При этом нельзя допускать ошибку: «после этого по причине этого».

84. КАК СООТНОСЯТСЯ МЕТОДЫ АНАЛОГИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ?

ПЛАН

1. Аналогия.

2. Моделирование.

3. Формы моделирования.

1. Аналогия. Аналогия (от греч. — соответствие, сходство) — при выводе по ана­логии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («мо­дели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

Заключения по аналогии являются правдо­подобными: например, когда на основе сходства двух объектов по ка­ким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.

Схему аналогии можно представить так:

а имеет признаки Р, Q, S, Т;

b имеет признаки Р, Q, S, ...;

B, по-видимому, имеет признаки Т.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассужде­ния по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стре­миться к тому, чтобы:

· были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

· эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

· круг совпадающих признаков был как можно шире;

· учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.

2. Моделирование. Моделирование — умозаключения по аналогии, понимаемые пре­дельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу метода исследования объектов на их моделях.

Модель (от лат. — мера, образец, норма) — в логике и методоло­гии науки — аналог определенного фрагмента реальности, порожде­ния человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели.

Этот аналог — «представитель», «замести­тель» оригинала в познании и практике.

Он служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования ори­гинала, преобразования или управления им.

МЕЖДУ МОДЕЛЬЮ И ОРИГИНАЛОМ ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ИЗВЕСТНОЕ СХОДСТВО (ОТНОШЕНИЕ ПОДОБИЯ): ФИЗИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, ФУНКЦИЙ; ПОВЕДЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА И ЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ; СТРУК­ТУРЫ И ДР.

Именно это сходство и позволяет переносить информа­цию, полученную в результате исследования модели, на оригинал.

3. Формы моделирования. Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы применения моделирования.

По характеру моделей выделяют

· материальное моделирование (предметное) и

· идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме.

Материальные мо­дели являются природными объектами, подчиняющимися в своем фун­кционировании естественным законам — физики, механики и т. п.

При физическом (предметном) моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, ко­раблей и т. п.).

При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы урав­нений, предложений естественного и искусственного (символы) язы­ка и т. п.

В настоящее время широкое распространение получило ма­тематическое (компьютерное) моделирование.

85. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМНОГО И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДОВ

ПЛАН

1. Системный подход.

2. Специфика системного подхода.

3. Понятие «само­организация».

4. Синергетика.

5. Структурно-функциональный (структурный) метод.

6. Основные требования процедуры структурно-функционального ме­тода.

1. Системный подход. Системный подход — совокупность общенаучных методологичес­ких принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

К числу этих требований относятся:

· выявле­ние зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его эле­ментов;

· анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры;

· исследование механизма взаимодействия системы и среды;

· изучение характера иерархичности, присущей данной системе;

· обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

· рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

2. Специфика системного подхода. Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентиру­ет исследование:

· на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов,

· на выявление многообразных типов свя­зей сложного объекта и

· сведение их в единую теоретическую картину.

3. Понятие «само­организация». Важным понятием системного подхода является понятие «само­организация».

Данное понятие характеризует ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ, ВОСПРО­ИЗВЕДЕНИЯ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНОЙ, ОТКРЫТОЙ, ДИНАМИЧНОЙ, САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ, СВЯЗИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ КОТОРОЙ ИМЕЮТ НЕ ЖЕСТКИЙ, А ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР (ЖИВАЯ КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И Т.П.).

4. Синергетика. В современной науке самоорганизующиеся системы являются спе­циальным предметом исследования синергетикиобщенаучной тео­рии самоорганизации, ориентированной на поиск законов любой при­роды — природных, социальных, когнитивных (познавательных).

5. Структурно-функциональный (структурный) метод. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры — совокупно­сти устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).

6. Основные требования процедуры структурно-функционального ме­тода. Основные требования процедуры структурно-функционального ме­тода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода):

· изучение строения, структуры системного объекта;

· исследование его элементов и их функциональных характеристик;

· анализ изменения этих элементов и их функций;

· рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом;

· представление объекта как гармонически функционирующей
системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии
.

86. СПЕЦИФИКА ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

ПЛАН

1. Вероятностно-статистические методы. Общая характеристика.

2. Статистическая и динамическая закономерности.

3. Вероятностный стиль мышления.

4. О важной роли общенаучных подходов.

1. Вероятностно-статистические методы. Общая характеристика. Вероятностно-статистические методы основаны на учете дей­ствия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

ЭТО И ПОЗВОЛЯЕТ ВСКРЫТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ (ЗА­КОН), КОТОРАЯ «ПРОБИВАЕТСЯ» ЧЕРЕЗ СОВОКУПНОЕ ДЕЙСТВИЕ МНОЖЕСТВА СЛУЧАЙНОСТЕЙ.

Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

· Вероятность — количественная мера (степень) возможности появ­ления некоторого явления, события при определенных условиях.

· Ди­апазон вероятности от нуля (невозможность) до единицы (действи­тельность).

· Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии боль­шого числа случайных факторов.

· Для понимания существа назван­ных методов необходимо рассмотреть понятия «динамические зако­номерности», «статистические закономерности».

Вероятностно-статистические методы основаны на различении ди­намических и статистических законов по такому критерию (основа­нию), как характер вытекающих из них предсказаний.

· В законах дина­мического типа предсказания имеют точно определенный однознач­ный характер (например, в классической механике).

Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных объек­тов, состоящих из небольшого числа элементов, в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов.

