Поэтому среди сподвижников не было ни одного глухого, зато было несколько слепых. Всевышний Аллах редко испытывает своих приближенных глухотой, но часто испытывает их слепотой.

Таково правильное мнение в этом вопросе. Глухота больше вредит религии, чем слепота, но в том, что касается мирских дел, слепота причиняет больше вреда. А избавленный – тот, кого Аллах избавил и от того, и от другого, наделив его слухом и зрением и предоставив ему возможность пользоваться ими до конца жизни…

А когда человек лишён способности изъясняться, то это тяжко для него самого и окружающих. Он страдает от этого, не в состоянии обратиться к кому-то самостоятельно или ответить кому-то. Он подобен парализованному, который видит то, в чем нуждается, но не может потянуть к этому ни руку, ни ногу.

Сколько милостей Всевышнего заключено в этих органах и способностях, и сколько пользы приносят они, а он не благодарит Аллаха за них, а если бы он лишился каких-то из них, он с готовностью отдал бы целый мир, лишь бы обрести их вновь. Он купается в милостях Аллаха, наслаждаясь благополучием этих органов и их способностей, но не благодарит за них. Но когда ему предлагают взамен одного из этих благ целый мир со всем, что в нём, он непременно отказывается, понимая, что это невыгодная сделка:

«Поистине, человек несправедлив и неблагодарен»

(сура 14 «Ибрахим», аят 34).

См. [Мифтах дар ас-са'ада].

БЛАГО СПОСОБНОСТИ ИЗЪЯСНЯТЬСЯ ПИСЬМЕННО

То, что Всевышний Аллах научил человека письму, относится к Его величайшим милостям по отношению к Его рабам. Благодаря этому умению человек имеет возможность увековечивать науки,подтвердить права,записать завещания, закрепить свидетельства, записать цифры, связанные с делами, которые люди ведут друг с другом, а также донести истории живших ранее и ушедших до представителей последующих поколений.

Если бы не письменность, то представители одной эпохи ничего не знали бы об ушедших эпохах. Нормы религии были бы забыты, и представители следующих поколений не знали бы о том, как жили и исповедовали религию их предшественники.

Это нанесло бы большой ущерб и религии, и мирской жизни людей, потому что знание со временем было бы забыто, исчезнув из сердец . Письменность же стала неким подобием сосуда,в котором можно было сохранять знание, подобно тому,как в сосудах сохраняют вещи от порчи и исчезновения.

Умение писать, дарованное Всевышним людям Его величайшая милость к ним после Корана. Обучение грамоте хотя и относится к тому, чего человек достигает, применяя свой разум и сообразительность, но способность к этому является, несомненно, даром Аллаха человеку и Его милостью к нему.

Он сотворил Его и, одарив множеством милостей, добавил к ним и эту. Он - Тот, Кто научил его письму, хотя оно и относится к тому, чему обучаются постепенно. И человек научился этому, подчиняясь Тому, Кто научил его использовать письменную трость. Он научил его,и человек научился, подобно тому, как Он научил его говорить, и тот заговорил.

А кто даровал ему разум, посредством которого он понимает и воспринимает, и язык, с помощью которого он изъясняется, и пальцы, с помощью которых он пишет?..

Кто сделал его разум приспособленным к этому обучению, в отличие от других живых существ? И кто даровал его языку способность говорить, а его пальцам - способность двигаться? И кто наделил его кистью, помогающей пальцам, и предплечьем, помогающим кисти? Сколько у Аллаха знамений в том, что он научил нас письму, а мы не замечаем их!

Поразмышляй немного о письменности, и подумай о собственном положении, когда ты держишь в руках письменные принадлежности. Вот ты подносишь неживое перо к неживой же бумаге, и от их взаимодействия рождаются разновидности мудрости, разнообразные науки, искусство письменных обращений и переписки, поэзия и проза, и ответы на вопросы.

Кто внушил все эти знания сердцу твоему? И кто начертал их в сознании твоему? Кто положил на язык твой фразы, имеющие соответствующий смысл? И кто двигает руку твою так, что она выводит эти удивительные письмена, смысл которых еще удивительнее их вида? Пользуясь ими, ты передаешь желаемое, достигаешь целей, которые ставишь перед собой, и посылаешь эти письмена в далекие места,и они становится твоими заместителями там и говорят от твоего имени и заменяют тебе посланца.

ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ КОРМИТ И ПОИТ БОЛЬНЫХ

В словах Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) о больных: «Поистине, Аллах кормит и поит их» -заключён особый смысл, который не постигает никто, кроме тех, кто уделяет очень много внимания нормам религии, связанным с сердцами и душами, изучает их влияние на тело, их взаимодействие и выражение одного через другое. Мы лишь укажем на это и скажем: когда душу занимает что-то, любимое ею или ненавистное для неё, или пугающее ее, то она отвлекается от стремления к пище и питью и не ощущает ни голода, ни жажды, ни зноя, ни холода, ни даже сильной боли. Это состояние или хотя бы некоторые его проявления знакомы всякому. Когда душа занята тем, что постигло её, она не чувствует мук голода. Если это нечто радостное, то эта радость заменяет собой пищу. Она насыщается ею, и её силы оживляются и приумножаются. Кровь бежит по жилам так, что это отражается даже на внешнем виде человека и лицо его начинает сиять и румяниться. Ведь радость освобождает кровь сердца, и она устремляется в сосуды и наполняет их, и органы не требуют свою долю привычного питания, потому что они заняты тем, что любимее для них и естества, а естество таково, что, получив то, что любит, предпочитает это менее важному.

