Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия
Таблица 1.15 – Исходные данные для корреляционного анализа
Наименование фактора | Значения по годам | |||||||||
1. Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | ||||||||||
2. Производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | ||||||||||
3. Индекс физического объема продажи мясопродуктов , в % к пред. году | 99,2 | 100,1 | 112,0 | 103,7 | 101,0 | 113,9 | 115,4 | 107,2 | 116,7 | 121,9 |
4. Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн | 82,5 | 85,8 | 111,8 | 125,6 | 153,7 | 195,7 | 235,4 | 289,2 | 309,5 | 346,1 |
5. Удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций | 15,1 | 18,4 | 28,7 | 31,4 | 23,5 | 28,3 | 5,5 | 16,4 | 13,6 | 11,8 |
6. Численность населения Республики Беларусь, млн. чел. | 10,05 | 10,02 | 9,99 | 9,95 | 9,90 | 9,85 | 9,80 | 9,75 | 9,72 | 9,69 |
7. Доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, % | 7,8 | 8,4 | 8,8 | 7,5 | 7,0 | 6,6 | 6,3 | 5,8 | 9,9 | 5,4 |
8. Затраты на рекламу, млн. руб. | 10,3 | 13,7 | 26,2 | 29,6 | 45,1 | 48,2 | 50,3 | 60,4 | 68,7 | 94,8 |
9. Прибыль отчетного периода, млн. руб. | ||||||||||
10. Коэффициент текущей ликвидности (х10) | 1,23 | 0,88 | 2,32 | 1,07 | 0,98 | 0,23 | 0,47 | 0,54 | 2,64 | 0,22 |
Источник: отчетность предприятия
Результаты корреляционного анализа влияния факторов на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлены в таблице 1.16.
Таблица 1.16 – Результаты корреляционного анализа влияния факторов на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Показатели | Коэффициент корреляции, r | Показатель t– статистики | Коэффициент детерминации, R2 | Теснота и направление связи |
1. Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | 0,54 | 1,71 | 0,38 | Прямая зависимость, слабая сила связи |
2. Производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. | 0,9 | 5,3 | 0,65 | Прямая зависимость, высокая сила связи |
3. Индекс физического объема продажи мясопродуктов , в % к пред. году | 0,65 | 3,50 | 0,55 | Прямая зависимость, высокая сила связи |
4. Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн | 0,64 | 2,1 | 0,33 | Прямая зависимость, высокая сила связи |
5. Удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций | -0,14 | -0,36 | 0,22 | Обратная зависимость, умеренная сила связи |
6. Численность населения Республики Беларусь, млн. чел. | 1,21 | 2,21 | 0,65 | Прямая зависимость, высокая сила связи |
7. Доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, % | -0,58 | -1,62 | 0,37 | Обратная зависимость, заметная сила связи |
8. Затраты на рекламу, млн. руб. | 0,24 | 0,57 | 1,28 | Прямая зависимость, слабая сила связи |
9. Прибыль отчетного периода, млн. руб. | 1,85 | 3,28 | 0,80 | Прямая зависимость, высокая сила связи |
10. Коэффициент текущей ликвидности (х10) | 1,02 | 0,35 | 0,002 | Прямая зависимость, слабая сила связи |
Источник: собственная разработка
На прибыль отчетного периода ОАО «Калинковичский мясокомбинат» меньше всего влияют такие факторы как: удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций; доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, %; Среднее влияние: закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. Самое большое влияние на прибыль отчетного периода оказывают такие факторы как: производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.; Индекс физического объема продажи мясопродуктов , в % к пред. году; численность населения Республики Беларусь, млн. чел. Данные факторы мы берём для регрессионного анализа.
Таблица 1.17 – Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат».
Переменная уравнения регрессии | Значение переменной | t– значение | p– уровень |
Общая статистика регрессионной модели | |||
1. Множественный R: | 0,63 | ||
2. Коэффициент детерминации – фактическое значение –нормативное (табличное) значение | 0,43 0,504 | 0,25 | – |
3. F–статистика – фактическое значение (1/F) –нормативное (табличное) значение | 2,19 0,45 2,16 | 0,58 | - 0,03 |
Переменные регрессионной модели | |||
4. Y–пересечение – фактическое значение –нормативное (табличное) значение | -96,12 | –0,4 3,54 | 0,09 0,15 |
5. Фактор маркетинговой среды | |||
5.1. Производство мяснх продуктов, кг(х2) – фактическое значение –нормативное (табличное) значение | - 4,52 | 0,22 1,24 | 0,58 0,45 |
5.2. Индекс физического объема продажи мяса и мясных продуктов, в % к пред. году(х3)– фактическое значение –нормативное (табличное) значение | 542,02 – | 0,90 2,44 | 0,39 0,05 |
5.3. Затраты на рекламу, млн.руб(х9) – фактическое значение –нормативное (табличное) значение | -- 12,65 | 0,14 2,58 | 0,24 0,35 |
Источник: собственная разработка
F–критерий меньше нормативного, что говорит о том, что уравнение
ŷ = –96,12+16,97х2+542,02х3+12,66х9 является не значимым.
