III. Орфографическая работа с текстом.

– Выделите в тексте окончания, написание которых нужно объяснить.

– Поставьте точку под всеми безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

– Расскажите о роли мягкого знака в словах.

– Есть ли в тексте наречия? Выделите в них орфограммы.

– Назовите слова с парными согласными, требующими проверки. Какие слова являются проверочными?

– Обратите внимание на постановку знаков внутри предложений.

– Какие вы можете объяснить?

(На доске учитель выписывает:

, как

, поэтому

, который.)

IV. Пересказ текста.

– Перечитайте текст еще раз.

– Кто может пересказать его?

III. Орфографическая работа с текстом. - student2.ru

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!

V. Повторное чтение текста.

VI. Написание изложения.

Самопроверка.

VII. Итог урока.

Дети зачитывают написанные тексты.

Урок 109
Работа над ошибками. Применяем знания,
совершенствуем умения

Цель: развивать умения исправлять ошибки в содержании текста, построении предложений, точном употреблении слов и их правописании.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1. Сообщение результатов работы.

– Кто доволен результатами своей работы?

– Кто не доволен результатами? Почему?

2. Последовательность в содержании текста, построении предложений.

– Прочитайте первую часть текста автора.

– Сколько предложений в части?

– О чем первое предложение? О чем второе?

– Смогли ли вы в первой части обозначить, о чем пойдет дальше повествование?

(Дети зачитывают свои вступления, коллективно корректируют при необходимости.)

– Прочитайте вторую часть текста.

– Выпишите последовательно все глаголы из второй части:

– вступает;

– режет;

– линует;

– заботится;

– печатает.

– Легко ли по глаголам восстановить содержание части? Попробуйте.

– Прочитайте свои работы. Если нужны какие-либо поправки, выполните их.

– Что говорится в третьей части?

– Посмотрите в свои работы. Получилось ли у вас в третьей части рассказать о завершении работы машин над изготовлением тетради. Сделайте необходимые уточнения простым карандашом.

– Сравните четвертую, заключительную часть текста с ее изложением.

– Есть ли у вас замечания к своей работе?

– Обратите внимание на построение предложений. У кого вынесены ошибки в построении на полях тетради?

(Дети зачитывают неверно составленные предложения, выявляют, в чем заключается ошибка, исправляют.)

– Встретились ли в ваших изложениях повторы слов. Как этого избежать?

– Попробуйте заменить повторы синонимами или местоимениями.

(После необходимых правок в текстах желающие зачитывают отредактированные тексты.)

3. Орфографическая работа.

Работа над исправлением орфографических ошибок в изложениях проводится детьми индивидуально по имеющемуся у них образцу.

III. Работа по теме урока.

1. Закончите пословицы.

Скаж.шь – не ворот.шь, напиш.шь – не сотрешь, отруб.шь – …

Глубже паш.шь – веселее …

Конь вырв.тся – догон.шь, а слова сказанного …

(Не приставишь, пляшешь, не воротишь.)

– Как вы понимаете смысл пословиц?

– Когда так говорят?

– Запишите пословицы, решая задачи в окончаниях.

(Проверка сигнальными карточками.)

III. Орфографическая работа с текстом. - student2.ru

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко …

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-шалунишки.

Но закончилась игра

И учиться нам пора.

2. Работа по карточкам.

У каждого ученика перфокарта, внутрь которой он вставляет половину тетрадного листа с указанием своей фамилии. Крестиком в кружке отмечает нужное спряжение названного глагола.

(Глаголы можно написать на карточках или продиктовать.)

III. Орфографическая работа с текстом. - student2.ru

(Аналогично заполняется для учащихся II варианта.)

– Глаголы я буду диктовать парами: первый для первого варианта, второй – для второго.

1) готовим – рисуем;
2) посмотришь – покрасишь;
3) искупаешь – подышишь;
4) посадите – сломаете;
5) склеит – развеет;
6) рыщет – молотит;
7) подержишь – застелешь;
8) завянет – надкусит;
9) сбреешь – почуешь;
10) замерзнете – загоните.

Работа проверяется по заранее подготовленным перфокартам, у которых вырезаны кружки на месте обозначения правильных ответов.

Дети накладывают перфокарту на листок с крестиками, кружки и крестики должны совпасть при правильно выполненном задании.

3. Упражнение 464.

– Прочитайте текст.

– Деловой или картинный текст? Почему?

– Определите время и спряжение глаголов.

(Комментируют.)

– Выполните анализ слов как частей речи (на доске): разбудят, за теплую спинку, в трещинах.

– Самостоятельно выполните разбор:

III. Орфографическая работа с текстом. - student2.ru

(Проверка по закрытой доске.)

– Отметьте в тексте орфограммы, которые считаете трудными.

– Какие орфограммы вы отметили?

– Выпишите из текста словосочетания по заданию учебника на с. 54.

– Объясните правописание окончаний.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выполните разбор слов как части речи из текста упражнения 464:

III. Орфографическая работа с текстом. - student2.ru

Урок 110
Контрольный диктант

Цель: проверить умения писать глагольные окончания, а также грамматические умения, связанные с этой частью речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Диктант.

Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.

Мощные машины из бревен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлебку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпье, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь ее прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги также сделают тетради. На бумаге также будут печатать книги.

III. Грамматические задания.

1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:

I вариант – прогладят, в машину;

II вариант – попадает, на бумаге.

2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.

3. Записать неопределенную форму и указать спряжение глагола.

I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;

II вариант – встречу, увижу, сею, застелю.

Самопроверка.

IV. Итог урока.

Примечание. Отсутствие кавычек в работе не должно влиять на снижение оценки.

Урок 111
Работа над ошибками. Применяем знания,
совершенствуем умения

Цель: развивать умения выполнять работу над допущенными ошибками.

Ход урока

I. Организаци

Онный момент.

Наши рекомендации