Работа с текстом как основа
УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Наибольшее внимание, на мой взгляд, в 10-11 классе учителю нужно обратить внимание на третью часть экзаменационного задания(С) при подготовке учащихся. Подготовка к этой работе должна начаться в 5-6-х классах. Конечно, необходимо проработать учебник и дидактический материал. Вовсе и не нужен специальный учебник.. Нужно заранее выстроить свою собственную систему работы с текстом. Она включает в себя предварительный просмотр, внимательное чтение, выделение главной мысли каждого абзаца, объяснение терминов и новых слов, наблюдение над композиционными особенностями и выразительными средствами.
На долгом пути к ЕГЭ нужно сформировать способность детей анализировать текст. Как это сделать?. С чего начать?
Специального учебника, по- моему , не нужно. Достаточно материала того учебника, по которому работаешь. Стоит только внимательно его изучить , выбрать мини-тесты, продумать свою собственную систему работы с текстом. Она включает предварительный просмотр текста, выразительное чтение с соблюдением логических ударений, выделение главной мысли каждого абзаца, объяснение терминов и новых слов, выделение главной мысли каждого абзаца, наблюдение над композиционными особенностями и выразительными средствами.
Например :
На поселок опустилась ночь. Из низины от реки и прудка тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней…Покорно стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист.
Шорохом и звоном наполняется утром лес, а пока над поселком плыло темное небо с яркими, игластыми звездами. Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие от лета. Покой был на земле…
В.Астафьев
4.
Прочитайте текст выразительно.
Докажите, что это текст.
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Составьте схемы сложных предложений.
Проанализируйте выразительные средства языка.
С каждым разом работа над текстом усложняется.
Например:
(1) Как только сойдёт снег, вдоль авт…мобильных дорог по ж…лезно(дорожным) откосам нач…нает г…реть сухая трава.
(2) Иногда она заг…ра…тся на обочинах дорог от выбр…ш…(н,нн)ых из поездов автомобилей (не)погаш…(н,нн)ых окурков и спичек но чаще всего её подж…гают умышле(н,нн)о. (3) До сих пор многие сч…тают что подж…гая сухую траву они делают полезное дело.
(4) В действительности же нет н…чего вреднее для живой природы чем огонь.
(5) В огне г…рящих трав гибнут зайчата ужи ящ.рицы гнёзда и выво…ки птиц сем…на р…стений сг.рают ми(л,лл)ионы нас…комых.
(6) Если бы не было почве(н,нн)ых живых существ сухая трава опавшие листья разл…гались бы во много раз медленнее.
(7) Трудно пр…дставить себе как жутко выгл…д…ла бы без них наша Земля завал…(н,нн)ая ветками толстым слоем опавш.х листьев заросш…я серой сухой травой сквозь которую не в силах пробиться свежая зелень.
(8) Эти хр…нители подземных б…гатств соб…рающие их словно сказочные гномы служат пл…дородию земли и при жизни и после смерти.
(9) Все они погибнув остаются в земле ст…новятся как бы природным уд…брением.
(10) Многолетние трав…нистые р…стения (не)возобн…вляясь сем…нами то(же) пост…пе(н,нн)о выр…ждаются. (11)Вы(ж,жж)енная почва быстрее т…ряет накопле(н,нн)ый за осень запас влаги.
Задания
1. Определите стиль и тип речи.
2. В каких предложениях есть слова с чередующейся гласной?
3. Найдите предложения с причастными оборотами.
4. Найдите предложения с деепричастными оборотами.
5. Найдите предложение с придаточным условным.
6. Найдите предложение с придаточным времени.
7. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.
8. Найдите предложение с несколькими придаточными. Определите их тип.
9. Найдите предложение, в котором есть слова-антонимы.
10. Найдите сложное предложение с бессоюзной связью.
11. Найдите тропы в предложении 8.
12. Найдите предложение, в котором есть неоднородные определения.
13. Найдите ничем не осложнённое простое предложение.
14. Найдите предложения, в которых употребляются два страдательных причастия прошедшего времени.
