Если лишь один вид картин ада и рассказы о нем могут внушать такой страх, что же говорить о тех, кто там находится и терпит невыносимое кармическое возмездие.

Именно так, с разных точек зрения, надлежит снова и снова размышлять о страданиях сансары, чтобы со всей искренностью отвратить свой ум от достижения сансарных целей. Если, практикуя Дхарму, ты полностью не освободишься от мирских помыслов, это нельзя назвать практикой чистой Дхармы.

Когда Атиша покидал этот мир, один йогин спросил его:

— Должен ли я медитировать после твоей кончины?

— А будет ли это настоящей Дхармой? — отвечал Атиша.

— Тогда должен ли я учить людей?
В ответ Атиша задал тот же вопрос.

— Так что же мне делать?

— Всем вам нужно следовать Будде и отказаться от привязанности к этой жизни, — был ответ Атиши.

В другой истории рассказывается о том, как некогда один монах, обходя по кругу монастырь Радрэнг, встретился с геше Тонпой.

— Досточтимый монах, — сказал Тонпа, — ходить по кругу —
дело хорошее, но не лучше ли практиковать саму Дхарму?

Монах подумал: «Наверное, полезнее читать сутры Махаяны, чем ходить по кругу» — и стал читать сутры во дворе монастыря.

— Читать сутры — тоже дело хорошее, — сказал ему Тонпа, —но не лучше ли практиковать саму Дхарму?

Монах снова подумал: «Наверное, важнее не читать, а медитировать» — и, оставив чтение, уселся с полузакрытыми глазами на своей подстилке.

— Медитация — дело хорошее, — снова заметил Тонпа, — но не лучше ли практиковать саму Дхарму?

Тогда монах, уже не зная, что и делать, воскликнул:

— Почтенный геше, в таком случае какую же Дхарму нужно практиковать ?

— Досточтимый, отрекись от этой жизни, отрекись от этой жизни, — ответил Тонпа.

Дела мирской жизни постоянно захватывают тебя, не давая никакой возможности избавиться от страданий различных миров сансары. Никто, кроме подлинных учителей, не сможет посоветовать тебе, как отсечь узы привязанности к этой жизни и обрести окончательное состояние Будды. Нужно оставить привязанность к своим нынешним родителям, к родственникам и друзьям, к богатству и имуществу, как оставляешь плевок в пыли. Удовлетворяйся любой едой и одеждой, какая у тебя есть, и посвящай все свое время освоению практики Дхармы.

Падампа Санге из Индии сказал:

Все материальное похоже на облака и туман —

Не считай его постоянным.

Всякая слава подобна эху —

Не гонись за ней, а ищи дхармадхату.

Красивая одежда похожа на радугу —

Одевайся просто и практикуй медитацию.

Тело похоже на мешок с кровью, гноем и лимфой —

Не питай к нему нежной привязанности.

Самые изысканные яства в итоге становятся мерзкими испражнениями —

Не будь привередлив в еде.

Все, что предстает перед тобой, кажется враждебным —

Живи в горных убежищах.

Шипы ошибочного восприятия вонзаются в ум —

Практикуй равное отношение ко всему.

Все твои желания исходят от тебя самого —

Управляй своим умом.

В тебе самом заключена величайшая драгоценность —

Перестань жаждать пищи и богатства.

Болтливость влечет за собой раздоры —

Храни безмолвие.

Твой ум постоянно занят деятельностью —

Не позволяй уму следовать велениям желудка.

Благословения исходят из твоего ума —

Молись своим гуру и йидаму.

Если долго жить на одном месте, найдешь недостатки даже у будд —

Не задерживайся нигде надолго.

Будь скромен и прекрати гордиться своим высоким положением —

Твоя жизнь не бесконечна, а потому торопись обрести совершенство.

В этой жизни ты подобен путнику —

Не возводи хоромы там, где просто присел отдохнуть.

Все, что ни делай, бесполезно —

Посвяти себя практике, чтобы обрести совершенство.

Твое тело будут пожирать черви, и неизвестно, когда оно исчезнет, —

Не дай мыслям об этой жизни завладеть собой.

Родственники и друзья подобны присевшим на ветку птицам —

Не впадай в привязанность к ним.

Вера, основанная на твердой убежденности, полезна, как доброе плодородное поле, —

Не позволяй, чтобы вследствие омрачений оно осталось невозделанным.