Если же случается нечто причиняющее боль, приносящее печаль или страх, то душа оказывается занятой борьбой с этим и сопротивлением тому, что постигло её, отвлекаясь от стремления к пище. Она ведёт войну, отвлекающую её от еды и питья. И если она побеждает в этой войне, то силы её оживляются и возмещают ей упущенную пищу и питьё. Если же она оказывается побежденной, то её силы приходят в упадок соответственно этому упущению. Если война с врагом ведётся с переменным успехом, то сила то проявляется, то скрывается. Если говорить в общем, то эта война похожа на сражение двух враждующих сил, в которой победа достаётся тому, кто одолеет другого, а побеждённый будет либо убит, либо ранен, либо взят в плен.

Больному Аллах дарует то, что подпитывает его. И это не та подпитка крови, о которой говорят лекари. Эта помощь зависит от степени его слабости, смирения и безропотности пред Всевышним Господом, ибо благодаря этому он приближается к Господу, поскольку ближе всего к Нему раб Аллаха бывает тогда, когда сердце его наполнено смирением.

В это время милость Аллаха близка к нему, и если он - Его приближённый, то он получает сердечную подпитку, которая питает его естественные силы и оживляет его силы больше, чем обычная пища. Чем сильнее его вера и любовь к Господу, ощущение близости к Нему и радость от этого, и чем сильнее его убежденность, связанная с Господом, чем сильнее его стремление к Нему и его довольство Им, тем больше ощущает он в себе этих сил, которые не поддаются описанию и которые не ведомы ни одному лекарю и не входят в область его знания.

А обладатель слишком чёрствой природы и грубой души, не способный понять это и поверить в это, пусть посмотрит на многих страстно влюблённых в образы, сердца которых наполнены любовью к образу или влиянию или имуществу или знанию. Люди видели много удивительного в них самих и в других.

В достоверном хадисе упоминается о том, что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) порой в течение нескольких дней подряд соблюдал пост, не делая разговения, однако сподвижникам он запрещал поступать так и говорит «Я не подобен вам, поистине, Господь мой кормит меня и поит» [Бухари, 8241; Муслим, 1104].

Известно, что эта пища и питьё не те, которые поступают в тело человека через его рот, а иначе это не был бы пост без разговения, и различий бы не было. Более того, если бы речь шла об обычной еде, то он вообще не был бы постящимся, ибо он сказал: «Господь мои кормит меня и поит».

К тому же Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что он отличается от них в том, что касается поста без разговения, и что он способен на то, на что не способны они. А если бы он принимал пищу и питьё через рот, то он бы не говорил, чтобы отличается от них. Такое понимание этого хадиса, присуще тем, чья доля питания духа и сердца мала, а ведь это питание оказывает на силы, их оживление и подпитку больше влияние, нежели питание тела. А Аллах - Тот, кто дарует успех.

См. [Зад аль-ма'ад].

АНГЕЛЫ И ЛЮДИ

Ангелы приставлены к человеку ещё с того момента, когда он представляет собой каплю семени, и до конца его жизни. Им поручено формировать его и переводить его из одного этапа развития в другой, придавать ему облик и оберегать его в трех мраках, а также записывать его удел, деяния, жизненный срок, несчастным он будет или счастливым, и сопровождать его во всех состояниях, записывать все его слова и дела, оберегать его на протяжении его жизни и забирать душу его, когда настанет его смертный, и представлять её Творцу и Создателю её.

Ангелам поручено также подвергать его мучениям или обеспечивать ему блаженство в промежуточном мире (барзах) и после воскрешения, и им же поручено изготавливать то, посредством чего причиняются мучения или обеспечивается блаженство. И они же укрепляют и поддерживают верующего раба Аллаха с позволения Его и обучают его тому, что приносит ему пользу, и они сражаются, защищая его, и они - его помощники в этом мире и в мире вечном.

Они показывают ему во сне то, что внушает ему страх, дабы предостеречь его, а также то, что он любит, дабы укрепить сердце его и увеличить его благодарность. Они обещают ему благо и призывают его к нему и удерживают его от зла и предостерегают его от него.

Они - его покровители, помощники и защитники, его учителя и советчики, обращающиеся к Аллаху с мольбами за него и испрашивающие для него прощения. Они призывают на него благословение до тех пор, пока он поклоняется Господу своему и пока он обучает людей благому.

И они сообщают ему радостную весть об ожидающем его у Аллаха почёте во сне и когда он покидает этот мир, и в день его воскрешения. Они побуждают его быть равнодушным к мирским благам и внушают ему стремление к миру вечному. они напоминают ему, когда он забывает, ободряют его, когда им овладевает лень, поддерживают его, когда им овладевает страх и скорбь. Они заботятся о его интересах в этом мире и в мире вечном.

Они - посланцы Господа в том, что касается Его творений и исполнения Его велений. Они - послы Его между Ним и творениями Его. Они нисходят с Его велениями в разные уголки мира и поднимаются к Нему снова по разным делам. Небеса скрипят от их присутствия, да и как им не скрипеть, когда на каждом пространстве в четыре пальца шириной - ангел, стоящий, склонившись в земном поклоне или павший ниц?.. И каждый день в Дом посещаемый (бейт ма'мур) входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не возвращаются туда.

См. "Игасат аль-ляхфан".

У ДУШИ ЧЕТЫРЕ ОБИТЕЛИ

Наши рекомендации