III. Работа над текстом упражнения 70.

1. Вступительная беседа.

– Какого человека называют интересным собеседником?

– Может ли человек сам развивать в себе умение рассказывать?

– Что он для этого должен делать?

– Вы хотите быть для кого-либо интересным собеседником?

– Сегодня этому мастерству мы будем учиться на примере текста из упражнения 70.

2. Знакомство с текстом.

– Прочитайте текст.

– Подумайте, как пересказать текст, чтобы было понятно, что в нем говорится о другом человеке.

– От какого лица обычно люди рассказывают о себе?

– А от какого лица мы пересказываем истории других людей?

3. Знакомство с сообщением авторов на с. 32 учебника.

– Как называется в русском языке письменный пересказ?

– Если изложение ведется от 1-го лица, какие местоимения будут использованы?

– А если изложение от 3-го лица, какие местоимения используются?

– В пересказе от 3-го лица могут ли местоимения быть заменены? На какие слова?

4. Знакомство с памяткой на с. 157.

– Давайте поработаем над текстом согласно рекомендациям авторов в памятке.

1) Прочитайте текст еще раз.

– О чем этот текст? Определите тему.

– Что до нас хотел донести автор?

– С каким чувством автор рассказывает об увиденном?

– Какое настроение он передает читателям?

– Рассмотрим особенности текста, его строение.

– Это деловой или картинный текст?

– К какому жанру вы бы его отнесли?

– Определите, сколько частей в тексте.

– Как выделена каждая часть текста?

– Перечитайте первую часть. О чем она?

– Перечитайте вторую часть.

– О чем рассказывает вторая часть?

– Перечитайте третью часть. О чем вы узнали из третьей части?

– Как автор начинает и заканчивает текст?

– Связаны ли между собой части текста? Как?

– Какие секреты речи в тексте вы заметили?

– Для чего их использует автор?

– Какие из слов при прочтении сразу обращают на себя внимание?

– Какие слова вам незнакомы?

– Как вы понимаете их значение?

2) Работа в парах.

– Отметьте и объясните друг другу орфограммы и знаки препинания.

(Дети объясняют по очереди по одному предложению.)

III. Работа над текстом упражнения 70. - student2.ru

С елки шишки хлоп да хлоп!

Саше в спину, Маше – в лоб!

Это чьи еще проделки?

Знаем, знаем – рыжей белки.

3) Составление плана.

– Озаглавьте текст, передавая его тему, главную мысль.

(Возможные варианты: Заветная поляна. Охотники до яблок. Любители яблок.)

– Как можно озаглавить первую часть текста?

– Придумайте заголовок для второй части.

– Как вы озаглавите третью часть?

План.

1. Любимое место.

2. Осенью на поляне.

3. Любители яблок.

4) Пересказ текста.

а) Перечитайте текст еще раз. Представляйте все, о чем говорится.

б) Перескажите текст от третьего лица (в парах).

IV. Изложение.

1) Поработайте с памяткой «Как обдумать текст?» на с. 156.

2) Закройте учебники и напишите текст, стараясь сохранить его особенности.

V. Проверка выполненной работы.

1) Прочитайте памятку на с. 156 «Как сделать текст лучше?».

2) Выполните рекомендации авторов.

VI. Итог урока.

Дети зачитывают получившиеся тексты. В совместном обсуждении исправляются (насколько это возможно) допущенные речевые ошибки.

Домашнее задание: упражнение 72.

Урок 20
Учимся передавать рассказы других
и говорить о себе

Цель: обучить написанию личных воспоминаний, развивать умение составлять повествовательный текст.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Анализ изложений и работа над ошибками.

III. Проверка домашнего задания.

– От какого лица ведется рассказ в дневнике?

– От какого лица вы передали содержание?

– Какие слова вы изменили? Какие слова употребили для того, чтобы текст стал более понятным?

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Какой падеж вы указали над словами-командами?

IV. Подготовка к написанию воспоминаний о лете.

1. Упражнение 73.

– Прочитайте тексты из перечисленных упражнений.

– О чем в них говорится?

– От какого лица ведутся рассказы?

– Какие секреты картинной речи используют авторы?

– «Летние встречи». Можем ли этим названием объединить тексты?

2. Беседа.

– Были ли у вас интересные встречи летом?

– Хотите поделиться своими воспоминаниями?

– От какого лица вы будете вести рассказ?

– Для того чтобы ваш рассказ было интересно слушать, какие правила речи необходимо соблюдать?

– Может ли состояться встреча с неодушевленным предметом?

– Приведите примеры.

3. Устные рассказы.

– Кому хочется поделиться своими воспоминаниями?

(Дети устно составляют рассказы.)

– Сколько частей будет в ваших рассказах?

– О чем обычно сообщается в первой части?

– О чем рассказывает вторая часть?

– Что важно отразить в третьей части?

– Что вы помните о том, как строить предложения?

– Какие предложения вы можете использовать по цели высказывания?

– Приведите примеры оценочных предложений.

III. Работа над текстом упражнения 70. - student2.ru

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем

И работать вновь начнем.

V. Написание сочинения.

– Откройте памятку на с. 156.

– Обдумайте текст, прежде чем его писать.

– Приступайте к написанию воспоминаний.

VI. Итог урока.

– Сделайте текст лучше, пользуясь памяткой на с. 156.

– Прочитайте свои воспоминания.

Домашнее задание: упражнение 75.

Урок 21
как предметы, признаки, действия
назвать точнее?

Цель: познакомить с понятием «словосочетание», с его существенными признаками, раскрыть роль словосочетаний в языке.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как называется раздел учебника, над которым мы закончили работу?

– Какие научные слова, сведения вы узнали из этого раздела?

– Чему учились на уроках?

Наши рекомендации