Человеческая жизнь подобна драгоценности, исполняющей желания, —

Не отдавай ее заклятым врагам.

Обет-самая подобен сторожевой башне — Не допускай его осквернения.

Пока ваджрный учитель жив, не оставляй Дхармы из-за лени.

Понял ли ты?

Итак, чтобы совершенным образом практиковать возвышенную Дхарму, тебе по меньшей мере нужно понять, что вся сансара лишена смысла [280]. Такое понимание зародится в твоем уме только при одном условии: если будешь размышлять о страданиях сансары. Ты должен размышлять о них до тех пор, пока не поймешь их всем сердцем. Знаком, по которому ты сможешь судить о результатах своих размышлений о страданиях сансары, должно быть состояние, которого достиг геше Лангри Тангпа. Как-то раз один из учеников этого учителя сказал ему, что другие ламы прозвали его Хмурый Лангри Тангпа. «Как может лицо быть радостным, если думаешь о страданиях трех миров сансары?» — спросил в ответ геше.

Говорят, что Аангри Тангпа за всю жизнь улыбнулся только один раз! Он увидел, как мышь пытается утащить с его мандалы кусок бирюзы, но не может справиться в одиночку. Тогда она зацокала: «Цик-цик!» — и на зов прибежала другая мышь. Одна мышь стала тянуть бирюзу, а другая толкать. Это зрелище заставило Аангри Тангпу улыбнуться.

Размышление о страданиях сансары — основа всех благих качеств пути: оно поможет тебе воспринять возвышенную Дхарму, даст веру в закон причины и следствия. Благодаря ему твой ум отвратится от сансары. В тебе поселится добросердечие и сострадание ко всем живым существам.

Сам Будда, который проповедовал Дхарму на трех уровнях, в самый первый раз начал со слов: «Монахи, эта жизнь — страдание» — и объяснил, как важно понимать, что такое страдание. Ты должен размышлять о нем, пока не осознаешь в полной мере.

Видя, что сансара — страдание, я все равно ее жажду.

Страшась бездны низших миров, я все равно совершаю неблагие поступки.

Благослови меня и таких же заблудших, как я,

Дабы мы отринули мирские заботы!

Таково наставление о понимании страданий сансары.



Глава IV

КАРМА — ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Склоняюсь к стопам несравненного гуру!

Согласуясь с учением о причине и следствии, он принял благое и отверг неблагое;

Его поведение не отступает от учения о постепенном восхождении;

Обладая совершенным воззрением, он свободен от всякой привязанности.

Наставления о карме, законе причины и следствия [281], [включают в себя] такой же, как и прежде, способ слушать и проповедовать Дхарму и само учение, которое подразделяется на три части:

1) неблагие действия, которых следует избегать;

2) благие действия, которые следует совершать;

3) всеобъемлющая природа кармы.

1. Неблагие действия, которых следует избегать[282]

Причина рождения в высших или низших мирах сансары — это накопление собственных благих или неблагих действий. Поскольку сансара порождается действиями и приводится в движение следствиямидействий, нет никакой иной силы, [которая принуждала бы] нас перемещаться в низшие или высшие миры. Не происходит это перемещение и по воле случая.

Поэтому необходимо постоянно помнить о причине и следствии благих и неблагих [действий], отказаться от неблагих [действий] и стараться совершать благие.

1.1. Десять неблагих действий[283]

Есть десять неблагих действий, которых следует избегать.Три действия, совершаемые телом:

1) убийство;

2) присвоение чужого;

3) разврат.

Четыре действия, совершаемые речью:

1) ложь;

2) клевета;

3) оскорбления;

4) пустословие.

Три действия, совершаемые умом:

1)алчность;

2) недоброжелательство;

3) ложные взгляды.

1.1.1. Убийство [284]

Убийство подразумевает умышленное лишение жизни другого существа — человека или животного. Бывает убийство из ненависти: например, в битве воин поражает врага. Бывает убийство из-за желания: например, убивают диких животных ради мяса, чтобы его съесть, или меха, чтобы сделать из него одежду. Бывает убийство по неведению: например, убивают те, кто не знает закона причины и следствия благих и неблагих действий, или тиртхики, считающие убийство благим делом.

Самые тяжкие убийства — это убийство собственного отца, убийство собственной матери или убийство архата. Такие действия называются «беспромежуточными» [285], потому что [тот, кто их совершает, после смерти] немедленно [не проходя промежуточного состояния] попадает в ад Предельное Мучение.

