При всем при этом горы знают, что есть для них час назначенный, когда они будут развеяны и уподобятся шерсти от ужаса этого дня, и они боятся этого времени и ждут его.

Умм ад-Дарда, отправляясь в путешествие и поднимаясь на гору, говорила кому-то из сопровождавших ее: "Дай горам услышать то, что обещал им Господь их!" И этот человек говорил: "Что же я должен дать им услышать?" Она произносила:

"Они спрашивают тебя о горах. Скажи: "Мой господь развеет их и оставит только гладкую равнину, на которой ты не увидишь ни углубления, ни возвышения" (сура 20 "Та ха", аяты 105-107).

Таково положение гор, притом, что они представляют собой твердый камень. Таков их трепет, страх и дрожь пред могуществом и величием Господа их. Их Творец и Создатель поведал о том, что если бы Он ниспослал им Свои слова, то они преисполнились смирения и задрожали бы от страха перед Аллахом.

Удивительно, что кусок плоти оказывается черствее гор: он слышит, как аяты Аллаха читаются ему, и он вспоминает Всевышнего Господа и при этом не смягчается, не преисполняется смирения и не возвращается к покорности Ему. Поэтому не заслуживает порицания и не противоречит мудрости то, что Он сотворил для них (то есть для этих черствых сердец) Огонь, который расплавит их, - ведь они не смягчаются ни от Слов Его, ни от поминания Его, ни угрозы Его, ни наставления Его.

Тот, чье сердце в этом мире не смягчается пред Аллахом, не возвращается к покорности Ему, и его не смягчает любовь к Нему и плачь от страха перед Ним, - пусть же он наслаждается недолго, ибо поистине, впереди его ждет величайшее из того, что смягчает сердца. Он будет возвращен к Знающему сокровенное и явное, и увидит, и узнает!

См. "Мифтах дар ас-саада"

ЧУДЕСА ОБЛАКОВ И ДОЖДЯ

К Его знамениям относятся подчиненные Ему облака между небесами и землей - то, как Он, Всевышний, формирует и сгоняет их с помощью ветров, а потом соединяет множество облаков в одно, потом оплодотворяет их с помощью ветров, которые Он назвал оплодотворяющими.

А потом Он ведет их к земле, которая нуждается в них, и когда они оказываются над ней, из них проливается дождь прямо на эту землю. Затем Всевышний посылает к ним ветер, который разгоняет и рассеивает их, дабы они не причинили вреда и не погубили то, что орошают. Когда земля получит из облаков столько воды, сколько ей требовалось, они покидают ее. Они орошают землю, передвигаясь с помощью ветра.

Аль-Хасан, увидев облака, говорил: "В этом, клянусь Аллахом, удел ваш, однако вы лишаетесь его из-за ваших поступков и грехов..."

Вот ты наблюдаешь за черной тучей - как она постепенно формируется в ясном прежде небе и как Аллах создает ее, когда пожелает. Несмотря на свою мягкость и рыхлость, она несет в себе тяжелую воду между небом и землей. И вот наконец ее Господь и Создатель дает ей позволение пролить эту воду, и она проливает ее в виде капель. Каждая капля - определенного размера, предполагаемого Его мудростью и милостью.

Туча разбрызгивает воду над землей, проливая ее отдельными каплями, которые не смешиваются друг с другом и не опережают друг друга. Капля не настигает другую и не сливается с ней - каждая из них летит по начертанному ей маршруту, не отклоняясь от него. И так вода падает на землю капля за каплей. Каждой капле суждено упасть на свой участок земли - именно на этот, и ни на какой больше. И если бы все творения собрались вместе, чтобы сотворить даже одну такую каплю или сосчитать капли, падающие на землю одновременно, они не смогли бы сделать это.

Подумай же над тем, как Всевышний Аллах через эти облака дарует удел Своим рабам, животным птицам и даже крошечным муравьям. Он гонит это облако, чтобы даровать удел такому-то животному в такой-то земле рядом с такой-то горой, и этот удел приходит к нему, нуждающемуся в пропитании и жаждущему в определенное время.

Подумай и о том, как Он помещает эту воду в землю, а потом выводит посредством нее разные виды пропитания и лекарственных средств: это растение питает, это может употребляться в пищу, это помогает пищи перевариваться, это вызывает слабость. Это - смертельный яд, а это - противоядие, а это - вызывает болезнь, а это - лечение для болезни, это охлаждает, это согревает. И так далее - столько существует удивительных растений, почти в каждом листе, корне и плоде которых заключена польза, которую человеческий разум не способен объять и постичь.

См. "Мифтах дар ас-саада"

СМЕНА ДНЯ И НОЧИ

Если подумать о ночи, которая наступает и отступает, и рассвете, который брезжит и загорается, и побеждает собою воинства тьмы, и освещает горизонт своим заревом, и полчища звезд отступают под его натиском, заставляя землю улыбнуться благим и радостным вестями, которые он несет ей. Какие чудесные знамения, свидетельствующие о единственности Того, Кто сотворил их, совершенстве Его Господства и величии Его могущества и мудрости.

Блажен Тот, Кто сделал так, что восход и заход солнца разграничивает власть дня и ночи. Если бы не всходило солнце, то в мире все смешалось бы. Как бы люди добывали хлеб насущный и делали свои дела, если бы мир был погружен во тьму? И как бы они могли наслаждаться жизнью, не имея возможности радоваться свету, и какие бы плоды, растения и животные могли существовать в таких условиях? И как бы могли получать всё необходимое животные и растения?

А если бы солнце не заходило, то не было бы людям покоя и отдыха, а ведь известно, что их тела и чувства нуждаются в отдыхе. Если бы ночь не покрывала их своим мраком, они не знали бы покоя и не могли бы отдыхать. Наимудрейший сделал ночь временем отдыха и покрывалом, подобно тому, как день Он сделал сиянием и временем для активной жизни. Если бы не ночь с её прохладой, то растения и животные сгорели бы из-за постоянного попадания на них солнечных лучей. Солнце, светя беспрерывно, сожгло бы растения и животных.

И Наимудрейший по мудрости Своей сделал солнце светочем, которое сияет над миром тогда, когда в нем есть потребность, и исчезает тогда, когда оно не нужно. Таким образом, его восход - благо для творений, и его заход - также благо для творений.

Свет и тьма, несмотря на свою противоположность, трудятся, помогая друг другу нести благо миру, и необходимо, чтобы они сменяли друг друга."

Всевышний Аллах сказал: "Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом" (Коран, 3:190).

См. "Тибйян"

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Деяния сердца: терпение

ДОСТОИНСТВА ТЕРПЕНИЯ

Всевышний Аллах сделал терпение отличным скакуном, который не спотыкается, и разящим мечом, на котором не бывает зазубрин, победоносным войском, которое никогда не терпит поражения, и неприступной крепостью, которую невозможно разрушить и захватить. Терпение и победа - родные братья. Победа приходит с терпением, с победой приходит избавление, с тяготой - облегчение. Терпение - лучший помощник для человека, чем неисчислимое и вооруженное до зубов войско. И оно для победы - как голова для тела.

Всевышний Аллах гарантировал проявляющим терпение в ясных аятах Своей Книги, что Он дарует им их награду без счета. Он сообщил им, что Он с ними Своим руководством, даруя им Свою великую помощь и явную победу. Всевышний Аллах сказал:

"Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми" (8:46)

Наши рекомендации