Методические указания для обучающихся при освоении дисциплины
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекция – систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Лекция предшествует практическим занятиям, поэтому ее основной задачей являетсяраскрытие содержания темы, разъяснение ее значения, выделение особенностей изучения. Входе лекции устанавливается связь с предыдущей и последующей темами, а также с другимиотраслями права, определяются направления самостоятельной работы студентов.
В конце лекции преподаватель ставит задачи для самостоятельной работы, дает методические рекомендации по изучению нормативно-правовых актов, литературы, практики, оптимальной организации самостоятельной работы, чтобы при наименьших затратах времени
получить наиболее высокие результаты.
С целью успешного освоения лекционного материала по дисциплине «Криминалистика» рекомендуется осуществлять его конспектирование.
Механизм конспектирования лекции составляют:
- восприятие смыслового сегмента речи лектора с одновременным выделением значимой информации;
- выделение информации с ее параллельным свертыванием в смысловой сегмент;
- перенос смыслового сегмента в знаковую форму для записи посредством выделенныхопорных слов;
- запись смыслового сегмента с одновременным восприятием следующей информации.
Курс «Криминалистика» состоит из нескольких основных органически связанных между собой крупных разделов. На лекциях данные вопросы освящаются в связке и логической последовательности.Рекомендуется особое внимание обращать внимание на проблемные моменты, на которых акцентирует внимание преподаватель. Именно на эти моменты будет обращено вниманиепри проведении практических занятий.
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие – вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студента, в обстановке активногообщения решаются познавательные задачи. В основе подготовки к практическому занятиюлежит самостоятельная работа студентов по планам, заранее выданным преподавателем, и работа с нормативными правовыми актами и литературой. Практическое занятие по даннойдисциплине в отличие от лекции предполагает коллективное обсуждение студентами наиболееважных проблем изучаемого курса. Это не пересказ лекции или текста закона, а осмыслениеизучаемой проблемы и представление на обсуждение своих мыслей по содержанию материала.
Задача практического занятия не только в том, чтобы изучить какой-то вопрос или ряд вопросов по конкретной теме. На таком занятии студенты обучаются излагать свою точку зренияперед аудиторией, отстаивать ее в научном споре, логично, аргументировано опровергать оппонентов, связывать теорию с практикой.
Практические занятия направлены на развитие у студентов навыков самостоятельной работы над литературными источниками, законами и иными правовыми актами, материаламипрактики, коллективное обсуждение наиболее важных проблем изучаемого курса, решениепрактических задач и разбор конкретных жизненных ситуаций.
Подготовка к практическим занятиям включает в себя изучение рекомендованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, учебной и специальной литературы.При подготовке к ответу на теоретические вопросы необходимо уяснить содержание изначение основных понятий и категорий, используемых в административном, гражданском,уголовном и иныхотраслях законодательства. Большую помощь при изучении курса может оказать знакомство спубликациями в юридических журналах. Рекомендуется пользоваться возможностями СПС Консультант Плюс.
К ответам студентов на вопросы предъявляются следующие требования:
- четко сформулируйте проблему, которую необходимо раскрыть;
- проанализируйте существующие точки зрения, рассмотрите теорию и практику;
- изложите свою точку зрения на рассматриваемый вопрос, аргументируйте ее, подкрепите соответствующим материалом, ссылками на нормативные материалы, точки зрения ученых, правоприменительную практику;
- сделайте выводы, которые вытекают из сказанного;
- запишите заключение, сделанное преподавателем в конце занятия.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Вся учебная деятельность студента – это различные виды, формы и уровни самостоятельной работы, поэтому она является ведущей формой обучения в вузе. Лекционно-семинарскаясистема в вузе предполагает, что у студентов уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированы основные учебные навыки и, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, которая в дальнейшем становится объектом совместного обсуждения в ходе практических занятий.
Основные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения самостоятельной работы, следующие:углубление и закрепление знаний по дисциплине;способствование развитию у студента навыков работы с нормативными документами,научной литературой, статистическими данными;развитие навыков практического применения полученных знаний;формирование у студента навыков самостоятельного анализа правовых проблем.
Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после занятия. Дляработы необходимо ознакомиться с учебным планом группы и установить, какое количествочасов отведено в целом на изучение дисциплины, а также на самостоятельную работу.Далее следует ознакомиться с графиком организации самостоятельной работы студентов и строить свою самостоятельную работу в течение семестра в соответствии с даннымграфиком. В нем указаны: номер темы, тема, подлежащая изучению на данной неделе, видысамостоятельной работы, которые необходимо выполнить студенту в течение семестра, а также оптимальное количество часов, рекомендуемых на их выполнение.
При этом целесообразно начинать работу по любой теме дисциплины с изучениятеоретической части. Далее, по темам, содержащим эмпирический материал, следует изучитьи проанализировать статистические данные. Теоретический и эмпирический материал студенту необходимо изучать в течение семестра в соответствии с темами, указанными в графике.Кроме того, по эмпирическому материалу следует описать результаты анализа статистическихданных в форме таблицы, диаграммы, тезисов.
В целях более эффективной организации самостоятельной работы студентам следует ознакомиться с нормативными актами и специальной литературой, рекомендуемыми преподавателем, а также списком вопросов к зачету.
Методические рекомендации по подготовке к тестам
Основной целью тестовых заданий является контроль знаний студентов по дисциплине.При этом необходимо начинать работу по любой теме дисциплины с изучения теоретическойчасти. Далее студентам следует ознакомиться с нормативными актами и специальной литературой, рекомендуемыми преподавателем. При подготовке к тестам следует прочитать примерные тестовые вопросы и задания, ознакомиться с примерами их решения. После этого следуетприступать к решению непосредственно тестовых заданий с целью контроля усвоения знаний,полученных в результате изучения данного курса.
Можно выделить следующие функции самостоятельной работы студентов по данной дисциплине в учебном процессе вуза:
- закрепление знаний и умений, полученных в рамках аудиторной работы;
- расширение и углубление знаний по отдельным темам;
- освоение вышеуказанных навыков.
Для успешного решения учебных задач самостоятельной работы преподавателем в методических указаниях студентам перечисляются средства выполнения заданий, рекомендуетсясписок нормативно-правовых актов и литературы, дается примерная оценка времени выполнения задания, определяются критерии оценки задания и срок выполнения.
Аудиторная самостоятельная работа проводится в ходе:
1) лекционных занятий;
2) практических занятий.
Самостоятельная работа студентов на лекции включает в себя умение слушать внимательно, выделять тезисы, которые составляют основу излагаемых проблем и логику доказательствосновных положений изучаемой темы, выделять главное в содержании лекции, конспектировать.
Результатом самостоятельной работы студентов на лекционном занятии является написание конспекта лекции. Конспект лекции может включать основные блоки материала, проблемные вопросы к ним, ссылки на нормативные акты, статистику и практику. Специфика конспектирования лекции заключается в особенностях обработки получаемой информации, в ее
свертывании, что позволяет позднее восстановить коммуникативно-информационный процесслекционного занятия.Конспект лекции позволяет не только возвращаться к воспринятой ранее информации,но и совершенствовать ее, использовать на практике, расширять в ходе работы с рекомендованными нормативными актами и литературой. Конспект лекции позволяет хранить системузнаков, стимулирующих развертывание полученной информации.После лекции самостоятельная работа студентов заключается в последующей работенад содержанием лекции (заметки на полях), составлением собственного плана изучения правового явления.
К традиционным формам самостоятельной работы на практическом занятии относится: работа с текстом нормативных актов, заполнение таблиц, развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям, тестовые занятия различных уровней, вопросы для самопроверки.
К специфическим формам самостоятельной работы на практических занятиях по даннойдисциплине относится: проведение социологического опроса; реферативный обзор статей вюридических журналах; подбор примеров и моделирование различных практических ситуаций.
Самоподготовку по определенной теме рекомендуется начинать с ознакомления с конспектом соответствующей лекции или разделом учебника. Затем следует изучить нормативно-правовые акты, статистику и практику по вопросам, относящимся к данной теме. При работе с нормативными актами следует учитывать последние изменения и дополнения. Для этого следует использовать электронные ресурсы, например, такие как «Консультант Плюс». Тамже можно найти информацию по правоприменительной практике.