Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Цели и содержание дисциплины «Международное частное право»

Цели и содержание дисциплины «Международное частное право»

Сегодня, когда Россия вошла в третье тысячелетие, ее правовая наука может с гордостью отметить начало второго столетия в истории такой своей отрасли, как международное частное право.

Активное участие государства и российских компаний в развитии мировой экономики требует новых правовых подходов и высококлассных специалистов-профессионалов в области меж­дународного частного права. Постепенно приходит осознание того, что самые лучшие правила и процедуры, содержащиеся в зако­не, непременно станут бесполезной «дубиной» в руках неумело­го, слабо образованного юриста.

Главной задачей является повышение качественного уровня знаний юристов-международников. В наши дни наука междуна­родного частного права (далее - МЧП) становится более «дос­тупной». Любой интересующийся ею может познакомиться с учеб­никами, учебными пособиями, фундаментальными курсами и монографиями по отдельным наиболее интересным проблемам. Вакуум информации о правоприменительных сложностях между­народного частного права, о его источниках постепенно заполня­ется изданием хрестоматий, тематических сборников, журналов и, наконец, посредством Интернет (в интерактивном простран­стве функционируют достаточно подробные сайты таких органи­заций, как ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, LCIA, Арбитражного Ин­ститута Стокгольмской Торговой Палаты и многих других).

Сделано многое, но, конечно, этого недостаточно. Значи­тельным пробелом является недостаточная разработанность методики преподавания и методики изучения курса международного частного права. Сегодня складывается ситуация, подобная уни­верситетской практике конца XIX века, когда господствовало международное публичное право. В наши дни приоритет отдан праву гражданскому как основной отправной точке российской цивилистики. Но международное частное право выходит за те рамки, в которых оно находилось ранее, становится своего рода «высшей математикой» от юриспруденции, вобрав потенциал и элементы международного публичного, национального частного (гражданского, семейного, трудового, процессуального, пред­принимательского) права.

Цель курса Международное частное право - сформи­ровать такой уровень профессиональных знаний и навыков, ко­торый позволит в будущем являть наивысшие образцы практи­ки, объединяющие в каждом действии юриста не только умение ориентироваться в действующем законодательстве, но и давать точное и творческое его толкование (interpritatio).

Основными задачами курса являются:

1) теоретико-познавательная задача, реализация которой дает представление о месте и роли отдельных отраслей права в системе российского права;

2) обучение студентов правильному ориентированию в действующем законодательстве;

3) привитие навыков и умений правильно толковать и применять нормы права;

4) закрепление и систематизация полученных знаний; формирование практических навыков в применении международного законодательства.

5) выработка уважения к закону, стремления к его соблюдению.

Изучение данной дисциплины требует освоения лекционного материала, рекомендованных тем и их обсуждения на семинарских занятиях.

Методические рекомендации предназначены для двух видов семинарских занятий: теоретических и практических. Общая задача семинарских (практических) занятий по международному частному праву состоит в том, чтобы студенты получили и прочные теоретические знания по основным положениям изучаемого предмета. В итоге семинарские (практические) занятия должны определять сумму знаний студента, состоящую из:

- нескольких суждений;

- разъяснений их смысла;

- умении применить их на практике.

Теоретические семинары проводятся в форме диспута, по определенным вопросам в форме докладов, анализа позиций, изложенных основных публикациях по теме семинара.

Практические занятия в основном направлены на решение казусов (задач – ситуаций), а также составлении процессуальных документов.

Степень освоения материала.В результате изучения темы студенты должны:

- опираться и воспроизводить нормы Конституции РФ, международных актов, нормативно-правовых актов;

- излагать основные тезисы, содержащиеся в изученной литературе по вопросам, относящимся к конкретной теме;

- разъяснять, в чем могут состоять юридические последствия действия правовых норм в отдельных случаях.

Практические навыки.Студенты на основе полученных знаний должны уметь:

- выделять массив законодательства, который может иметь отношение к решаемой задаче, охватывая при этом Конституцию РФ, международно-правовые нормы, федеральные законы РФ;

- определять относящиеся к делу иные источники права в широком смысле слова, прежде всего судебную практику и доктринальные публикации, при этом выявляя иные нормативные правовые акты, относящиеся непосредственно к конкретной ситуации;

- определять круг и содержание аргументов в пользу своего решения и возможных аргументов против этого решения.

Подготовка к занятию.При подготовке к семинарскому (практическому) занятию студент должен:

- изучить и уяснить основные положения заданной темы;

- выявить проблемные вопросы, которые связаны с неопределенностью ряда понятий, содержащихся в курсе;

- определить технику решения задач. Целесообразно весьма тщательно уяснить фактические обстоятельства дела вначале, описывая их предметно, т.е. именно как реальное действие либо отказ от них, т.е. как то, что лицо фактически делало или не делало. Например, какие именно и с какими реквизитами документы направлены в государственный орган по лицензированию. Какие действия совершало должностное лицо, какие выносило процессуальные документы и пр. Именно эти обстоятельства должны быть переведены на язык отрасли права, регулирующий данный объект. Затем необходимо рассмотреть и описать фактические обстоятельства на языке соответствующей отрасли права. Результатом такого описания должен явиться вывод о законности или незаконности действий (бездействия), которые привели к возникновению фактических обстоятельств.

Работа с законодательством.В процессе обучения следует использовать следующие приемы. Во-первых, прием поиска, отбора и систематизации статей, законов и иных нормативных правовых актов для решения задачи или составления процессуального документа. Во-вторых, следует использовать прием понимания закона и иных нормативных правовых актов.

Работа с литературой. Работа с литературой и иными источниками информации включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную. Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации.

Для поиска необходимой литературой можно использовать следующие способы:

- поиск через систематический или электронный каталоги в библиотеке;

- использовать сборники материалов конференций, симпозиумов, семинаров;

- просмотреть юридические специальные журналы;

- выявить материалы, размещенные в Интернет;

- обратиться к электронным базам данных, «Гарант».

Систематический каталог литературы содержит всю информацию о состоянии библиотечного фонда филиала, в том числе и международно-частному праву. Учебники, учебные пособия и монографии по данной отрасли права находятся в разделе 67.00 «Международное частное право».

В целях ознакомления с научными исследованиями в области международно-правовой науки следует обратиться к материалам конференций, симпозиумов и научных семинаров.

Для поиска необходимой информации в юридических специальных журналах следует обратиться к следующим источникам: «Фемида», «Журнал российского права», «Юрист», «Закон и время», «Государство и право» и др.

Наиболее быстрый доступ к новым законам, помимо официальных изданий, дают электронные базы данных «Гарант», «Параграф» либо информация в Интернете.

Для того, чтобы не возникало трудностей понимания текстов учебника, монографий, научной статьи, следует учитывать, что учебник и учебное пособие предназначены для студентов, при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов, монографии м статьи ориентированы на исследователя. Монографии дают обширное описание проблемы, содержит в себе справочную информацию и полемику по тем или иным вопросам. Статья в журнале кратко излагает позицию автора или его конкретные предложения правотворческого либо методологического характера.

Наши рекомендации