А обладатель долгого жизненного срока, зная, что жизнь его будет долгой, напротив расслабился бы и погрузился бы в страсти, ослушание и скверные деяния, говоря: мол, ближе к смерти я покаюсь.

Всевышний не желает этого от Своих рабов и не принимает это от них, и будь все так, мир этот пришел бы в упадок. Нормальное существование миру этому способно обеспечить только то положение вещей, которое Всевышний Аллах утвердил в соответствии со Своей мудростью и Своим знанием.

Если бы твой слуга много лет всячески вызывал твое недовольство, а потом, поняв, что ему никуда от тебя не деться, немного поделал бы то, что угодно тебе, ты бы не принял это от него, и он не смог бы преуспеть перед тобой так, как преуспел бы стремящийся снискать твое довольство.

Таков и обычай Всевышнего Аллаха: когда раб Аллаха понимает, что его час настал и Аллах забирает его из этого мира, покаяние и отказ от грехов уже не принесет ему пользы.

Всевышний Аллах сказал: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»». (сура 4 «Женщины», аят 18)

И Всевышний Аллах сказал: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: «Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!» Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание. Таким всегда было установление Аллаха для Его рабов». (сура 40 «Прощающий», аяты 84-85)

Всевышний Аллах прощает Своему рабу тогда, когда он совершает грех, потому что страсти и его естество одолели его, и он совершает этот грех, питая отвращение к нему и не упорствуя в его совершении.

Такой человек может надеяться на прощение и снисходительность Аллаха, поскольку Всевышний Аллах знает о его слабости и о том, что страсти одолевают его и он постоянно видит то, перед лицом чего он не сможет проявить терпение.

Совершая грех, такой человек остается смиренным и подчиненным Господу своему и он испытывает страх. В груди его не прекращается противостояние страстей души и греха с отвращением веры к нему, и он порой внимает зову души, но чаще внимает зову веры.

Что же касается того, кто решил для себя, что будет грешить, и грешить без остановки, и не испытывает страха, и не отказывается от страстей своих ради Аллаха, и он каждый раз радуется и ликует, когда ему удается совершить грех, то в отношении такого человека у нас есть все основания опасаться, что он будет лишен возможности покаяться и не сможет сделать это, потому что он спешит совершать грехи и отвратительные деяния, а покаяние и возвращение к покорности Аллаху сознательно откладывает на конец жизни.

Чаще всего представители этой категории людей лишаются возможности покаяться, потому что отказаться от удовольствий и страстей ради того, что противно душе и естеству, да ещё сохранять постоянство в этом, - очень трудно для души, это тяжелее гор, особенно если человек мало думает о том, что ждет его впереди, и у него слабая вера. Душа такого человека не подчиняется ему и не соглашается на то, чтобы менять доступное сейчас на то, что будет когда-то потом, в будущем.

Когда одного из таких людей спросили: «Что желаннее для тебя: дирхем сегодня или динар завтра?»

Он ответил: «Ни то и ни другое, а четверть дирхема ещё вчера!»

Такие люди не заслуживают возможности покаяться, если только Аллах не пожелает предоставить им такую возможность.

Когда раб Аллаха становится старым, его внутренняя бдительность ослабевает и он лишается своей былой силы, и все эти грехи, совершенные им, заставляют его упорствовать в отклонении от прямого пути и делают его веру слабой. Они завладевают им и подчиняют его себе так, что он уже не может отказаться от них.

Постоянное совершение определенных деяний предоставляет им власть над человеком и душа человека, обретая власть над ним, постоянно подталкивает его к отклонению от прямого пути и ослушанию, и каждое такое деяние оставляет свой след поверх предыдущего.

И так продолжается до тех пор, пока слабость и старость не одолеют его, и у него не остаётся сил изменить свое положение. И он отправляется к Аллаху со всей своей скверной, не очистившись для прибытия к Нему.

Чего же ему ожидать от Господа своего?

А если бы он раскаялся и вернулся к покорности Аллаху тогда, когда у него ещё были силы и возможности для этого, то его покаяние было бы принято, а его скверные дела были бы стерты…

Однако они были лишены возможности осуществить желаемое.

Ничего не получит тот, кто относился к покаянию подобным образом. Он не возвращал долг до тех пор, пока его имущество не истощалось, а если бы он уплатил его, когда у него были возможности сделать это, Господь принял бы от него.

Допускавший излишества и делавший упущения узнает к какому Судье придёт он. И он увидит, с кем придется ему иметь дело, когда наступит тот день, когда (для восстановления справедливости) будут использованы его благие дела, а когда они закончатся, то на него будут возложены скверные дела других.

Наши рекомендации