Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия.

Таблица 1.3 – Исходные данные для корреляционного анализа

Наименование фактора Значения по годам
Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.
Производ­ство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.
Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.
Индекс фи­зиче­ского объ­ема про­дажи мясопродуктов , в % к пред. году 99,2 100,1 112,0 103,7 101,0 113,9 115,4 107,2 116,7 121,9
Экспорт бе­ло­русских мясопродуктов, тыс. тн 82,5 85,8 111,8 125,6 153,7 195,7 235,4 289,2 309,5 346,1
Удельный вес убыточ­ных органи­заций в про­мыш­лен­но­сти, в % от об­щего числа ор­ганизаций 15,1 18,4 28,7 31,4 23,5 28,3 5,5 16,4 13,6 11,8
Числен­ность населе­ния Респуб­лики Беларусь, млн. чел. 10,05 10,02 9,99 9,95 9,90 9,85 9,80 9,75 9,72 9,69
Доля инве­сти­ций в ос­новной ка­питал мясной отрасли, % 7,8 8,4 8,8 7,5 7,0 6,6 6,3 5,8 9,9 5,4
Затраты на рекламу, млн. руб. 10,3 13,7 26,2 29,6 45,1 48,2 50,3 60,4 68,7 94,8
Коэффициент текущей ликвидности 1,23 0,88 2,32 1,07 0,98 0,23 0,47 0,54 2,64 0,22
Прибыль отчетного периода, млн. руб.

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа необходимы следующие факторы: закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.; производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб.; объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.; индекс физического объема продажи мясопродуктов, в % к пред. году; удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций; экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн; численность населения Республики Беларусь, млн. чел.; доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, %; затраты на рекламу, млн. руб.; коэффициент текущей ликвидности; прибыль отчетного периода, млн. руб.

На основе исходящих данных для корреляции,определим линейный коэффициент корреляции по следующей формуле (1.1) или с помощью функции MS Excel «Корреляция» или пакета АНАЛИЗ ДАННЫХ – корреляция.

Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru (1.1)

где r – коэффициент корреляции Пирсона между величиной анализируе­мого фактора внешней среды предприятия и его исследуемой характеристикой в анализируемый промежуток времени;

у – результативный признак;

х – факторный признак;

n - количество периодов времени.

Данный показатель сравниваем с табличным критическим значением для уровня значимости Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru и числа степеней свободы k = n-2=10–2=8 rкрит=0,632.

Показатели тесноты связи, исчисленные по данным сравнительно не­большой статистической совокупности, могут искажаться действием случай­ных причин. Это вызывает необходимость проверки их существенности.

Расчеты корреляционного анализа предоставлены в приложении Д. Результаты корреляционного анализа влияния фактора на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат» предоставлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Результаты корреляционного анализа влияния фактора на деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат»

Показатель Коэффи­циент корреля­ции, r Показа­тель t-стати­стики Коэффициент детерминации, R2 Теснота и на­правление связи
Закупки мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. (Х1) 0,16 0,46 0,03 Слабая, прямая связь
Производство мясопродуктов на 1 человека тыс. руб. (Х2) 0,62 2,23 0,38 Заметная, прямая связь
Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (Х3) 0,67 2,56 0,45 Заметная, прямая связь
Индекс физического объема продажи мясопродуктов, в % к пред. году (Х4) 0,62 2,23 0,38 Заметная, прямая связь
Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн (Х5) 0,63 2,30 0,40 Заметная, прямая связь
Окончание таблицы 1.4
Удельный вес убыточных организаций в промышленности, в % от общего числа организаций (Х6) -0,36 -1,09 0,13 Умеренная, обратная связь
Численность населения Республики Беларусь, млн. чел. (Х7) -0,58 -2,02 0,34 Заметная, обратная связь
Доля инвестиций в основной капитал мясной отрасли, % (Х8) -0,46 -1,46 0,21 Умеренная, обратная связь
Затраты на рекламу, млн. руб. (Х9) 0,75 3,20 0,56 Заметная, прямая связь
Коэффициент текущей ликвидности (Х10) -0,32 -0,95 0,10 Умеренная, обратная связь

Источник: собственная разработка

Для оценки значимости коэффициента корреляции применяется t-крите­рий Стьюдента. Фактическое значение этого критерия ( Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru ) определяется по формуле (1.2)

Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru (1.2)

где Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru - критерий Стьюдента,

r – линейный коэффициент корре­ляции,

n – количество периодов времени, за которые имеются пары значений величины исследуемых переменных.