15. Найдите сложносочинённое предложение, в состав которого входит неопределённо-личное предложение.
16. Определите способ связи предложений в тексте.
17. Определите разряд прилагательных в 7 предложении.
18. Найдите наречия во 2 предложении.
19. Дайте характеристику главному предложению в предложении 7.
20. В предложении 1 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
21. В последнем предложении найти словосочетание со связью «примыкание».
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Применение тестовых методик на уроках и факультативных занятиях по русскому языку оказывают большую помощь старшеклассникам при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
В процессе работы сложился определённый опыт, который позволяет оптимально распределять время на занятиях для выполнения заданий уровней А, В и С. Занятия чаще проходят по следующему плану:
1. Анализ результатов самостоятельного выполнения тестовых заданий на предыдущем занятии.
Каждый раз итоги этой работы проводятся по таблице:
Фамилия, имя обучающегося | Рейтинг | Баллы (всего) | Баллы А | Баллы В | Баллы С |
Ведется также статистика, отражающая результаты этапных контрольных тестов ученика:
Формирующий тест | Диагностирующий тест | Ф.И. ученика | ||||||
А | В | С | Балл | А | В | С | Балл | |
2. Анализ и коррекция ошибок.
3. Выполнение заданий для совместной работы:
а/ культура речи
б/ работа с текстом /уровень С /
4. Самостоятельное выполнение тестовых заданий
В подготовке учащихся к выполнению задания уровня С в процессе подготовки к ЕГЭ сложилась определенная система. Главные принципы, которыми руководствуюсь в этой работе:
- задание уровня С может выполнить каждый ученик, если он этого
захочет;
- надо научить ученика преодолевать трудности.
С заданием С, естественно, сначала не справлялась большая часть учащихся.
Сейчас работе с текстом, написанию сочинения отвожу дополнительные уроки, так как 15 – 20 минут недостаточно для того, чтобы усвоить материал и закрепить на практике. Чтобы написать сочинение, нужно правильно понять исходный текст. Анализ текста строится по следующей схеме:
1. О чем этот текст? (Нахождение темы)
2. Какие вопросы рассматривает автор? (Определение проблемы)
3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Нахождение основной проблемы)
4. Зачем автор написал текст? (Нахождение цели, позиции автора)
5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Нахождение языковых средств)
6. Почему были использованы именно эти языковые средства? (Определение роли языковых средств).
7. Как автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
Повторение видов текста, их содержания, а также стилей речи, в которых данный вид текста используется.
Вид текста | Содержание | Стили речи, в которых данный вид текста используется |
Собственно - информационно – справочный. | Описывает конкретные события, факты, ситуации. | Официально – деловой стиль, научный стиль. |
Информационно – оценочный. | Не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку. | Публицистический, разговорный стиль. |
Информационно – образно – оценочный. | Описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ. | Художественный стиль. |
Шаг за шагом отрабатываем в упражнениях умения, которые необходимы для написания сочинения-рассуждения по тексту:
· определение темы, идеи текста и формулирование соответствующих
положений;
· выделение ведущей проблемы текста;
· комментирование поставленной в тексте проблемы;
· формулирование авторской позиции;
· изложение собственной позиции с привлечением нескольких аргументов;
· характерные особенности стиля;
· языковые средства.
Отработка первого этапа - определение темы
1 этап – работа над понятийным аппаратом: тема, микротема, ключевые слова и т.д.
Выписываем в тетрадь определение понятия и сразу составляем речевые клише.
Запись может выглядеть таким образом:
ТЕМА – предмет речи – О КОМ? О ЧЕМ?
Алгоритм определения темы текста
1. Из каждого абзаца текста выпиши тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.
2. Сократи предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.
3. Выпиши получившиеся предложения (словосочетания) и распредели их по порядку по мере убывания значимости информации для понимания текста.
4. Сформулируй тему текста, используя формулу:
РЕЧЕВОЕ КЛИШЕ + КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ)
Примеры:
· Автор текста обращается к теме о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.