Обычно мы считаем, что наши руки не запятнаны никакими убийствами, однако каждый из нас — неважно, знатный человек или простой, богатый или бедный — совершает бесчисленные убийства крошечных живых существ, гибнущих под нашими ногами.

Особенно это касается случаев, когда ламы со свитой монахов посещают дома своих благотворителей и им подают угощения из мяса и крови животных, забитых [хозяевами]. Без всяких угрызений совести и сострадания к убитым животным, [но лишь питая] привязанность к вкусу мяса и крови, они жадно их поедают. При этом кармические последствия совершения убийства затронут в равной степени и благотворителей, и лам.

Когда важные персоны и высокопоставленные чиновники путешествуют, их повсюду потчуют мясом многочисленных забитых животных. Состоятельные люди забивают целые стада овец, и только од-ной-двум овцам случайно удается дожить до естественной смерти.

Летом овцы и другой скот, в свою очередь, тоже убивают бесчисленных мух, муравьев и других насекомых и даже мелких рыбок и лягушат, заглатывая их вместе с травой, на которой пасутся, и затаптывая копытами. Множество существ гибнет, похороненные под конским навозом, мочой и т. д. Кармические последствия действий этих животных распространяются и на их владельцев.

По сравнению с лошадьми и крупным рогатым скотом, овцы причиняют огромный вред. Вместе с травой они поедают множество животных: змей, лягушек, птенцов и насекомых, а также лишают их корма. Летом, когда овец стригут, гибнут сотни тысяч насекомых, гнездящихся на их спинах. Зимой, когда рождаются ягнята, половину из них тут же забивают ради шкурки. Овец-маток разводят, чтобы получать от них ягнят, доят, пока они не станут старыми и слабыми, а потом убивают, чтобы использовать их мясо и шкуру. Холощеных баранов и других животных выращивают только для того, чтобы потом забить на мясо. Если овцы заражены вшами, на каждой их уничтожают миллионами. Так что владелец стада из ста овец обязательно хотя бы раз родится в аду.

Бесчисленное количество овец забивают, чтобы выплатить выкуп за невесту, отпраздновать ее проводы и ее прибытие в дом жениха. Впоследствии, когда она навещает родительский дом, всякий раз обязательно убивают ягненка или другое животное. Если же пригласившие ее подруги и родственники подадут ей не мясное блюдо, она будет есть с явным неудовольствием, будто разучилась жевать. Если же забьют жирную овцу и выложат перед гостьей гору грудинки, внутренностей и тому подобного, то она хватает свой ножик и ест с великим удовольствием, громко чавкая, словно краснолицая людоедка. На следующий день она отправляется домой, увозя с собой окровавленную тушу, словно возвращающийся с добычей охотник. Она даже хуже охотника, потому что, выходя из дома, никогда не возвращается с пустыми руками.

Дети тоже, намеренно или по случайности, убивают во время игр бесчисленное количество живых существ. Например, летом множество насекомых погибает от их рук просто потому, что они на ходу бьют по земле ивовыми прутьями или кожаными кнутами.

Так что мы, люди, будто чудовища, только и делаем, что убиваем. Например, мы убиваем дри, чтобы взять ее мясо и кровь, хотя она, словно мать, всю жизнь питала нас своим молоком. Поэтому мы даже хуже людоедов.

Убийство считается совершённым, если присутствуют четыре составляющие этого неблагого действия. Разберем пример с охотником, убивающим животное. Когда он видит дичь, скажем благородного оленя или мускусного оленя, он безошибочно узнаёт, какое именно животное перед ним. Таким образом, во-первых, он понимает, что тот [кого он собирается убить] — живое существо. Во-вторых, у него рождается намерение убить. В-третьих, у него есть пуля, стрела или другие орудия убийства, способные поразить жизненные центры животного. В-четвертых, должно совершиться само действие убийства: жизненные функция животного прекращаются и его сознание отделяется от тела.

