V. К церкви в Сардисе (3:1-6)
А. Назначение
Это послание обращено к церкви в Сардисе, городе, который процветал еще за пятьсот лет до рождения Иоанна. Позднее он был завоеван Киром Персидским, а потом — Александром Великим. После этих завоеваний Сардис был в руинах. В 17 году от Р.Х. сильное землетрясение превратило ж остановленный город в кучу развалин. Но император Тиберий дал ему новую жизнь. В этом городе поклонялись богине Сибел (Cybele).
Б. Описание Иисуса
Иисус явился к церкви в Сардисе как Имеющий духов Божиих и семь звезд. Семь звёзд символизируют Его служителей, а семь духов Божьих — то, что Бог дает полноту Духа Святого служителям, которых Он восстановил.
В свете истории Церкви, церковь в Сардис символизирует протестантскую церковь, основанную Лютером на библейском принципе оправдания одной лишь верой, а не добрыми делами и приверженностью традициям.
В. Похвала
Иисус похвалил немногих, одетых в белые мантии, в Сардийской церкви. Это были те, кто оправданы перед Богом по своей вере, как лидеры Реформации, которые также сохранили чистоту веры. Так как они верили в драгоценную Кровь Иисуса и Его благодать, Он омыл их и одел в белые мантии.
Г. Упрек
Иисус упрекнул церковь в Сардисе: «...ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (3:1) Он подразумевал, что в прошлом церковь возрастала и была живой, но постепенно её энтузиазм исчез, вера охладела. Осталась только память о прошлом.
Исторически Церковь этого периода начала Реформацию, порывая с жертвоприношениями и ритуалами Римской церкви. Так как реформа была связана со многими политическими мотивами, то она не достигла полного успеха.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь в Сардисе пробудиться к жизни, выйти из мертвого состояния, вспомнить полученное от Него, крепко держаться веры и покаяться.
Е. Обещание
Иисус пообещал, что Он оденет в белые мантии побеждающих и запишет их имена в книге жизни, чтобы они могли жить вечно (см. ст. 5). Он также исповедует эти имена перед Богом и Его ангелами.
Ж. Истолкование пророчества (1517-1750 гг.)
В историческом отношении церковь в Сардисе символизирует Церковь с 1517 года по 1750 год. «Сардис» означает «те, кто избавились» — это люди, которые оставили то, чем стала католическая церковь. Самая видная фигура этого периода — Мартин Лютер, священник, возглавивший Реформацию, начавшуюся в 1517 году. Через многие посты и молитвы он пытался обрести уверенность в своем спасении, но так и не смог. И он мучился из-за этого.
Когда Лютер посетил Рим, то взошел по «ступенькам Пилата», по той самой лестнице, по как говорит предание, шел Иисус на суд. Каждая ступенька была усыпана осколками битого стекла, и паломники поднимались по ним на своих коленях, чтобы принять участие в тех же страданиях, что и Иисус. Кроме того, поддерживалось суеверие, что если люди поднимались по этой лестнице на коленях до конца, то получали прощение своих грехов.
В середине восхождения по лестнице Лютер получил ясное откровение от Бога: «Праведный верою жив будет...» (Евреям 10:38). Услышав эти слова в своем сердце и внезапно, поняв, что прощение грехов приходит не из-за наших дел, а по вере, Лютер поднялся с колен и спустился по ступеням вниз. Это считалось кощунством — сойти с лестницы, не пройдя ее до конца, — но сердце Лютера было наполнено уверенностью, сильной, библейской верой.
Вернувшись из Рима, Лютер вывесил написанный протест из девяноста пяти тезисов на воротах церкви в Виттенберге, Германия, которые поколебали всю систему спасения римского католицизма, в частности практику продажи индульгенций. Эти 95 тезисов и начали движение Реформации, которое вывело Церковь из ее мертвого состояния. Лютер подвергся многочисленным преследованиям и отлучению от церкви, жизнь его находилась под постоянной угрозой. К счастью, король и феодалы Германии защитили и спасли его жизнь. Они боролись, чтобы освободиться от правления Папы Римского, и извлекли выгоду из Реформации, чтобы восстать против Рима.
В результате, несмотря на все достижения Реформации, она имела и политические и духовные мотивы. Церковь все еще оставалась связанной формой и ритуалами. Церковь, фактически, оставалась в состоянии смерти, хотя внешне выглядела живой.
VI. К церкви в Филадельфии (3:7-13)
А. Назначение
Шестое послание нашего Господа предназначалось верующим церкви в Филадельфии. Расположенная в тридцати милях к юго-востоку от Сардиса, Филадельфия была также разрушена сильным землетрясением в 17 году от Р.Х. и восстановлена Тиберием. Город был известен своим вином, а его чрезмерное употребление было главной проблемой жителей.
Б. Описание Иисуса
Господь явился к церкви в Филадельфии как Тот, Кто имеет ключ Давидов. Когда Он открывает дверь, никто не может затворить ее, а когда Он закрывает, никто не может ее открыть. Это означало, что Господь начнет великое возрождение в Филадельфийской церкви.
В. Похвала
Иисус похвалил церковь в Филадельфии за многие добрые дела, хотя ее верующие не обладали большой силой, и за искреннее поведение, не позорившее Его имя.
Г. Упрек
Бог не упрекнул Филадельфийскую церковь — миссионерскую церковь, где началось великое возрождение (как и в Смирнской церкви). Он никогда не упрекает церковь, возвещающую Евангелие и посылающую миссионеров.
Д. Наставление
Иисус увещевал церковь в Филадельфии, которая исполнила свою миссионерскую роль, обладая небольшими силами, держать, «что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (ст. 11). Он не требовал большего, но убеждал церковь сохранить свою преданность миссионерству и служению, развивая их еще больше.
Е. Обещание
Иисус пообещал церкви в Филадельфии, что если она сохранит слово Его терпения, продолжая свою миссионерскую работу, то Он сохранит ее от времени искушения, когда Бог будет судить всех людей, когда-либо живших на земле.
Того, кто сохранит то, что имел, и побеждающего Иисус пообещал сделать столпом в храме (см. ст. 12). Что это означает? Столп храма поддерживает дом пребывания Божьего. Благословение этого обетования в том, что Иисус сделает эту церковь вечно живущей с Богом.
Далее Иисус обещает, что даст церкви новое имя (см. ст. 12). Сказав, что напишет имя Бога, имя нового Иерусалима и Свое собственное новое имя, Господь показал, что благословит того, кто побеждает, и он сможет вечно жить в новом Иерусалиме с триединым Богом.