Место дисциплины в структуре образовательной программы высшего образования

Утверждаю

Ректор

__________________А.М. Елохов

«_____»________________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Криминалистика

(КОДБ.3.21.)

Направление подготовки – 030900.62 «Юриспруденция»

Профиль подготовки – «Государственно-правовой», «Гражданско-правовой»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – заочная

Пермь, 2014

Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «04» мая 2010 г. N 464«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»,приказа № 1367 от 19.12. 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

РПД рассмотрена на заседании кафедры уголовного права и процесса (протокол от 15.12.2014, № 3).

РПД принята на заседании Ученого совета НОУ ВПО «ЗУИЭП» (протокол от 25.12.2014, № 2).

Разработчик:

Долгинов С.Д., к.ю.н., доцент

Рецензент:

Цуканов А.Н., к.ю.н., адвокат

Содержание рабочей программы дисциплины стр.

1. Цели и задачи дисциплины
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Описание материально-технической базы, необходимой для образовательного процесса по дисциплине (модулю)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями преподавания учебной дисциплины «Криминалистика» являются:

1.Криминалистика является практико-направленной дисциплиной в ходе изучения которой студентам прививаются навыки расследования, раскрытия и предотвращения преступлений. Также, тактико-технические навыки поиска, изъятия и исследования доказательств, изучаемые Криминалистикой, используются в дальнейшем и в иных видах судебного процесса (гражданском, арбитражном, административном).

2. Формирование общекультурных компетенций:

* владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спиртом (ОК-14);

3. Формирование профессиональных компетенций:

в правоприменительной деятельности:

* способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

* способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

* способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

* способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в педагогической деятельности:

* способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

Дисциплина «Криминалистика» имеет непосредственные конкретные задачи:

· научить расследовать преступления в точном соответствии с уголовно-процессуальным законом;

· научить собирать и исследовать доказательства;

· выработать навыки расследования различных преступлений;

· выработать навыки ка расследования и раскрытия, так и предотвращения преступлений.

После изучения курса «Криминалистика» студент должен:

знать:

- закономерности механизма преступлений;

- закономерности возникновения информации о преступлении и его участниках;

уметь:

- собирать и исследовать доказательства;

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- организовывать и проводить следственные действия;

- организовывать процесс расследования по уголовному делу;

- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

владеть:

- юридической терминологией;

- навыками работы с технико-криминалистическими средствами;

- навыками анализа следственной ситуации;

- навыками комбинирования следственных, технических и оперативно-розыскных мероприятий;

- навыками оформления и составления процессуальных документов;

- методикой расследования и раскрытия различных видов правонарушений.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дисциплина «Криминалистика» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3.) плана учебного процесса и является обязательной для изучения.

Дисциплина «Криминалистика» основывается на дисциплинах профессионального цикла базовой части (Б.3): «Уголовный процесс», а также дисциплины вариативной части (В.3) «Криминология». Криминалистика является одной из важнейших учебных дисциплин юриспруденции и служит теоретической и методологической базой для изучения дисциплин по выбору (В.3): «Адвокатура и адвокатская деятельность», «Современные проблемы преступности», «Прокурорский надзор».

Тема      
  Адвокатура и адвокатская деятельность Прокурорский надзор Современные проблемы преступности
Тема 2. Идентификация и диагностика     +
Тема 12. Криминалистические версии и планирование расследования +    
Тема 13. Тактика осмотра + +  
Тема 15. Тактика обыска и выемки + +  
Тема 16. Тактика допроса + +  
Тема 21. Методика расследования убийств   + +
Тема 22. Расследование краж, грабежей, разбоев     +
Тема 23. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта     +
Тема 24. Методика расследования экономических преступлений     +
Тема 25. Методика расследования терроризма     +

