Проценты по полученным заемным средствам
Контрольная работа
1. Теоретический вопрос
14. Нормируемые расходы организаций для целей налогообложения прибыли.
Далеко не все расходы могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме. Есть затраты, которые уменьшают базу только частично, в пределах определенных норм. Главой 25 НК РФ предусмотрены ограничения по учету размеров ряда расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Ограничения предусмотрены для некоторых расходов, учитываемых в составе материальных, расходов на оплату труда, прочих и внереализационных расходов.
Перечень нормируемых расходов:
1.Представительские расходы
2. Расходы на рекламу
3. Расходы на добровольное страхование работников
4.Расходы на создание резерва по сомнительным долгам
5.Проценты по заемным средствам
6. Затраты, связанные с реализацией продукции СМИ и книг.
7. потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке МПЗ;
8. расходы по оплате стоимости проезда и провоза багажа работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам его семьи;
9. расходы на обязательное страхование имущества;
10. суммы выплаченных подъемных;
11. расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта;
12.плата государственному и частному нотариусу за нотариальное оформление;
13.расходы на содержание вахтовых и временных поселков;
14. расходы на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов;
15. расходы в виде целевых отчислений от лотерей;
16. расходы обслуживающих производств и хозяйств.
Нормы для одних расходов указаны в НК РФ РФ, как правило, в процентах от определенного показателя (выручки, ФОТ и т.д.), для других — в постановлениях Правительства РФ в виде фиксированных величин. В отдельных случаях нормы устанавливаются в особом порядке.
К расходам, нормы по которым установлены Налоговым кодексом, относятся затраты на рекламу, добровольное страхование работников, создание резерва по сомнительным долгам, представительские расходы, проценты по заемным средствам, а также затраты, связанные с реализацией продукции СМИ и книг.
Расходы на рекламу
Организации в составе прочих расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, учитывают затраты на рекламу производимых, приобретенных и реализуемых товаров, а также работ, услуг, деятельности, товарного знака и знака обслуживания, что предусмотрено пп. 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, В пункте 4 этой же статьи зафиксировано, что расходы на рекламу могут уменьшить налоговую базу только в пределах 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии с 249-й статьей НК РФ[1]. Правда, относится это не ко всем видам рекламных затрат. Так, не нормируются для целей налогообложения расходы:
на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации; уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании.
Все остальные расходы на рекламу нормируются. Затраты в пределах нормы включаются в налоговую базу.
Представительские расходы
Представительские расходы учитываются в составе прочих расходов. К ним относятся затраты, связанные с проведением официального приема и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества. К ним, в частности, относятся не только затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, но также участников, прибывших на заседания совета директоров (иного руководящего органа фирмы), и официальных лиц принимающей стороны. Расходы на транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчика, не состоящего в штате, — все это также представительские расходы.
В пункте 2 статьи 264 НК РФ определено, что все виды представительских расходов являются нормируемыми. Их стоимость может быть включена в налоговую базу в размере, не превышающем 4% суммы расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период[2].
Проценты по полученным заемным средствам
Особенности учета расходов в виде процентов по заемным средствам закреплены в статье 269 НК РФ. Так, налогоплательщики, которые планируют брать кредиты и займы и учитывать в налоговой базе проценты, должны вначале определить способ расчета суммы процентов, которую можно включить в расходы. При этом возможны два варианта установления норматива: исходя из скорректированного значения ставки рефинансирования Банка России или исходя из скорректированного значения средней ставки по сопоставимым кредитам.
При первом способе в расходы можно включить сумму процентов, которая не превышает величину, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, умноженной на 1,1 (при оформлении долгового обязательства в рублях). Когда договор не содержит условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, применяется ставка рефинансирования на дату привлечения денежных средств. В иных случаях применяют действующую на дату признания расходов в виде процентов. Выбранный способ учета процентов должен быть отражен в учетной политике.[3]
При втором способе в налоговой базе будут учитываться проценты, не превышающие средний уровень больше чем на 20%. Средний уровень процентов определяется по долговым обязательствам, выданным в том же квартале, а для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, в том же месяце.