III. К церкви в Пергаме (2:12-17)

А. Назначение

Третье послание Иисуса адресовано церкви в Пергаме. В те дни Пергам был столицей Малой Азии и процветающим центром политики, власти, образования и языческого поклонении. Здесь были храмы Зевсу и жертвенники Эскулапу, богу-целителю. Люди клали змей на алтарь и поклонялись им. Кроме того, в городе процветал культ императора. Обязанностью каждого гражданина было кадить один раз в год перед его богоподобным образом.

Б. Описание Иисуса

Господь явился к церкви в Пергаме как «Имеющий острый с обеих сторон меч» (ст. 12). Поскольку в этой церкви были «держащиеся учения Валаама», которые «ели идоложертненное и любодействовали» (ст. 14), требовалось покаяние, чтобы Он не пришел с судом.

Господь явится с мечом Слова (см. ст. 12 и Евреям 4:12) и отделит лжеучение.

В. Похвала

Иисус похвалил церковь в Пергаме за сохранение чистой веры и бескомпромиссность к ересям. Он особенно отметил человека по имени Антипа. Предание связывает это с его мученической смертью.

В то время поклонение императору было очень широко распространено. Однажды римский чиновник поставил Антипу перед образом императора и сказал: «Антипа, поклонись образу».

Антипа ответил: «Только Иисус Христос — Царь царей и Господь господ, так что я не буду поклоняться никакому другому богу. Только Иисусу».

Римский чиновник пришел в бешенство и закричал: «Антипа, разве ты не знаешь, что весь мир против тебя?»

Антипа сказал: «Тогда я утверждаю, что Иисус, Господь господ, против всего мира».

Разгневавшись из-за такого ответа, чиновник приказал, чтобы несколько человек нагрели медного быка и поместили в него Антипу. Там он был медленно зажарен до смерти. И все же он не отрекся от Иисуса.

Г. Упрек

Иисус также упрекнул церковь: «У тебя там держащиеся учения Валаама» (ст. 14). Когда сыны Израилевы вышли из Египта и вступили в землю Ханаанскую, Валак, царь Моавитский, позвал пророка Валаама, чтобы он проклял Израиль. Валаам, жаждущий власти и денег, посоветовал Валаку, чтобы моавитяне. Повлекли израильтян в блуд, тогда Бог уничтожил бы евреев (см. Числа 25:1-9; 31:16). Валак помелел красивым моавитянкам танцевать на жертвенниках идолам, и мужи Израиля блудодействовали с ними и поклонялись идолам. В результате пришел суд Божий на израильтян — тысячи людей умерли за один день.

Церковь в Пергаме покрывала блудников. И Церковь тех дней совершила духовный блуд, соединившись с Вавилонской религией.

Господь также упрекнул церковь за то, что некоторые ее члены придерживались учения николаитов. Как мы рассмотрели ранее, николаиты были последователями сатаны. Они внесли в церковь греческую философию, и это также было причиной блуда и прелюбодеяний.

Д. Наставление

Иисус увещевал церковь: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» (ст. 16). Из этого мы узнаем, насколько возмущен Он был. Церковь, которую Он приобрел Своей кровью, была заражена ересью и безнравственностью.

Е. Обещание

Тем не менее, Господь пообещал, что даст сокровенную манну тому, кто покается и преодолеет искушение. Эта сокровенная манна — небесная, духовная пища — Сам Иисус.

Он также пообещал, что даст победившему белый камень. На суде тех дней камень давали как символ обвинения преступника. Если кого-то признавали виновным, то давали ему черный камень. Поэтому Иисус обещал, что, когда люди покаются, Он простит их грехи и сделает их праведными. Обещание распространяется и на нас. Аллилуйя!

Ж. Истолкование пророчества (312-590 гг. от Р.Х.)

Пророчески церковь в Пергаме соответствует периоду Церкви с 312 года от Р.Х. (когда Константин Великий объявил христианство государственной религией Рима) до 590 года от Р.Х.

«Пергам» означает «брак». Когда Константин сделал христианство государственной религией, он получил и политическую выгоду от этого. Он использовал «брак» государства и Церкви (включая объединение с ересями Вавилонской религии), чтобы укрепить единство империи.

Никому церковь в Пергаме исторически соответствует прелюбодейной Церкви, которая идёт на компромисс с миром. Но, страдая от гонений, она становится чистой. Но когда Церковь снова получает благословения, то вновь идет на компромисс с миром, превращаясь и «пергамскую», и впадает в разврат, следуй удовольствиям этого мира.

IV. К церкви в Фиатире (2:18-29)

А. Назначение

Четвертое послание адресовано церкви в Фиатире, небольшом городке в Малой Азии. Основным занятием его жителей было окрашивание тканей. Также там было распространено предсказание будущего, и многие собирались для этого в большом храме.

Б. Описание Иисуса

У Иисуса, явившегося к церкви в Фиатире, были «очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (ст. 18). Он проницает реальность такими глазами и судит церковь, имея такие ноги.

В. Похвала

Бог похвалил дела, любовь, служение, веру и терпение церкви в Фиатире (см. ст. 19).

Г. Упрек

В 20 стихе Господь, однако, высказал серьезный упрек, потому что церковь была терпима к Иезавели, лжепророчице. Иисус ссылается на женщину-гадалку в Фиатире, которая даже вошла в церковь, чтобы практиковать свое злое ремесло, но символически это относится к Иезавели из Ветхого Завета. Она была дочерью Ефваала, царя Сидонского; Ахав, царь Израиля, женился на ней (см. 3 Царств 16:29-33). Иезавель принесла поклонение Ваалу в Израиль и разрушила жертвенники Господа Бога.

Только в Сеуле более шестиста псевдо церквей практикуют предсказание будущего. То, что они приняли, — это не Дух Святой, а дух бога горы, бес.

Иисус упрекнул церковь за ее духовное прелюбодеяние, за то, что она следовала за Иезавелью, смешав веру и гадание.

Д. Наставление

Господь увещевал церковь в Фиатире, чтобы она не шла на компромисс с шаманской верой, ни твердо стояла на Слове (см. ст. 24-25). Также и наша вера должна твердо основываться на Слове. Нелепая любовь к пророчествам — мания узнать детали, не описанные в Библии, - может увести в сторону нашу веру, как это случилось в Фиатирской церкви.

Е. Обещание

Иисус обещал, что Он даст власть над народами и утреннюю звезду тому, кто преодолевает искушение (см. ст. 26-28). «Утренняя звезда» символизирует второе пришествие Иисуса Христа. Если мы с чистой верой твердо стоим на Слове, то у нас будет привилегия принять участие во втором пришествии Христа.

Наши рекомендации