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание профессиональных компетенций, закрепленных за дисциплиной в образовательной программе (ОП): Компетенция Структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза
ОК-14 -владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом Знать:научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни Уметь:использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни. Владеть:средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
ПК-4 -способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом Уровень базовый: Знать: особенности конституционного строя, правового положения граждан, формы государственного устройства, Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; Владеть:юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами;   Уровень повышенный (профилирующий) Государственно-правовой профиль: Знать: особенности организации и функционирования системы органов местного самоуправления в России; Уметь:осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеть:навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.   Гражданско-правовой профиль: Знать: сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: индивидуальные трудо-вые споры, исполнительного производства. Уметь:анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; Владеть:навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий.
ПК-6 -способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства Уровень базовый: Знать:основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; Владеть:юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами;   Уровень повышенный (профилирующий) Государственно-правовой профиль: Знать: сущность правоотношений в отраслях материального и процессуального права: международного права; европейского права. Уметь:осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеть:Навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина   Гражданско-правовой профиль: Знать:сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: гражданского процесса, трудового права, земельного права, предпринимательского права, гражданского права, международного частного права, права социального обеспечения, арбитражного процесса, семейного права, жилищного права, корпоративного права, коммерческого права, конкурсного права, Уметь:анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеть:навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий.
ПК-10 -способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения Уровень базовый: Знать:методику и тактику проведения следственных действий, формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений. Уметь:применять технико-криминалистические, тактические, уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные средства и методы. Владеть:навыками применения технико-криминалистических, тактических, уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств и методов.   Уровень повышенный (профилирующий) Государственно-правовой профиль: Знать: сущность правоотношений в отраслях материального и процессуального права: Международного права; Европейского права. Уметь: осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть:Навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина   Гражданско-правовой профиль: Знать:сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: гражданского процесса, трудового права, земельного права, предпринимательского права, гражданского права, международного частного права, права социального обеспечения, арбитражного процесса, семейного права, жилищного права, корпоративного права, коммерческого права, конкурсного права, Уметь:анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; Владеть:навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий.
ПК-13 -способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Уровень базовый Знать:основные положения отраслевых юридических и специальных наук. Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями. Владеть:юридической терминологией. Уровень повышенный Государственно-правовой профиль: Знать: сущность правоотношений в отраслях материального и процессуального права: Международного права; Европейского права. Уметь: осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы. Владеть:Навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина Гражданско-правовой профиль: Знать:сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: основ правовой работы, корпоративного права. Уметь:анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы (исковые заявления, ходатайства, отзывы, договоры, протоколы и др.). Владеть:навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
ПК-17 -способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и практическом уровне Знать: основные теоретические положения правовых дисциплин; Уметь: использовать в учебном процессе пассивные, активные и интерактивные методики обучения; Владеть: основными методиками преподавания правовых дисциплин

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины

Виды учебной работы Распределение учебной работы (всего часов)
Трудоемкость в зачетных единицах
Общая трудоемкость, всего, час
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий): Аудиторные занятия, всего, час
В т.ч. Занятия лекционного типа, всего:
В т. ч. Занятия семинарского типа, всего
- практические занятия
- в т.ч. занятия в интерактивной форме
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, всего, в том числе контактная работа, час
В т. ч. текущий контроль: тесты, задачи, ситуации
Контрольная работа -
Консультации
Промежуточная аттестация: Контрольная работа Экзамен

Содержание дисциплины

Темы Всего Виды учебных занятий
Аудиторные занятия, в том числе В том числе интерактивная форма Самост работа
лекции практ. занятия
Теоретические и методологические основы криминалистики          
Тема 1. Предмет, метод криминалистики, связь криминалистики с другими науками      
Тема 2. Идентификация и диагностика      
Криминалистическая техника          
Тема 3. Технические средства криминалистики      
Тема 4. Криминалистическая фотография, аудио- и видеозапись      
Тема 5. Трасология
Тема 6. Криминалистическая баллистика, оружиеведение и взрывотехника      
Тема 7. Криминалистическое исследование документов и почерковедение    
Тема 8. Криминалистическая одорология      
Тема 9. Генотипоскопия      
Тема 10. Фоноскопия      
Тема 11. Габитоскопия      
Криминалистическая тактика          
Тема 12. Криминалистические версии и планирование расследования    
Тема 13. Тактика осмотра  
Тема 14. Тактика проведения следственного эксперимента      
Тема 15. Тактика обыска и выемки      
Тема 16. Тактика допроса  
Тема 17. Тактика проведения опознания      
Тема 18. Тактика проверки показаний на месте      
Тема 19. Криминалистическая экспертиза, заключение специалиста      
Криминалистическая методика          
Тема 20. Общие положения криминалистической методики    
Тема 21. Методика расследования убийств    
Тема 22. Расследование краж, грабежей, разбоев      
Тема 23. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта      
Тема 24. Методика расследования экономических преступлений      
Тема 25. Методика расследования терроризма      
ИТОГО:

Содержание разделов дисциплины

Наименование темы Содержание темы Формируемые компетенции
Тема 1. Предмет, метод криминалистики, связь криминалистики с другими науками Понятие криминалистики. Криминалистика как теоретическая и практическая дисциплина. Тесная связь криминалистики с практикой. Значение криминалистики для гражданского, гражданского процессуального и иных отраслей права. Методы криминалистики. Связь криминалистики с иными науками.   ПК-10, ПК-17.
Знать: -содержание основных понятий и терминов; - историю развития криминалистики; - значение криминалистики для иных отраслей права; Уметь: - характеризовать этапы развития криминалистики. - правильно классифицировать методы криминалистики; Владеть: - системой методов криминалистики; - навыками письменной речи. Текущий контроль: Устное собеседование.

Наши рекомендации