Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. На изучение дисциплины отводится 144 часа

На изучение дисциплины отводится 144 часа. Для того чтобы усвоение материалов курса было более эффективным необходимо не только внимательное и активное прослушивание лекционных занятий, но и частичное конспектирование информации, услышанной в аудитории. Конспекты помогут более прочно и надолго запомнить студентам материалы лекций. Рекомендуется после прослушивания и конспектирования лекции, повторное прочтение конспектов с 12-ти часовым интервалом. То есть, если лекция прослушана и законспектирована утром, то нужно прочесть ее вечером и утром следующего дня. Это значительно облегчит подготовку к контрольной точке, позволит прочно усвоить новые знания.

Чтение рекомендованной литературы необходимо осуществлять с небольшими перерывами. Лучше всего организовывать чтение в соответствии с правилами эргономики. Читать нужно сидя за столом, в удобной позе, с правильно установленным освещением достаточной яркости. Рекомендованная норма чтения соответствует режиму школьных и вузовских занятий - в соответствии с расписанием звонков: 45минут рабочего времени-15 минут отдыха или же 45 минут рабочего времени – 5 минут отдыха – 45 минут рабочего времени – 15 минут отдыха – в зависимости от сложности материала и индивидуальных особенностей. Особенно важно изучать специальную литературу и другие информационные материалы в благоприятных для такой деятельности условиях: читальный зал библиотеки НИУ «БелГУ» или других библиотек; комната для чтения в общежитии; домашний рабочий кабинет или библиотека и под.

Планирование времени на изучение тем лучше осуществлять следующим образом:

- чтение конспекта лекционного занятия с опорой на имеющиеся схемы, таблицы и другие графические материалы;

– подкрепление, углубление и расширение знаний чтением литературных источников;

– повторное чтение конспекта лекционного занятия;

– поиск дополнительной информации в системе Ин-нет, других информационных источниках.

Подобный алгоритм работы не является обязательным, но рекомендуемым для более основательного изучения дисциплины.

Поскольку курс связан с изучением не только педагогических дисциплин, но и психологии, культурологии, философии, социологии, то в начале самостоятельной работы студентам необходимо актуализировать имеющиеся знания и провести аналогию при запоминании основных понятий с уже имеющимися знаниями по другим дисциплинам.

При изучении тем дисциплины важно составлять опорные схемы или использовать уже имеющиеся, опираться на составленные в ходе аудиторной работы схемы и путем сопоставления осознать сущность основных понятий «культура», «образование» «образовательная среда», «моделирование педагогического процесса», «современные концепции (тенденции, закономерности, принципы, проблемы) образования».

В рабочей программе студенты могут найти тематический план изучения дисциплины, аннотации тем курса (содержание разделов дисциплины), отражающие поэтапное его изучение, а также методические и дидактические материалы, которые помогут более глубоко и тщательно усвоить необходимый материал. Также в рабочей программе содержатся требования к усвоению знаний различного уровня освоения дисциплины.

Для того, чтобы работа с литературным источником принесла желаемые результаты необходимо хорошо усвоить методы такой работы. Часто с первых минут чтения текста студент обнаруживает, что не так легко разобраться, как именно использовать книгу. Можно самым обычным способом начать читать ее с первой страницы, но прочтение полностью займет много времени и под конец чтения вы можете забыть детали и подробности. Следовательно, нужно ее не только читать, но и письменно фиксировать основные идеи и вообще все ценное в содержания книги. А для этого студенты должны овладеть начальными навыками работы с текстом. Она может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование. Конспект - это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.

Можно заранее составить план из интересующих вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. Такой тип конспекта называется плановым. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо в данном случае. Всю книгу при этом можно не читать, только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время. Текстуальный тин конспекта полностью состоит из цитат, то есть это не пересказ своими словами текста источника, а просто занесение в тетрадь интересующей, необходимой информации, мыслей автора его же словами. Этот способ удобен тем, что впоследствии при необходимости нужные прямые цитаты будут уже под рукой.

Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме.

2. Составление плана. Дня того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его помощью можно легко восстановить в памяти идеи автора. Кроме того, план - это логический каркас исследования научной проблемы, основа структуры логической мысли, и когда будет нужно составлять план ответа, словесно или письменно оформить мысль можно воспользоваться какими-то фрагментами логической последовательности изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и подпараграфов более дробные логические членения. Правильно составить сложный план сразу нелегко. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, обогащая схему изложения в деталях. Можно вначале составить подробный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.

3. Выписки. Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и несамодостаточная форма работы с текстом.