Вычисленное по формуле (1.2) значение Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru сравнивается с критическим Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru которое берется из таблицы значений t-Стьюдента с учетом заданного уровня значимости Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru и числа степеней свободы k = n-2 либо при помощи функции
MS Excel «СТЬЮДРАСПОБР». Расчеты регрессионного анализа представлены в «ПРИЛОЖЕНИИ Е». Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлены в таблице 1.6. Если Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru , то величина коэффици­ента корреляции признается существенной.

С учетом принятых в экономико-статистических исследованиях значимости Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru и числа степеней свободы k = 10-2 табличное критиче­ское значение tk=2,306.

Коэффициент детерминации рассчитывается как квадрат коэффициента корреляции. Он показывает, на сколько процентов изменение результата (в нашем случае прибыли) объясняется изменением данного фактора.

Для получения выводов о практической значимости синтезированной в анализе модели показаниям тесноты связи дается качественная оценка представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5 – Качественная оценка тесноты связи

Теснота связи Значение коэффициента корреляции при наличии
прямой связи обратной связи
Слабая 0,1 – 0,3 (-0,1) – (-0,3)
Умеренная 0,3 – 0,5 (-0,3) – (-0,5)
Заметная 0,5 – 0,7 (-0,5) – (-0,7)
Высокая 0,7 – 0,9 (-0,7) – (-0,9)
Очень высокая 0,9 – 0,99 (-0,9) – (-0,99)

Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 – Результаты регрессионного анализа влияния факторов на результативность деятельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат»

Переменная (фактор) уравнения регрессии Значение пе­ремен­ной t-значе­ние p-уро­вень
Общая статистика регрессионной модели
1. Множественный R: 0,81 - -
2. Коэффициент детерминации Корреляционно-регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия. - student2.ru – фактическое значение – нормативное (табличное) значение   0,66 0,704 - - - -
3. F-статистика – фактическое значение (1/F) – нормативное (табличное) значение 3,80 0,26 4,76 - - 0,077 0,05
Переменные регрессионной модели
4. Y-пересечение – фактическое значение – нормативное (табличное) значение   -4718,75 -   0,63 2,44   0,55 0,05
5. Фактор маркетинговой среды
5.1. Объёмы продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. (Х3) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение   0,94 -   0,11 2,44   0,92 0,05
5.2. Экспорт белорусских мясопродуктов, тыс. тн (Х5) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение   -131,64 -   0,89 2,44   0,41 0,05
5.3. Затраты на рекламу, млн. руб. (Х9) – фактическое значение – нормативное (табличное) значение   692,63 -   1,78 2,44   0,13 0,05

Источник: собственная разработка

По данной таблице оценивается полученное уравнение регрессии

ŷ = -4718,75 + 0,94х3 – 131,64х5 + 692,63х9

Критерии проверки:

t – значение фактическое должно превышать табличное, по данным регрессионного анализа не соблюдается.

R2 фактическое должно превышать табличное, по данным регрессионного анализа не соблюдается.

F – критерий фактический должен быть меньше табличного, по данным регрессионного анализа не соблюдается.

Р – уровень должен быть меньше табличного (он равен 0,05 при вероятности 95%), по данным регрессионного анализа не соблюдается.

Так как не все критерии проверки выполняются, то уравнение не значимо и не может быть использовано в дальнейших расчетах.

Опасности и возможности

Оценим ситуацию вне предприятия и определим существующие возможности, а также угрозы для предприятия, которых следует опасаться.

Основные возможности и опасности в макросреде для ОАО «Калинковичский мясокомбинат»

Таблица 1.7 – Возможности и опасности предприятия

Возможности (S) Опасности (W)
1. увеличение доходов и сбережений населения способствует повышению покупательской способности; 1. снижение численности населения и рождаемости, старение населения ведет к уменьшению числа потребителей;
2. снижение ставки рефинансирования делает более доступным привлечение дополнительных средств; 2. увеличение налогового бремени приводит к снижению прибыли предприятия;
3. мотивация работников повышает результаты их деятельности (улучшение качества и рост объемов производства продукции); 3. опережение конкурентов в использовании новейших технологий;  
4. поддержание и совершенствование имиджа предприятия обеспечивает наличие постоянных и привлечение новых потребителей. 4. несвоевременная поставка сырья и, как результат, приостановление процесса производства;

Источник: собственная разработка.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации