Государственного бюджета

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СТАТИСТИКИ

Для характеристики предмета изадач финансо­вой статистики необходимо вначале рассмотреть по­нятие финансов как ключевого элемента данного раз­дела статистики.

Под финансамипонимается совокупность денеж­ных отношений по поводу формирования, распределе­ния и использования доходов, общегосударственных фондов денежных средств с целью воспроизводства и удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных потребностей. Сущность финансов как экономической категории выражается посред­ством распределительной, перераспределитель­ной и контрольной функций:

1) распределительная функция предназначена для обеспечения планомерного кругооборота денеж­ных средств, распределения денежных накоплений на расширение производства и образования де­нежных ресурсов;

2) перераспределительная функция реализуется с помощью кредитных отношений, благодаря ко­торым в экономике ускоряется оборот денежных средств и материальных ценностей;

3) контрольная функция выражается в контроле за распределением прибыли на микроуровне или ва­лового национального продукта и национального дохода на макроуровне.

Статистика финансов является одной из составных частей социально-экономической статистики.

Предметом финансовой статистикиявляется количественная характеристика финансов и финан­сово-хозяйственной деятельности субъектов эконо­мики, процесса воспроизводства и кругооборота финансовых ресурсов.

Объектом финансовой статистикиявляются финансовые активы государства, секторов и отрас­лей экономики, всех хозяйствующих субъектов, нахо­дящихся в их распоряжении и предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществле­ния затрат с целью воспроизводства и удовлетворе­ния потребностей.

В качестве отдельного объекта изучения статистики финансов выделяют финансовый рынок.

Финансовый рынок – это путь, по которому от фондодателей фонды поступают к фондополучателям.. Финансовая статистика изучает две составляющие финансового рынка: валютный рынок FOREX, на котором происходит торговля валютой; и рынки капиталов, объединяющий сделки с ценными бумагами,срок действия которых более 1 года.

В широком смысле к задачам финансовой статистики относятся:

1) контроль за выполнением проектов, планов, программ и прогнозов по поводу обеспечения воспроизводственных процессов необходимыми денежными ресурсами и фондами;

2) изучение статистических закономерностей разви­тия финансовой системы;

3) анализ использования финансовых ресурсов;

4) исследование прямых и обратных связей между процессом создания национального дохода, вало­вого внутреннего продукта, валового националь­ного продукта и их последующим перераспределе­нием через финансово-банковские органы.

В узком смысле одна из наиболее важных задач финансовой статистики заключается во всестороннем анализе деятельности органов государственного управ­ления. С одной стороны, органы государственного управ­ления влияют на конъюнктуру и экономический рост (как причина), а с другой - они сами испытывают влия­ние изменения конъюнктуры и экономического роста.

Основным элементом финансовой статистики яв­ляется система показателей, отражающих цифровую характеристику явлений и процессов, подлежащих изучению в данной области.

Система показателей статистики финансов включает в себя следую­щие блоки показателей:показатели статистики бюджета, показатели статистики денежного обраще­ния, показатели процентных ставок, показатели ста­тистики кредита, показатели статистики сберегатель­ных учреждений, показатели статистики страхования, показатели финансов предприятий и организаций, показатели банковской статистики, показатели ста­тистики валютных курсов, показатели статистики фи­нансового рынка.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В составе общегосударственных фондов де­нежных средств в РФ выделяют:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд за­нятости, Фонд обязательного медицинского стра­хования, Фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.).

Объектами изучения статистики государствен­ного бюджетаявляются основной общегосударствен­ный фонд — государственный бюджет, а также финан­совые отношения, которые складываются у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования эконо­мики. Его структура определяет формы и методы обра­зования государственных финансовых ресурсов и на­правления их использования в общественных интересах.

Главная задача статистики государственного бюджета— это характеристика его основных пока­зателей, определяющих содержание и направлен­ность фискальной политики. Данная задача раскры­вается в более конкретных подзадачах. Среди них;

1) определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2) анализ структуры доходов государственного бюд­жета;

3) анализ структуры расходов государственного бюд­жета;

4) определение источников финансирования бюд­жетного дефицита;

5) расчет размеров государственного внутреннего долга;

6) характеристика эффективности проведения госу­дарством фискальной политики;

7) анализ влияния фискальной политики на экономи­ческий рост и уровень жизни населения.

В процессе решения данных задач статистика го­сударственного бюджета собирает и обобщает дан­ные, подготавливая статистическую информацию ко­торая необходима для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управле­ния и выработки экономической политики.

В статистике государственного бюджета РФ отра­жаются организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.

Направления статистики государственных финан­сов, выделяемые в международной статистической практике:

1) бюджеты органов государственного управления:

а) статистика бюджетного хозяйства:

-статистика проекта государственного бюдже­та и финансового планирования;

-статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);

б) статистика финансов высших учебных заведе­ний (их годовые доходы и расходы);

в) статистика задолженности всех единиц секто­ра государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих еди-ниц, осуществляющих непосредственное управ­ление государством;

г) статистика государственных служащих. Основ­ными задачами являются учет численности слу­жащих, их группировка по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда;

2) налоговая статистика:

а) статистика налоговых поступлений. Определя­ются суммы, предусмотренные для распреде­ления и перераспределения;

б) статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные из­делия и другие продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;

в) статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным на­логом; стоимость имущества и добавленная стои­мость, подлежащая налогооблажению и т.д.).

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Наши рекомендации