4. Тезисы - краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов можно глубже освоить материал и сделать первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это четкое, лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике. Простые и сложные тезисы - это, соответственно, более или менее подробные формулировки идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Удобнее всего хранить создавшуюся базу данных в форме картотеки - специально организованной системы карточек, которые можно изготовить самостоятельно. Карточки внешне должны быть Похожи на карточки библиотечного каталога. Разместить их тоже нужно как в предметном каталоге - по рубрикам. Вверху на каждой карточке указывается тема, ниже - фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц. Картотека должна сохраняться в полном порядке, иначе она теряет смысл. Нельзя переставлять карточки с места на место, терять их, забывать, куда вы их поставили. Хорошая организация картотеки и порядок в ней позволят вам легко пользоваться ею в работе над собственным текстом, при оформлении библиографических ссылок и списка литературы. Таким образом, студенты не только смогут тщательно подготовиться к практическим занятиям, контрольным точкам, но использовать свои знания и наработанные материалы и для дальнейшей самостоятельной работы: написания самостоятельных письменных работ (рефератов, курсовых, выпускных квалификационных и др.).

Общие указания.Процесс изучения дисциплины предполагает следующие виды самостоятельной работы студентов в течение семестра:

- работа с теоретическими материалами;

- выполнение предложенных по курсу творческих заданий, включающих:

а) написание сообщений (докладов, рефератов) на основе учебников, информации в Интернете (каталоги Российской Государственной библиотеки, электронные базы данных государственных органов власти, банков, и др.);

б) подготовка презентаций по предложенным темам;

- работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами;

- подготовка «Портфолио».

Студенты должны составлять конспекты лекций, систематически готовиться к семинарским занятиям, вести глоссарий и быть готовы ответить на контрольные вопросы в ходе лекций и аудиторных занятий. Успешное освоение программы курса предполагает прочтение ряда оригинальных работ и выполнение практических творческих заданий на основе изученных материалов.

Работа с теоретическими материалами

Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.

Ответьте на все вопросы к экзамену, касающиеся данной лекции. Составьте собственный глоссарий по каждой теме.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для изучения одной темы из рабочей программы дисциплины и повторения пройденного материала.

Подготовка и выполнение творческих заданий

По каждой теме дисциплины предлагаются практические задания. Для того чтобы достичь необходимого уровня, выберите и выполните по каждой теме творческое задание, рекомендованное к выполнению в разработке семинарского практикума. В заданиях, по возможности, используйте изученные теоретические материалы, рекомендованных учебников как структурную логическую основу. Затем дополняйте и интерпретируйте их за счет дополнительной литературы, ресурсов Интернет.

Перед выполнением заданий изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию. Используйте дополнительную периодическую литературу – педагогические журналы и газеты, доступные информационные технологии.

Подготовка сообщений (докладов, рефератов, эссе).

По некоторым темам раздела дисциплины вы можете провести теоретическое исследования и результаты отразить в реферате, а в дальнейшем включить в свою курсовую работу или в научную публикацию. Тематика рефератов приводится в рабочей программе. Для выполнения учебной программы достаточно подготовить один или два реферата.

Реферируемые книги, журнальные статьи, которые вы выбираете, должны относиться непосредственно к изучаемой теме или всему разделу дисциплины. Содержание реферата может быть посвящено обзору и сравнительной характеристике материалов нескольких интернет сайтов, а также новинкам в теории и практике образования. Обязательно указывайте адреса использованных веб-страниц. Старайтесь кратко отразить главные идеи и выводы, которые авторы делают. Оцените актуальность представляемых материалов. Опишите, как вы могли бы применять некоторые из ваших новых знаний в своей будущей педагогической деятельности, а также в дальнейшем обучении в вузе, выскажите свои критические замечания. (Что вы думаете относительно того, что авторы хотели сообщить?). Ниже приведены отдельные, более подробные методические рекомендации по подготовке рефератов (докладов, сообщений).

Подготовка презентаций по предложенным темам.

Подготовка презентаций осуществляется в соответствии с требованиями к выполнению творческого задания, состоящего из реферата (доклада, сообщения) и презентации по выбранной (или предложенной преподавателем) тематике. Ниже приведены отдельные, более подробные методические рекомендации по подготовке презентаций.

Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами.

Используйте рекомендуемые в программе источники, учебники, статьи в качестве основных. Вместе с тем, Интернет ресурсы - это важная и очень актуальная часть Вашего информационного поля. Важно, чтобы информация из Интернет не была взята Вами бездумно, без аналитических усилий. Ваша опора – это учебники, а ресурсы Интернет – дополнительная информация.

Методика работы студента над рефератом (докладом, сообщением). Работа над содержанием реферата начинается с подбора необходимой для раскрытия темы литературы и первичным ознакомлением с ней.

При этом студент пользуется в библиотеке различными видами каталогов: систематическими, алфавитными, предметными. В систематических каталогах названия источников расположены по отраслям знаний. В алфавитных — карточки на литературу размещены в алфавитном порядке фамилий авторов. Предметные каталоги содержат названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные библиографические справочные издания, указатели по отдельным темам и разделам.

Для составления библиографии по теме студент изучает литературу различного рода: учебники, учебные пособия, монографии, журналы и т.д. Рекомендуется обращать внимание на сноски и ссылки во всех видах источников.

