Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Основной целью изучения дисциплины «Психология экспертно-криминалистической деятельности» является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при производстве различного рода криминалистических экспертиз. Дисциплина «Психология экспертно-криминалистической деятельности» связана с такими дисциплинами учебного плана как: « Юридическая психология», «Социальная психология», «Психология управления», «Организация деятельности оперативных аппаратов ОВД в борьбе с преступностью», «Профилактика правонарушений экспертно-криминалистическими подразделениями»; «Технико-криминалистическое обеспечение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий».

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

-формирование представлений о психологической структуре экспертно-криминалистической деятельности, психологических основах производства криминалистических экспертиз, сущности судебно-психологической экспертизы;

-совершенствование навыков учета психологических факторов при проведении экспертно-криминалистических исследований, психологических особенностей различных видов преступлений;

-совершенствование профессионально-психологических качеств личности эксперта-криминалиста;

-развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности эксперта-криминалиста.

Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Изучение дисциплины является важной составной частью профессиональной подготовки психолога для эффективного обеспечения психолого-экспертного процесса в экстремальных условиях. Учебная дисциплина предполагает наличие глубоких и прочных знаний о закономерностях и особенностях психологической работы по обеспечению эффективности психолого-экспертного процесса. Раскрывая различные аспекты учебной дисциплины, программа создает для обучающего определенные ориентиры восприятия психологического материала. Обучение организуется путем последовательного введения студентов в ключевые проблемы дисциплины и последующей критической апробации моделей деятельности практического психолога-консультанта в психолого-экспертном процессе на практике.

3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных:

-пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

-способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

-восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

-способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной.

Профессиональных:

- юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

- обеспечивать соблюдение законодательства субьектами права.

- обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

-способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам;

- способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности;

-способностью проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;

-владение методиками прикладных психолого-социологических исследований, включая полевые исследования; владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа первичной информации; умение проводить экспертные опросы и интерпретировать их результаты;

- владение навыками психологической экспертизы и диагностики, готовность участвовать в публичной экспертной деятельности;

Студенты должны иметь представление:

-о психологической структуре экспертно-криминалистической деятельности;

-о психологических особенностях деятельности эксперта-криминалиста;

-о психологических основах взаимодействия эксперта с другими сотрудниками правоохранительных органов;

-о психологических основах производства криминалистических экспертиз;

-о психологических закономерностях формирования профессионального мастерства эксперта-криминалиста;

-о психологических особенностях отдельных категорий преступников;

-о сущности судебно-психологической экспертизы.

Студенты должны знать и уметь использовать:

-психологические приемы проведения различных следственных действий;

-психологические приемы, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности эксперта-криминалиста;

Студенты должны иметь навыки:

-учета психологических факторов при проведение экспертно-криминалистических исследований;

-учета психологических особенностей различных видов преступлений;

-совершенствование профессионально- важных психологических качеств личности эксперта-криминалиста.

Содержание и методика проведения учебных занятий соответствует концепции учебного процесса в университете.

Структура и содержание дисциплины

Наши рекомендации