В качестве другого примера возьмем убийство домашней овцы. Когда хозяин велит слуге или мяснику забить животное, то он, во-первых, полностью осознаёт, что объектом убийства будет животное, называемое овцой. Во-вторых, выбирая овцу для забоя, он порождает в себе намерение убить. Затем мясник берет аркан и идет ловить овцу. Бросив ее на землю, он связывает ей ноги и морду. Все это средства, нужные для третьего этапа — убийства. Теперь жизнь овцы в жестоких страданиях обрывается и дыхание прекращается, глаза подергиваются голубоватой пеленой и затуманиваются, на них выступают слезы. Потом тело волокут в дом. Так завершается четвертый этап, «отнятие жизни». Когда шкуру быстро рассекают ножом, видно, что плоть еще трепещет. Это признак того, что всепроникающая прана [286] не успела покинуть тело, то есть овца еще как бы жива. Если мясо немедленно начать жарить на костре или готовить на очаге, — это все равно что есть животное заживо, и в этом случае мы не будем отличаться от хищных зверей.

Допустим, сегодня ты намеревался убить животное или высказал это намерение вслух, хотя до дела не дошло. В таком случае ты осознавал, что объект убийства — животное, и к тому же у тебя было намерение его убить, а потому налицо наличие двух составляющих неблагого действия. Хотя последствия будут не столь тяжкими, как в том случае, если бы ты осуществил главную составляющую — само убийство, тем не менее, загрязнение неблагим действием уже произошло и сохранилось, как отражение, которое проявилось в зеркале.

Кроме того, некоторые считают, что неблагие последствия убийства наступают только для того, кто убил, а не для того, кто велел ему это сделать, или что если подстрекатель и будет страдать, то меньше, чем убийца. Однако следует знать, что одинаковые кармические последствия ждут всех участников убийства, даже того, кто просто выразил удовлетворение по поводу свершившегося. Пойми, что грех убийства одного животного не делится между многими его участниками на доли, но, наоборот, каждый виновник получает его последствия сполна.

1.1.2. Присвоение чужого [287]

Присвоение чужого бывает трех видов:

1) присвоение силой;

2) присвоение тайком;

3) присвоение обманом.

1.1.2.1.[Присвоение силой [288] ]

Любое незаконное присвоение [чужой собственности] насильственными средствами, открытый захват военной силой и другие подобные действия называются «присвоение силой» или «насильственное присвоение».

1.1.2.2. [Присвоение тайком[289]]

Приобретение и присвоение чужого имущества без ведома владельца, как это делают воры, называется «присвоение тайком».

1.1.2.3. [Присвоение обманом[290]]

Мошенничество при заключении сделки или присвоение чужого добра путем обвеса и обмера называется «завладение обманом».

В наше время многие думают, что, если не воруешь открыто, можно безнаказанно выгадывать, прибегая к [нечестным] сделкам или другому обману. Однако любая прибыль, полученная обманом, ничем не отличается от обычного воровства.

В частности, в наши дни есть ламы и монахи, которые не считают извлечение прибыли чем-то недопустимым и зазорным. Они занимаются такими делами всю жизнь, считая себя толковыми людьми, но для ума ламы или монаха нет ничего более гибельного, чем такие занятия. Втягиваясь в эти дела, они теряют интерес к изучению Дхармы и к практикам очищения своих проступков. У них даже нет на это времени! Поскольку им приходится думать о выгоде целыми днями до самой ночи, пока они не заснут, в них гибнут самые корни веры, сострадания, отречения от сансары и т. п. Их постоянно одолевают внешние иллюзорные мысли.

Однажды Джецун Миларэпа пришел в некий монастырь и устроился на ночлег перед дверью кельи одного монаха. Хозяин кельи лежал внутри на постели и подсчитывал выручку, причитающуюся ему за мясо и шкуру коровы, которую наутро собирались забить. Он прикидывал, столько ему дадут за голову, за переднюю часть, за заднюю часть, за бедро, за рульку и т. д. Так он по очереди оценивал все части коровьей туши. Он настолько увлекся, что всю ночь не сомкнул глаз. Когда настал рассвет, монах подсчитал все, кроме стоимости коровьего хвоста. Быстро вскочив с постели, он принялся читать молитвы и делать ритуал торма.

Джецун Миларэпа еще спал. Монах подошел к нему и язвительно сказал:

— Все спишь? А еще выдаешь себя за монаха! Ты что же, молитв
не знаешь или четок у тебя нет?

— Обычно я не сплю так поздно, — ответил Миларэпа, — но
нынче ночью я думал о том, как повыгоднее продать на мясо свою
корову, вот и проспал утро.

Так он разоблачил этого монаха.