· В тексте говорится о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.
· Автор рассуждает о (роли, значении, влиянии…) + ключевые слова.
Практика показывает, что учащиеся, научившись быстро находить ключевые слова в тексте, не всегда понимают их лексическое значение, и тогда смысл текста воспринимается ими неадекватно. Поэтому всегда ввожу работу со словарем, когда начинаем знакомиться с новым текстом
Отработка второго этапа – определение и комментирование проблемы
При отработке умения определять проблему текста обращаю внимание ребят на то, что часто в этом помогают задания в самом тесте, но лишь в том случае, если ты правильно понимаешь смысловое содержание текста. Учащиеся получают следующую справку о проблеме:
ПРОБЛЕМА – это основной вопрос, который поднял автор.
ð Чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.
ПРОБЛЕМАТИКА – это круг вопросов, совокупность проблем.
Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах? Чаще всего для ЕГЭ предлагаются тексты публицистического стиля с нравственно-этической и философской проблематикой. В 11классе важно акцентировать внимание учащихся на внимательное чтение текста, и оно должно быть нацелено на выделение одной из проблем, поднимаемых автором.
Следует помнить, что проблем в тексте может быть несколько: основная (главная) и второстепенные. Нужно четко сформулировать ту, которая будет комментироваться в сочинении.
Методически эффективно на начальном этапе подготовки к заданию С1 в совместном обсуждении с учащимися обозначить возможный круг вопро-сов (проблем), который наиболее часто встречается в текстах:
социальные проблемы – проблема личности и общества, проблема
ис-торической памяти, проблема оценки таланта современниками; проблема
социальной незащищенности; проблема эмиграции и т.п.;
нравственные проблемы – проблема нравственного долга; проблема
нравственного выбора; проблема внутренней культуры человека; проблема
истинных и ложных ценностей; проблема чести и человеческого достоинст-ва
и т. п.;
экологические проблемы – проблема загрязнения окружающей среды; проблема
уничтожения природных богатств; проблема равнодушного от-ношения
человека к природе и т. п.;
культурно-речевые проблемы – проблема сохранения русского языка;
проблема снижения культуры речи в современном обществе; проблема влияния
массовой культуры и т.п.
Когда ты найдешь проблему, тебе захочется подчеркнуть ее актуальность. Например,
проблема, рассматриваемая автором, может быть: общественно – значимой; социальной; философской; политической; идеологической; нравственной; межнациональной; морально - этической; злободневной; животрепещущей; актуальной; жизненной; насущной; острой, важной; принципиальной и т.п.
Начиная комментировать проблему, ты можешь указать: а) к какой категории относится избранная автором проблема; б) насколько она злободневна; в) что делает ее злободневной; г) традиционна ли эта проблема или нова: д) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу; е) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она; объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы; ж) как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме; з) как характеризует автора выбор данной проблемы. Этот план условный.
При комментировании проблемы должен отсутствовать пересказ. При комментировании можно использовать клише:
проблема может заставить читателя: глубоко задуматься, серьезно размышлять, рассуждать вместе с автором, лучше понять себя и окружающих, серьезнее относиться к…, поделиться мыслями о…, оценить собственную позицию и т.д.
Если учащиеся уверенно могут определять тему и проблему текста, можно давать задание написать мини-сочинение / 5 – 6 предложений/. Постепенно, по мере приращения новых умений, будет увеличиваться и объём ученического сочинения.
Отработка третьего этапа – определение авторской позиции
Определение авторской позиции – это очередная проблема, с которой трудно справиться. М.Ю. Лотман писал, что « в тексте скрывается сам автор, текст – есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе – и в том или ином виде – образ своего творца».
АВТОР может: посвящать свою статью, полемически заострять тему, эмоционально воздействовать на читателя, делать читателя своим союзником. Передать глубину проблем, раскрывать сущность поставленных проблем, показать злободневность рассматриваемой им темы. Видеть глубину и актуальность проблем, убеждать читателя в правоте своей позиции, утверждать, что и т.д.