Только с ЧЕСТНОГО признания своих немощей, своих НЕДОСТАТКОВ – может начаться настоящее Покаяние у человека, по другому – не бывает.
Одно дело – молиться у себя дома, а другое – прийти в храм и, увидев соседа, которого терпеть не можешь, не притворяться, будто не замечаешь его, а поздороваться с ним, сказать ему «Здравствуй!», сделать первый шаг.
Так, через дружеское приветствие – через проявление ДОБРОТЫ к человеку, мы начинаем -- смиряться и исправляться.
Мне приходилось видеть, как ученые, образованные люди, которые сами могли поучать других гораздо лучше какого-то там проповедника, приходили на духовные беседы – потому что хотели смирить свой дух. Они были готовы превратиться -- в учеников и узнавать что-то новое от человека, который знал гораздо меньше их, потому что их целью был не диплом, а смирение.
Первый признак того, что человек становится смиренным, – это когда он ПЕРЕСТАЕТ гордиться своими -- врожденными талантами и способностями. Человек перестает гордиться -- всем, что имеет и всем, чего – достиг в жизни.
Следующий этап – когда он НЕ ГОРДИТСЯ своими достижениями в Духовной жизни.
И наконец, последний – когда он НЕ ГОРДИТСЯ -- вообще ничем, а только любит Бога. И все свои дела НАЧИНАЕТ -- делать только – во Славу Божию!
Любя Господа, мы прославляем Его, и тогда в сердце НЕ ОСТАЕТСЯ места -- для ПОХВАЛЫ самому себе, своим -- собственным талантам и своими -- достижениями.
Многих высоких и СИЛЬНЫХ физически людей – ГУБИТ понимание, осознание того, что они видят свою СИЛУ, видят, что многие люди преклоняются -- перед их силой и их высоким ростом и потому, начинают гордиться этой силой. Начинают СВЫСОКА относиться ко всем людям – кто их и НИЖЕ и СЛАБЕЕ. Потому и говорят: «Сила есть – ума не надо. И потому, эти люди совершают множество -- опасных ошибок и грехов.
Например, когда красивый человек не говорит и не думает о своей красоте, это признак смиренного отношения к собственной внешности. То же самое, когда человек обладает прекрасным голосом, или владеет ораторским искусством, или является хорошим писателем – т.е. имеет талант от Бога, и при этом говорит: «Раз эта моя способность – врожденная, значит, она не принадлежит мне, а является даром Божиим. Это Бог подарил мне такой талант, он – не мой. А раз этот дар – от Бога, то им нельзя гордиться».
Ну, а когда человек гордится -- своей красотой, то хочется спросить его: «А в чем здесь твоя заслуга? Разве ты сам сделал -- свое лицо и тело красивыми? Нет, ты здесь ничего не делал. Тебя создал таким Бог».
Итак, первый шаг на пути к смирению, – это ПЕРЕСТАТЬ гордиться тем, что ДАЛ -- нам Господь.
Смиренный человек – НЕ ПОРИЦАЕТ, не осуждает -- других и НЕ СТРЕМИТСЯ -- занять ПЕРВОЕ место. Ибо помнит и знает -- слова Господа: «Последние – будут ПЕРВЫМИ».
Наоборот, он хочет быть -- в ПОСЛЕДНЕМ ряду, СТАРАЕТСЯ -- не толкаться, не давить других людей, пробиваясь вперёд, и потому – УСТУПАЕТ и пропускает -- всех к Чаше, или ко Кресту или к иконе, и в храме стоит – либо в самом конце, либо в сторонке, чтобы на него -- не смотрели. Ему не нравится быть -- на виду у всех.
Есть матери и отцы, которые никогда – НЕ ПОЗВОЛЯЮТ себе съесть самый вкусный кусочек. Они всегда ОСТАВЛЯЮТ -- его детям. И это тоже -- смирение.
Хотя ВАЖНО, для того, чтобы дети – НЕ ВЫРОСЛИ Эгоистами – они должны – всегда ДЕЛИТЬСЯ самым вкусным -- и с родителями, и с бабушкой, и со своими братьями и сёстрами. Так дети – ИЗБАВЛЯЮТСЯ от Жадности и Эгоизма.
НАДО -- ЗАСТАВЛЯТЬ СЕБЯ – ПОСТОЯННО ХОДИТЬ НА ИСПОВЕДЬ.
Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех -- и ГАДКО, тяжело и пасмурно СТАНОВИТСЯ -- на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь… Потерпишь немного, подождешь, -- грех ЗАБЫВАЕТСЯ. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным! Кажется: ЗАЧЕМ -- КАЯТЬСЯ, зачем идти -- на исповедь?! Забыть и не безпокоиться!
Но после каждого совершенного греха МЕНЯЕТСЯ -- сознание... Эти изменения сознания становятся -- необратимыми, если грех – НЕ ОЧИЩАЕТСЯ с души -- Покаянием и стремлением к исправлению жизни. Ты постепенно – ПРИВЫКАЕШЬ ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его -- не замечаешь.
После каждого нераскаянного греха ты все больше, и БОЛЬШЕ -- погружаешься во тьму, все больше теряешь -- свободу, но перестаешь это замечать. Я честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, все равно всегда немного -- боюсь идти на исповедь.
Что-то все время – МЕШАЕТ, постоянно идут помыслы – ОТЛОЖИ Исповедь, потом, в другой раз сходишь, а пока, отдохни и займись своими делами. Но, если согласишься с помыслом и НЕ ИСПОВЕДАЕШЬ -- грехи, то в следующий раз – будет намного ТРУДНЕЙ готовиться и идти на Исповедь.
И если, ещё раз ПРОПУСТИШЬ – Исповедь – то тогда уже ПОТРЕБУЕТСЯ -- огромное волевое усилие, чтобы -- подготовиться и пойти, не смотря, ни на что – на Исповедь. Так вот, это не «что-то», а «кто-то», тот самый -- лукавый и скверный дух, который хорошо ПОНИМАЕТ, что после Исповеди -- он ПОТЕРЯЕТ власть над нашей душой. (Епископ Пантелеимон (Шатов))