Руководствуясь составленным списком литературных источников, студент приступает к их изучению. Первоначально осуществляется общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Имеет значение и порядок изучения литературы. Студенту целесообразно начать со знакомства с работами более общего характера, а затем перейти к источникам, в которых освещаются частные вопросы проблемы. Чтобы иметь возможность более полно раскрыть тему, необходимо обратить внимание на новейшие публикации. В процессе этой работы студент оформляет карточки на изученную литературу.

После этого студент составляет план, раскрывающий содержание реферата, формирует цель и задачи предстоящей работы. Первый вариант этого плана также не является окончательным. В процессе работы он может изменяться: отдельные его разделы расширены, конкретизированы, изложены в новых формулировках.

После подбора литературы, определения целей, задач и составления плана студенту следует проконсультироваться с преподавателем-руководителем и с его помощью уточнить перечень литературных источников, который должен быть использован при написании реферата.

Далее студент глубоко и детально изучает подобранную литературу и конспектирует отдельные положения с тем, чтобы в дальнейшем самостоятельно раскрыть пункты плана. При этом недопустимо дословное списывание текста из учебников, монографий, журнальных статей и т.д. В случае цитирования материала, перефразирования отдельных положений необходимо сделать ссылку на источник. Ссылки приводят в подстрочном примечании или внутри текста. Во втором случае после цитаты или упоминания источника информации ставятся квадратные скобки. В них указывается порядковый номер, под которым это название значится в списке литературы, номер тома (в необходимых случаях) и страницы, например: [6, т.2, с. 113].

Основные вопросы плана предполагают достаточно полное и четкое изложение сущности темы реферата. Их необходимо иллюстрировать наиболее яркими примерами из опыта работы школы, больницы, другого учреждения, подобранными студентами на основе научной литературы. Для получения информации о практической деятельности студент самостоятельно проводит специальную работу (наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, знакомство с документами и т.д.). Все возникающие в ходе подготовки реферата затруднения студенты разрешают с преподавателем на консультациях.

Проделав работу по глубокому изучению литературы, сбору и анализу практического материала, студент уточняет, корректирует первоначальный план реферата и приступает к написанию текста. Содержание его отдельных разделов определяется пунктами плана.

Структура реферата и основные требования к нему

Первым пунктом плана должно быть краткое введение. Введение отражает актуальность рассматриваемой проблемы; назначение реферата; цели и задачи, поставленные студентом в данной работе; методы и приемы исследования, применяемые в процессе подготовки реферата.

Далее освещаются основные вопросы темы. В этой части работы наряду с глубоким, полным и логическим раскрытием теоретических положений студент использует информацию, иллюстрирующую практическое состояние дел по разрешению данной проблемы. Последним разделом плана является заключение. В этом разделе студент должен показать, как выполнены цели и задачи, поставленные в реферате, сделать общие выводы по проблеме, внести свои предложения по повышению эффективности работы школы, учреждения, раскрыть формы внедрения этих предложений. Написание выводов и предложений — ответственный этап работы. Требуется, чтобы они не носили общего характера, а были краткими, конкретными, аргументированными, вытекали из анализа конкретного материала. Предложения студента должны быть направлены на достижение большей эффективности в реализации рассматриваемой проблемы.

План помещается в начало рукописи реферата. Ниже приводится примерный план реферата на тему: «Возрастные и индивидуальные особенности детей»

Введение 3-5

1. Характеристика возрастных особенностей детей: 5-20

1.1. младший школьный возраст; 5-8

1.2. средний школьный возраст; 8-13

1.3. старший школьный возраст 13-16

2. Индивидуальные особенности протекания психических процессов

у детей. 16-20

3. Индивидуальные особенности личности ребенка: 20-28

3.1. потребности; 20-22

3.2. интересы; 22-23

3.3. способности; 23-25

3.4. темперамент; 25-26

3.5. характер; 26-28

4. Эффективность воспитательной работы в классе на основе знания и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. 28-35

Заключение. 35-38

После текста реферата страницы крупным шрифтом пишется заголовок «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» В этот список включаются все источники, которыми пользовался студент в процессе написания реферата. Они даются в строго алфавитном порядке.

Монографии, книги, статьи приводятся в алфавитном порядке фамилий авторов. Если авторов больше 4-х, то указывают фамилии первых 3-х авторов с добавлением слов «и др.» Монографии и сборники научных трудов, не имеющие на титульном листе фамилий авторов, включаются в общий список по алфавитному распоряжению заглавия.

По каждому источнику указывается следующее:

а) фамилия, инициалы автора;

б) название книги (статьи);

в) номер тома и издания (для многотомных изданий):

г) наименование издательств, выпустившего книгу (название журнала);

д) год издания (для журнала его номер);

е) количество страниц.

Для подкрепления отдельных положений в работе могут быть приведены копии некоторых документов, различные иллюстративные материалы и др. В таком случае они выносятся в приложение к реферату.

Таким образом, общая структура включает в себя следующие компоненты:

ü титульный лист;

ü план;

ü основную часть;

ü заключение;

ü список использованных источников;

ü приложения.

Наши рекомендации