Обстоятельства, исклю наказание: УДО, истечение срока давности, изменение обществен. отношения деяния лиц либо общественной опасности деяния

61. Юридическая ответственность органов государства и должностных лиц.

Ответственность государственных органов должна сочетаться с индивидуальной ответственностью служащих. Существуют правонарушения присущие только должностным лицам: должностной подлог, взятничество, злоупотребление властью др.

Под должностным понимается лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него и лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в госорганах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Ответственность государственных служащих – это применение к ним в установленном порядке мер воздействия за ненадлежащее выполнение своих прав и обязанностей. Это дисциплинарная, материальная, уголовная и административная ответственность. Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на госслужбе - обязательное соблюдение служебного распорядка госоргана и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами госоргана и со служебным контрактом. Служебный распорядок госоргана утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного гос-го органа.

1. Дисциплинарная– за виновное нарушение служебной дисциплины (в порядке подчиненности; в порядке установленном уставами и положениями о дисциплине; в порядке установленном правилами внутреннего распорядка).

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на госслужащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1.замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; 2.освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с госслужбы.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания госслужащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарному взысканию. Орган применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С госслужащего может быть снято только 1 дисциплинарное взыскание. В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к госслужащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

2.Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов госслужбы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение госслужащего - должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

3.Административная– несут в общем порядке (только предупреждение и штраф). Российское законодательство предусматривает административную ответственность госслужащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

4.Материальная – в обязанности восстановить ущерб причиненный ступает через суд или в административном порядке). Для госслужащих установлена материальнаяответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам госвласти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

62. Понятие о законности. Принципы, требования законности.

Законность – как принцип, в общем идея о неуклонном соблюдении действующего законодательства.

Принципы законности:1.Верховенство закона 2.Целесообразности – НПА должны приниматься обоснованно 3.Недопустимость подмены законности целесообразностью Связь законности и целесообразности. Этот принцип означает, что законы государства должны быть оптимальными, то есть не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать потребностям общественного развития. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на основе законов. 4.Единство законности (единообразное понимание и исполнение законов государства, недопустимость посягательства на общие интересы путем абсолютизации особенных и т. д.) 5.Справедливость 6.Реальной обеспеченности прав и свобод человека 7.Гарантии законности – эти гарантии могут быть юридические, политические и т.д.

Понятие законности приобретает исходное значение в государстве, где признается верховенство закона. Коренной переворот в общественных отношениях в Российской Федерации выдвинул вопрос о понятии законности на передний план. И если раньше, в период тоталитарного режима, ей уделялось лишь теоретическое внимание, то в нынешних условиях она обрела огромное практическое значение. И это понятно, ибо правовое государство неразрывно связано с законностью, которая основывается на законах.

Требованиями законности являются:

1.доступность. Верховенство закона в отношении других источников. 2. Издание нормативно-правовых актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции. 3. Своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества. 4. Обеспечение прав и свобод гражданина и человека, провозглашенных международными актами. 5. Надзор за точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов. 6. Пресечение любого беззакония и произвола.

____Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. Законность – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы 2 стороны:

- наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона)

- их выполнение, т.к. наличие даже самых совершенных законов недостаточно (формальная сторона).

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ

Единство законности.

Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.

Всеобщность законности.

Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

Наши рекомендации