Подобно монаху из этой истории, те, кто день и ночь поглощен только мирскими делами и мыслями о выгоде, умрут в том же самом состоянии заблуждения. Кроме того, торговые дела предполагают совершение различных неблагих действий. Приходится на все лады расхваливать свой товар, даже если на самом деле он никуда не годится. Приходится рассказывать покупателям байки о том, что некто предлагал за товар хорошую цену, а ты отказался, потому что сам заплатил куда больше. Приходится постоянно лгать. Если ты хочешь купить товар, за который уже торгуются двое, приходится прибегать к клевете, чтобы рассорить обе стороны. Приходится хулить товары соперника, ругаться, вымогая долги. Приходится заниматься пустословием, заламывая немыслимо высокую цену [за свои товары] и торгуясь за вещи, которые не собираешься покупать. Поскольку ты желаешь присвоить чужую собственность, ты совершаешь грех зависти и алчности. Поскольку намереваешься одержать верх над другими, совершаешь грех недоброжелательства. Если покупаешь скот и перепродаешь его мясникам, совершаешь грех убийства. Поистине ты запятнан всеми десятью неблагими действиями, за исключением ложных взглядов и разврата.

Если же двои дела терпят крах, это ведет к утрате и собственного и чужого богатства и порождает страдания. В конечном счете, урон будет нанесен и тебе и другим, так что ты даже можешь умереть от голода. Если же твои дела хоть немного идут в гору, то чем больше ты приобретаешь богатств, тем меньше испытываешь удовлетворения. Будь у тебя хоть сокровища бога богатства Куберы, тебя все равно будет тянуть к недостойным занятиям. Когда же подкрадется смерть, ты будешь [в раскаянии] бить себя в грудь кулаками, потому что растратил всю жизнь на эти неправедные дела, которые, словно каменный жернов, тащат тебя в низшие миры. Ничто так не способствует накоплению бесчисленных неблагих действий и пустой трате собственной жизни, как торговые дела. Тебе всегда приходится искать способы обманывать других, будто отыскивая среди кучи ножей, шил и иголок самое острое орудие. Постоянно вынашивая недобрые мысли, ты поступаешь наперекор бодхичитте, и твои неблагие действия накапливаются безмерно.

Присвоение имущества без согласия владельца тоже имеет четыре составляющие, о которых уже говорилось [когда речь шла об убийстве].

Даже те, кто оказывает хотя бы незначительную помощь охотникам или грабителям, в равной степени ответственны за совершение убийства или присвоение имущества.

1.1.3. Разврат [291]

Эти правила касаются мирян. В древние времена, когда в период правления дхармараджи Сонгцена Гампо в Тибете были установлены законы, основанные на десяти благих действиях, существовали правила, соблюдаемые мирянами, и правила, соблюдаемые монахами. Этот раздел посвящен правилам, определяющим поведение мирян. Даже если ты мирянин, надлежит руководствоваться правилами, а монахи должны полностью воздерживаться от половой жизни.

Самая тяжкая разновидность разврата — та, что служит причиной нарушения обетов другим человеком. К развратным действиям относятся рукоблудие; сношения с чужими супругами; сношения с теми, кто уже нанят или оплачен другими; сношения средь бела дня даже между супругами; сношения с теми, кто соблюдает однодневный обет; сношения с больными, с беременными, с теми, кто находится в трауре, во время месячных, с теми, кто еще не полностью оправился от родов; сношения в таком месте, где есть изображения Трех Драгоценностей; сношения с родителями и другими родственниками, с несовершеннолетними, а также сношения через рот и задний проход и т. д. Все это грех разврата, который включает в себя различные действия, рассматриваемые с точки зрения партнера, места, времени и обстоятельств.

1.1.4. Ложь [292]

[Ложь бывает трех видов]:

1) обычная ложь;

2) большая ложь;

3) ложь мнимых учителей.

1.1.4.1. [Обычная ложь[293]]

Обычная ложь — это слова, сказанные другому человеку с намерением его обмануть.

1.1.4.2. [Большая ложь[294]]

Говорить, что добро не приносит никакой пользы, что зло не имеет плохих последствий, что в чистых странах будд нет никакого счастья, что в низших мирах нет страдания, что будды не обладают благими качествами — все это большая ложь, потому что нет большей неправды, чем эта.

1.1.4.3. [Ложь мнимых учителей[295]]

Вопреки истине говорить другим, что достиг высоких уровней бодхи-саттвы, что обладаешь даром ясновидения, — все подобные притязания на духовные свершения называются ложью мнимых учителей.