Коэффициент детерминации R2 равен 0,43, это 43 %.
Сравним расчетную величину R2 с табличными (критическими) значениями R2крит для соответствующего уровня значимости . Если окажется, что R2расч > R2крит, то со степенью вероятности 95 % можно утверждать, что анализируемая регрессия является значимой.
Исходя из и количества периодов наблюдения n=10 R2крит=0,504.
В нашем примере регрессия имеет низкое значение.
Проведем проверку по F-критерию.
Она составит 1:2,19 = 0,45. Отыщем по эталонной таблице критическую величину Fкрит при условии, что для числителя степень свободы f1 = k, т.е. составит 3 (число воздействующих факторов равно 3), а для знаменателя
f2 = n − k− 1 = 10 − 3 − 1= 6. Тогда будем иметь следующие значения для Fкрит: 2,16 (для α = 0,05).
Выполняется соотношение Fрасч < Fкрит.
В нашем случае оно адекватно 0,45<2,16.
Проверка с использованием уровня значимости α. вероятность ошибки составляет 2%, а должна быть менее 5%, поэтому делаем вывод о сильной зависимости изменения Y от сформулированных факторов х.
Если условие Значимость F < 0.05 выполнилось, то это говорит о том, что действительно обнаруживается устойчивая зависимость рассматриваемой функции Y от воздействующих факторов х2, х3 и х9.
t-критерий. Анализируемый коэффициент считается значимым, если его t-критерий превышает 2,447 что соответствует уровню значимости 0,05. Все коэффициенты нашего уравнения оказываются незначимыми.
Если уровень р меньше 0,05, то эти данные позволяют также заключить, что все рассмотренные коэффициенты статистически значимы. Иначе говоря, можно сделать вывод о неслучайном характере влияния всех изученных параметров. Таким образом, проверка обоими методами дает вполне согласованные результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговая деятельность в организации включает в себя различные направления, такие как маркетинговые исследования, разработка ценовой политики, организация рекламной деятельности, формирование портфеля заказов, разработка стратегии товародвижения. Одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности является продвижение товаров на рынок.
Вместе с тем, ограниченность рынка сбыта и ужесточение конкуренции заставляют предприятия производить совершенствование маркетинговой деятельности предприятия с целью обеспечения дальнейшей его успешной деятельности и получения дохода. Наиболее эффективным представляется совершенствование политики товародвижения на принципах системного подхода.
Продвижение товара – это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для предприятия. Продвижение товара является неотъемлемой частью маркетинга.
Для успешного осуществления деятельности по продвижению товара предприятием может быть использован достаточно широкий набор инструментов, позволяющий оказывать влияние на потребность потенциальных потребителей в определенном товаре или услуге.
В настоящее время ОАО «Калинковичский мясокомбинат» - одно из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь.
Ассортимент изделий, выпускаемых мясокомбинатом, насчитывает сегодня более 500 наименований. Вся продукция соответствует ГОСТам и СТБ, имеет необходимые сертификаты для реализации за пределами Беларуси.
Основными преимуществами ОАО «Калинковичский мясокомбинат» являются достаточно низкие цены, при среднем уровне качества готовой продукции относительно основных конкурентов. Следует принять решение по разработке рыночной стратегии с учетом специфики производства.
В комплекс маркетинговых коммуникаций ОАО «Калинковичский мясокомбинат» включаются следующие основные элементы: реклама; личная продажа; стимулирование сбыта; связи с общественностью.
На основе изучения деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат можно сделать следующие выводы:
На мясокомбинате проведена масштабная модернизация производственных мощностей, а также внедрены передовые методы управления производственным процессом, в результате чего по своему техническому и технологическому уровню, а также по качеству производимой продукции на сегодняшний день он не уступает ведущим мировым мясоперерабатывающим предприятиям;
В настоящее время Калинковичский мясокомбинат успешно осуществляет производственно-хозяйственную деятельность, все производственно-экономические показатели характеризуются положительной динамикой и существенными темпами прироста;
На предприятии активно осуществляется маркетинговая деятельность, включающая формирование фирменной торговой сети, проведение маркетинговых исследований, регулярное участие в республиканских и международных выставочных мероприятиях;
Финансовая деятельность мясокомбината осуществляется с недостаточной степенью эффективности, структура баланса является неудовлетворительной, финансовое положение неустойчиво, существует значительный риск неплатежеспособности предприятия. В то же время Калинковичский мясокомбинат имеет достаточный производственный потенциал для укрепления своего финансового состояния.