сплоченный трудовой коллектив - владеть:навыками самостоятельного анализа основных понятий и концепций данной учебной дисциплины   Лекции, семинары, письменные домашние задания, обсуждение подготовленных студентами эссе, самостоятельная работа студентов  
2. Тема 2. Этика деловых и научных коммуникаций.   Необходимость соблюдения этических норм в деловом общении. Нравственные основы коммуникаций. Этические механизмы организации деловых и научных коммуникаций. Общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире. Этнокультурные нормы деловых и научных коммуникаций. Коммуникации в условиях глобализации. Этика и этикет. Профессиональный этикет и коммуникации. Правила делового этикета в производственной и научной среде.   ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 знать: - что деловое общение основывается на определенных моральных нормах - пути разрешения противоречия делового общения между стремлением к максимальной выгоде и сохранением нравственного облика уметь: - строить деловые отношения на основе моральных принципов и норм - соблюдать в деловых отношениях принципы социальной справедливости -владеть:способностью соблюдения этических норм в деловом общении; - способностью строить деловые отношения с учетом этнокультурных норм - навыками практического применения норм делового этикета     Лекции, семинары, письменные домашние задания, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода самостоятельная работа студентов  
3. Тема 3.Личность в деловых и научных коммуникациях.   Личностные аспекты деловых и научных коммуникаций. Мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций. Коммуникативная личность. Типология личности и ее проявления в коммуникациях. Архетипы в деловой и научной коммуникации. Интерактивные и перцептивные стороны коммуникации. Рефлексия. Идентификация. Самопрезентация личности. Механизмы воздействия на окружающих в коммуникациях. Психологические механизмы защиты. Личность и научное сообщество. Психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде.     ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 знать: - основы личностных аспектов коммуникаций - уметь: - организовывать собственное поведение с учетом особенностей психологических качеств других людей - анализировать психологические аспекты переговоров, конфликтных и иных ситуаций - организовывать поведение подчиненных с учетом их психологических особенностей - владеть:способностью определять психологический тип личности в процессе деловых отношений -использовать механизмы воздействия на окружающих с целью повышения эффективности деятельности организации   Лекции, семинары, деловые и ролевые игры, письменные домашние задания, самостоятельная работа студентов  
4. Тема 4. Деловые и научные коммуникации в организациях.   Особенности коммуникаций в организациях и коллективах. Зависимость коммуникаций от вида организации. Научно-исследовательские группы. Научные школы, научные кружки, междисциплинарные научные объединения. Основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях. Внешние и внутренние коммуникации. Коммуникации с властными структурами, с бизнес-структурами, с общественностью. Влияние межличностных отношений на характер коммуникаций в группе. Групповая сплоченность и ее реализация в коммуникациях. Формальная и неформальная структура коллектива. Коммуникации в корпоративной культуре. Конфликты, их причины и способы разрешения в процессе коммуникаций. Кафедра как рабочая группа. Особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования.     ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 знать: - сущностные отличия рабочей группы от других социальных групп - этапы формирования рабочей группы - показатели зрелости рабочей группы - возможные направленности рабочей группы уметь: - анализировать состояния, настроения рабочей группы -определять оптимальный социально-демографический состав рабочей группы - определять собственную роль в жизни коллектива - владеть:навыками построения конструктивных отношений в рабочем (научном) коллективе - способностью создания групповой сплоченности в коллективе и ее реализации в процессе трудовой деятельности - основными приемами урегулирования конфликтов (в том числе в качестве посредника) - способностью контролировать и регулировать неформальные отношения в коллективе Лекции, семинары, разбор примеров - конкретных ситуаций, письменные домашние задания, самостоятельная работа студентов консультации преподавателей
5. Тема 5. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации Сущность и компоненты публичного выступления. Характеристика публичной речи. Адаптация к аудитории публичного выступления. Подготовка к публичному выступлению. Виды публичных выступлений. Особенности публичных выступлений в научной среде. Доклады, выступления на научных конференциях и конгрессах. ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 Знать: - специфику и принципы публичного выступления Уметь: - реализовывать на практике знания подготовки и проведения публичного выступления Владеть: Навыками реализации на практике знаний о подготовке и проведении публичного выступления. Лекции, семинары, студенческие презентации, дискуссии, письменные домашние задания, самостоятельная работа студентов консультации преподавателей
6. Тема 6. Структура деловых коммуникаций.   Виды деловых коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация. Прямая, опосредованная и косвенная коммуникация. Письменная и устная коммуникации. Формальные и межличностные коммуникации. Формы деловых коммуникаций. Классические формы деловых коммуникаций: деловой разговор, деловые беседы, деловые дискуссии, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи. Инновационные формы деловых коммуникаций: презентации, «круглые столы», пресс-конференции, собрания акционеров, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров. ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4 знать: -виды и формы деловых коммуникаций - целесообразность применения конкретных форм деловых коммуникаций в процессе делового общения -способы организации деловых совещаний, собраний, дискуссий, конференций, переговоров уметь: - подготавливать и проводить деловые переговоры, оценивать достигнутые в результате переговоров соглашения -организовывать и проводить деловые совещания -организовывать и проводить деловые дискуссии -организовывать и проводить конференции - проводить деловые беседы - владеть:навыками организации и проведения деловых переговоров, техникой ведения переговоров, умением подводить итоги переговоров -навыками организации и проведения совещаний -навыками организации и проведения конференций -навыками организации и проведения деловых бесед -навыками организации и проведения деловых дискуссий   Лекции, семинары, круглые столы, письменные домашние задания, самостоятельная работа студентов консультации преподавателей
  7. Тема 7. Виртуальные коммуникации   Информационные системы коммуникаций в современном мире. Интернет-совещания, Интернет-конференции, их роль в деловых коммуникациях. Информационные системы в современной науке. «Невидимые колледжи», «виртуальные коллективы» и «виртуальные лаборатории». Эпистемологические, социологические, психологические аспекты виртуальных научных коммуникаций. Компьютерная герменевтика и коммуникации. Роль коммуникаций в развитии науки. Коммуникации и становление научной специальности. Значение веб-сайтов, Интернет-форумов в науке. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций.     ОК-1 ОК-2 ОПК-1 ПК-4     Знать: сущность виртуальных коммуникаций в деловых отношениях и в научной среде -сущность виртуальной информации и ее роли в коммуникациях - принципы реализации виртуальных коммуникаций Уметь: определять основные принципы работы с виртуальной информацией в деловой и научной среде - определять принципы построения коммуникативных стратегий в виртуальном пространстве Владеть:навыками практической реализации знаний по организации виртуальных коммуникаций -навыками виртуальных коммуникаций в деловой и научной среде     Лекции, семинары, обсуждение подготовленных студентами эссе письменные домашние задания, самостоятельная работа студентов консультации преподавателей

Обеспечение содержания дисциплины «Деловые и научные коммуникации»

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

Литература.

Б- 1, 2; О- 1; Д– 3, 4, 5, 7

Вопросы для самопроверки.

Наши рекомендации