Анализ относительных показателей доходности
Относительные показатели доходности – это показатели доходности (рентабельности) регулирующие эффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечение источников финансирования и их доходное использование.
Различают три группы показателей доходности:
а) общих активов (авансированного, совокупного капитала) и их отдельных элементов;
б) продукции;
в) показатели доходности, рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств.
Одним из обобщающих показателей меры эффективности имущества (активов) предприятия является коэффициент доходности (общих активов):
Доходность общих = ЧД =
активов общие активы (авансированы,совокуп. капитал)
(валюта баланса)
Уровень доходности активов (общего капитала) играет важную роль в принятии инвестиционных решений, финансовом планировании, координации, оценки и контроле хозяйственной деятельности и ее результатов.
Важную роль в формировании чистого дохода играет доход от реализации продукции, который является одним из показателей деловой активности. Изменение уровня доходности общих активов происходит под влиянием следующих факторов:
1. Уровня доходности реализованной продукции (продаж) являющегося одним из относительных показателей доходности предприятия;
2. Оборачиваемости общих активов.
Уровень доходности общих активов = доходности реализованной продукции (продаж) х оборачиваемость активов.
ЧД = ЧД хДРП .
Ср. величина ДРП Ср. величина
общих активов общих активов
↓ ↓ ↓
доходность доходность оборачиваемость
общих активов реализ. прод. активов
Иными словами ЧД, предприятия, полученный с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от доходности реализованной продукции (продаж) и от того, какова скорость оборачиваемости активов предприятия. Формула полагает, что при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов, и на оборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цены продукции, т.е. повышением доходности продаж.
Таблица. Влияние изменения рентабельности реализованной продукции и оборачиваемости активов на изменение рентабельности авансированного капитала (общих активов – валюта баланса).
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение от прошлого года |
1. ЧД, тыс. тг. 2. ДРП, тыс. тг 3. Среднегодовая стоимость общих активов. 4. Рентабельность общих активов (авансированный капитал), % стр1 : стр3 х 100 5. Рентабельность реализованной продукции стр1 : стр2 х 100% 6. Оборачиваемость активов стр2 : стр3 | 0,53 0,58 0,91 | 0,60 0,66 0,92 | 0,07 0,08 0,01 |
Влияния этих факторов на рентабельность авансированного капитала можно определить способом цепных подстановок.
На практики широко применяется токай показатель, как доходность текущих активов. Он показывает, сколько дохода получает предприятие с одного тенге, вложенного в ТА.
Доходность тек. акт. = ЧД .
Ср. величина ТА
Для акционерных компаний основным показателем оценки доходности вложенных капиталов, т.е. эффективности использования акционерного капитала является рентабельность собственного капитала, который определяется:
ЧД .
Доходность СК= Собств. капитал
Третья группа показателей доходности (рентабельности) рассматривается на базе чистого прироста ДС. Например:
Чистый приток ДСЧистый приток ДСЧистый приток ДС
Объем продаж → Авансир. капитал. → Собственный капитал
Эти показатели дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами, наличными, денежными средствами. Операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком “здоровья” экономики и финансового положения предприятия.
Вопросы для самоконтроля
1. Система показателей, характеризующих деловую активность хозяйствующего субъекта.
2. Анализ абсолютных показателей доходности
3. Индекс деловой активности хозяйствующего субъекта и анализ факторов, влияющих на изменение его уровня.
4. Анализ относительных показателей доходности
Основная учебная литература
1. Дюсембаев К.Ш. Анализ финансовой отчетности.-Учебное пособие.- Алматы.-Экономика,2009
2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М: 2007
3. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов. Пол редакцией проф. Н.П. Любушина.-М:ЮНИТИ-Д, 2006.
4. Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебно-методическое пособие.- М.: ИНФРА-ФОРУМ, 2006
Дополнительная учебная литература
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры, М: Финансы и статистика, 2001г.
6. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001г.
7. ЖуравлевВ.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Конспект лекций.- СПБ. Политехника,2001.
8. Герасименко Г.П. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум,- Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2002.
9. Герасименко Г.П. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум,- Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2002.