Ныне самозванцы имеют больший успех, чем истинные учителя. Люди очень легковерны и без труда поддаются влиянию. Поэтому некоторые известные самозванные «ламы» и «йогины» разными способами морочат людей. Одни говорят, что видели такое-то божество и теперь ему нужно делать подношения. Другие уверяют, что видели злых духов и теперь этих духов нужно усмирять. Почти всегда это — ложь, к которой прибегают, чтобы дурачить людей.

Не доверяй слепо самозванцам. Поскольку это затрагивает и твою нынешнюю жизнь, и следующую, очень важно полагаться на сведущего и скромного практика Дхармы, чье поведение соответствует его внутреннему содержанию. Хотя на мирском уровне можно достигнуть некоторой степени мирского ясновидения, оно проявляется не всегда и с разной степенью точности. Силой же чистого ясновидения обладают только те, кто достиг высших уровней бодхисаттвы. Такие люди встречаются крайне редко.

1.1.5. Клевета [296]
Клевета бывает двух видов:

1) открытая клевета;

2) тайная клевета.

1.1.5.1. [Открытая клевета[297]]

Обычно к открытой клевете прибегает человек, обладающий властью. Он говорит двум людям в лицо, что один из них, желая другому зла, исподтишка плохо отзывается о нем и старается ему навредить, а теперь притворяется, что между ними ничего не происходит. Такая клевета, которую говорят в лицо, называется открытой клеветой.

1.1.5.2. [Тайная клевета [298]]

В этом случае, зная о дружбе двух людей, тайком идут к одному из них и говорят: «Твой любимый друг недостоин уважения, потому что плохо о тебе отзывается». Так прибегают к клевете, чтобы поссорить двух друзей. Это называется тайной клеветой.

Самые тяжкие случаи [клеветы] предполагают намерение создать раскол в сангхе и особенно поссорить учителя Тайной Мантры и его учеников или ваджрных братьев и сестер между собой.

1.1.6. Оскорбления [299]

Пример оскорблений — грубые замечания по поводу физических недостатков, когда человека обзывают уродом, одноглазым, слепым, глухим и т. д. Сюда же относится обсуждение скрытых недостатков других людей, обидные высказывания и вообще любые речи, которые неприятны и ранят окружающих, пусть даже их произносят ласковым голосом. Особенно тяжкий проступок — говорить оскорбительные слова в присутствии учителя, братьев по сангхе и святых людей.

1.1.7. Пустословие [300]

Пустословие — это всевозможные бессмысленные пересуды, например: обсуждение брахманской Тантры, будто это Дхарма; болтовю о шлюхах, распевание похабных песен; пересказ историй о война? и грабежах и т. п. — все это бесцельные разговоры, возбуждающие вожделение и ненависть. Особенно тяжкий проступок — отвлекав такими разговорами людей, читающих молитвы и мантры, поскольку это мешает им получить заслуги.

Праздная болтовня может казаться просто безобидным времяпрепровождением, но, если внимательно разобраться, она большей частью проистекает от вожделения и ненависти. Чем больше вожделения и ненависти возникает в тебе и других, тем тяжелее этот проступок. Если мешать с пересудами произнесение молитв и мантр, то, сколько их ни повторяй, никакой пользы не будет. Особенно это касается болтовни в общине монахов, поскольку из-за одного болтуна лишается благих заслуг все монашеское братство и растрачиваются впустую пожертвования благотворителей, сделанные в надежде на приобретение благих заслуг.

В Индии пожертвования[301] предназначались или страдающим существам, или тем, кто достиг высших духовных свершений. Хотя Будда разрешал принимать пожертвования только в этих двух случаях, в наше время люди, едва узнав пару тантрийских ритуалов и научившись их проводить, начинают без разбору пользоваться черными [302] подношениями. Те, кто принимает подношения за выполнение тантрийских ритуалов, должны иметь посвящения [303], соблюдать самаи, хорошо знать медитацию стадии зарождения[304] и стадии завершения [305] и выполнить требующееся количество повторений мантр. В противном случае, получать подношения за выполнение ритуалов Тантры, превращая их просто в распевание тайных мантр, коим занимаются последователи бона [306], — тяжкий проступок. Черное подношение похоже на пилюлю из раскаленного докрасна железа: обычный человек, если только у него нет чугунных челюстей — единства стадий зарождения и завершения [307], спалит им свой ум и погибнет. Сказано так:

Черные подношения — это смертельное лезвие:

Наши рекомендации