· В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обус­ловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах или массовых событиях (боль­шое число молекул в газе, число особей в популяциях, число людей в определенных коллективах и т. д.).

2. Статистическая и динамическая закономерности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимо­действия большого числа элементов, составляющих коллектив, и по­этому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколь­ко коллектива в целом.

НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ В СТАТИСТИ­ЧЕСКИХ ЗАКОНАХ, ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ ВЗАИМНОЙ КОМПЕНСАЦИИ И УРАВ­НОВЕШИВАНИЯ МНОЖЕСТВА СЛУЧАЙНЫХ ФАКТОРОВ.

Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достовер­ных предсказаний, тем не менее являются единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.

ЗА СОВО­КУПНЫМ ДЕЙСТВИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ СЛУЧАЙНОГО ХАРАКТЕРА, КОТО­РЫЕ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО ОХВАТИТЬ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ВСКРЫ­ВАЮТ НЕЧТО УСТОЙЧИВОЕ, НЕОБХОДИМОЕ, ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ.

Они служат под­тверждением диалектики превращения случайного в необходимое.

ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ СТАТИСТИЧЕС­КИХ, КОГДА ВЕРОЯТНОСТЬ СТАНОВИТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНОСТЬЮ.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен действием мно­жества случайных факторов, через сложное переплетение которых и выражается необходимость.

3. Вероятностный стиль мышления. Вероятностно-статистические методы широко применяются при изучении массовых, а не отдельных явлений случайного характера (квантовая механика, статистическая физика, синергетика, социоло­гия и др.).

СЕГОДНЯ ВСЕ ЧАЩЕ ГОВОРЯТ О ПРОНИКНОВЕНИИ В НАУКУ ВЕРОЯТ­НОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ.

4. О важной роли общенаучных подходов. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопере­ход философского и частнонаучного знания (а также соответствую­щих методов).

НАЗВАННЫЕ МЕТОДЫ ПОТОМУ И НАЗЫВАЮТСЯ ОБЩЕНАУЧНЫ­МИ, ЧТО ПРИМЕНЯЮТСЯ ВО ВСЕХ НАУКАХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНО С УЧЕТОМ ОСОБЕН­НОСТЕЙ ПРЕДМЕТА КАЖДОЙ НАУКИ ИЛИ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СПЕЦИФИ­КИ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

(Об осо­бенностях социального познания и специфике применяемых в нем методов речь будет идти в разд. VIII.)

87. ЧТО ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ?

ПЛАН

1. Сложность понимания.

2. Является ли процедура понимания чисто иррациональным актом?

3. Связь процесса понимания с процессом познания.

4. Специфика понимания.

5. Два момента понимания.

6. Компоненты понимания.

1. Сложность понимания. Обыденность понимания, иллюзия легкой, почти автоматической его достижимости долгое время затемняло его сложность и комплекс­ный характер.

ЧАСТО ОБХОДЯТСЯ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТОГО ПОНЯТИЯ ИЛИ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ УКАЗАНИЕМ НА ТО, ЧТО ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ ДЛЯ ГЕР­МЕНЕВТИКИ.

Последняя чаще всего представляется как теория и прак­тика истолкования (интерпретации) текстов — от текста какого-либо литературного и другого источника до всемирной истории как текста.

2. Является ли процедура понимания чисто иррациональным актом? Прежде всего следует иметь в виду, что процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, «ЭМФАТИ­ЧЕСКОЕ ПОСТИЖЕНИЕ — ВЖИВАНИЕ».

Иррациональный момент здесь хотя и присутствует, но ни в коем случае не является основным, а тем более исчерпывающим всю суть дела.

Но нельзя и принижать значе­ние этого момента, а тем более полностью отвергать его «присутствие» в герменевтических рассуждениях.

Последние тесно связаны с «внерациональным», немыслимы без него и это важная особенность указан­ных рассуждений.

ПОНИМАНИЕ НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ С ТЕМ, ЧТО НАЗЫВАЮТ «ОЗАРЕНИЕМ», «ИНСАЙТОМ», ИНТУИЦИЕЙ, ХОТЯ ВСЕ ЭТО ЕСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПО­НИМАНИЯ.

3. Связь процесса понимания с процессом познания. Процесс понимания органически связан с процессом познания че­ловеком окружающего мира, однако не сводится целиком и полнос­тью только к познавательной деятельности.

Проблематика понима­ния не может вытеснить вопросы теории познания, а ДОЛЖНА АНАЛИ­ЗИРОВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ ДИАЛЕКТИКИ ЕДИНСТВА ПОЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТНО-ПРАК­ТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШИРОКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.

Наряду с описанием, объяснением, истолкованием (интерпрета­цией) понимание относится к основным процедурам функционирова­ния научного знания.

4. Специфика понимания. Многочисленные подходы к исследованию по­нимания показывают, что процесс этот обладает своей спецификой, отличающей его от других интеллектуальных процессов и гносеоло­гических операций.

Поэтому понимание не следует отождествлять с познанием («по­нять — значит выразить в логике понятий») или смешивать с проце­дурой объяснения, хотя они и связаны между собой.

ОДНАКО ЧАЩЕ ВСЕ­ГО ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ С ОСМЫСЛЕНИЕМ, Т. Е. ВЫЯВЛЕНИЕМ ТОГО, ЧТО ИМЕЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КАКОЙ-ЛИБО СМЫСЛ.

Причем понимание может выступать в двух ракурсах:

· как приоб­щение к смыслам человеческой деятельности и

· как смыслообразование.

Понимание как раз и связано с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и пере­живаний.

Наши рекомендации