А один из знающих говорил: «Если бы правители и сыновья правителей узнали о нашем положении, они сражались бы с нами своими мечами, лишь бы обрести его».
Один из обладающих знанием сказал: «Бедные обитатели мира этого! Они покинули этот мир, так и не вкусив лучшее из того, что есть в нем». Его спросили: «Что же самое лучшее в нем?» Он ответил: «Любовь к Всевышнему Аллаху, познание Его и поминание Его».
А другой сказал: «Поистине, бывают времена, когда сердце пускается в пляс от радости».
А еще один сказал: «Поистине, бывают времена, когда мне думается: если обитатели Рая испытывают нечто подобное, то жизнь их действительно прекрасна».
Любовь к Всевышнему Аллаху, познание Его, постоянное поминание Его, поиск успокоения у Него, умиротворение, (приносимое верой в Него), обращение к Нему любви, страха, надежды и упования, так чтобы иметь особую связь с Ним одним и чтобы раб Его был устремлен исключительно к Нему в своих тревогах, решительных намерениях и стремлениях, - это рай мира этого и ни с чем не сравнимое блаженство.
Это отрада очей любящих и жизнь для знающих. И все это приносит тем больше радости, чем больше радуются они Аллаху. И всякое око радуется тому, для кого Всевышний Аллах – отрада очей его. А душа того, кто не радуется Аллаху, страдает от своей привязанности к миру этому.
См. «Вабиль»
ПРЕДПОЧТЕНИЕ ДОВОЛЬСТВА АЛЛАХА ДОВОЛЬСТВУ КОГО-ТО ДРУГОГО
Аль-Харави (да помилует его Аллах) сказал: «Вторая ступень: предпочтение довольства Аллаха довольству кого-либо другого, даже если это сопряжено с большими испытаниями и отягощается множеством трудностей, и силы иссякают, и это оказывается тяжким для тела».
Предпочтение довольства Всевышнего Аллаха довольству всех остальных – это когда человек желает того и совершает то, что угодно Ему, даже если это навлекает на него гнев творений. Это степень пророков, причем степень посланников из их числа – еще выше. А самая высокая – степень нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ибо он противостоял всему миру и посвятил себя призыву к религии Аллаха и терпел враждебное отношение со стороны близкого и чужого ради Всевышнего Аллаха, и предпочел довольство Всевышнего Аллаха довольству творений во всем, и его не останавливало порицание порицающего. Все его стремления, решимость и усилия были направлены на предпочтение довольства Аллаха, донесение Его послания до творений, возвышение Его слова, борьбу с Его врагами, дабы религия Аллаха возвысилась над любым иным верованием и был получен довод против творений. И милость Его к верующим исполнилась, и он донес послание, выполнив возложенную на него обязанность, чистосердечно относился к общине и усердствовал ради Аллаха истинным усердием, и поклонялся Аллаху до самой своей кончины. И никто не достиг в этом предпочтении той степени, которой достиг он.
Если говорить о его словах: «Даже если это сопряжено с большими испытаниями и отягощается множеством трудностей», то это сопряжено с большими испытаниями затем, чтобы отступил тот, кто не относится к (категории предпочитающих довольство Аллаха довольству творений). Если же человек выдерживает эти испытания и продвигается вперед, то эти испытания оборачиваются благами, и этот благой запас становится помощью ему.
Это известно из опыта общего и частного, ибо поистине, всякий раз, когда раб Аллаха предпочитает довольство Всевышнего довольству творений, выдерживая тяжесть этого и терпеливо перенося связанные с этим испытания, Аллах непременно превращает эти испытания и усилия в благо и радость. И Всевышний помогает ему в той степени, в которой он прилагает усилия ради угодного Ему. И тогда страхи его превращаются в безопасность, риск погибнуть – в спасение, усталость – в отдохновение, утомление – в благо, беду – в милость, испытания – в ценный дар, недовольство – в довольство. О, как много потеряли уклонившиеся и какое унижение ждет проявивших трусость!
Таков неизменный обычай Аллаха: когда человек предпочитает чье-то довольство довольству Аллаха, Он делает так, что тот, чье довольство он предпочел, будет недоволен им, оставит его без помощи, и он пострадает из-за него, и тот, кто хвалил его прежде, начнет порицать его, и тот, чье довольство он предпочел, сделается недовольным. И получится, что он не обретет того, что хотел получить от них, и упустит награду за предпочтение довольства Господа своего. Такой человек – самое бессильное и глупое из творений.
И это притом, что довольство творений недостижимо, нам не было велено добиваться его и наши праведные предшественники не занимали себя этим. Более того, оно невозможно. Они непременно будут недовольны тобой, и навлечь на себя их недовольство, но снискать довольство Аллаха лучше и полезнее для тебя, чем навлечь на себя их недовольство и не снискать при этом довольства Аллаха.
Если недовольство людей в любом случае неизбежно, то предпочти их недовольство, которое позволит тебе снискать довольство Аллаха. И если они останутся недовольными тобой после этого, то ведь нет ничего незначительнее довольства того, чье довольство не приносит тебе пользы и чье недовольство не вредит твоей религии, вере и твоей участи в мире вечном. И даже если оно и вредит тебе в чем-то незначительном из мирского, то недовольство Аллаха, несомненно, принесет тебе намного больше вреда.
Разумный человек выбирает из двух зол меньшее и упускает менее важное благо ради обретения более важного. Примени же разум свой для сравнения и посмотри, что лучше, и выбери это, и посмотри, что из них зло, и отдались от этого…