Бог назвал человека человеком, это значит, что человек не может себя познать, не может собой владеть, не может создать себя заново.

Гуманизм

Первое человечество – потомки Адама – было разделено на два «рода»: один происходил от Каина, первенца Адама, это – каиниты; другой род происходил от Сифа, который родился после убийства Авеля, это – сифиты. Поскольку сифиты призывали имя Божье, на них и запечатлелось имя Божье: Св. Писание называет их «сыны Божии» (Быт. 6:2).

Между каинитами и сынами Божьими наблюдается существенное различие в том, что сыны Божии имеют «родословие» (по-еврейски толдот – «родословные» записи), каиниты не имеют толдот’а..

Начало родословия (толдот’а) «сынов Божиих» необыкновенно: подобного толдот’а в Ветхом Завете не будет. Это в Книге Бытия – «книга».

Сия Книга родства человеков.

Быт. 5:1

Сéфер толдот – «книга родословий»; в переводе на греческий ¹ b…bloj genšsewj. Евангелие от Матфея начинается словами: B…bloj genšsewj 'Ihsoа Cristoа – «Книга родства Иисуса Христа».

Родословие сынов Божиих, которое открывается словами сéфер толдот, – начало Церковной истории. У Каина нет родословия, нет толдот’а. У сынов Божиих Ветхого Завета и у Иисуса Христа Сына Божия есть «книга родословия» – сéфер толдот. Каин не входит в «Книгу родословия человеков». Если бы толдот обозначал просто родословие, то каиниты бы его имели, поскольку в Писании мы находим имена потомков Каина (Бытие, глава 3). Библейское «родословие» – это больше, чем простые записи, кто кого родил: это такое родословие, которое имеет корень в бытии и, в конечном счете, восходит к Творцу. Сыны Божии имеют такое житие, которое есть бытие у Бога. Подобной жизни те, кто по духу Каин, не имеют.

Сия Книга родства человеков: в день, когда сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его…

Быт. 5:1

Бог – первый член в родословии сынов Божиих. То же читаем в Евангелии от Луки, где приводится родословие Иисуса Христа в обратной последовательности – от Христа к праотцам. Это родословие завершается так: Иисус есть сын такого-то, такого-то, такого-то… «Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лук. 3:38). Родословие сынов Божиих начинается от Бога, а родоначальник Церкви – Адам.

Сия Книга родства человеков: в день, когда сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его,

мужского и женского (пола) сотворил их, и благословил их, и назвал имя им человек в день, когда сотворил их.

Быт. 5:1, 2

Имя человеку «человек» (адам) дал Бог.

Необходимо верно оценить это новое знание о человеке.

О сотворении человека в Книге Бытия говорится дважды: в истории сотворения мира (глава 1) и в описании райской жизни (глава 2). Ни там, ни там не было сказано, что имя человеку назвал Бог. Почему так?

В библейском мировоззрении называние имени есть мистический акт – именующий познает то, что именует, и начинает им ответственно обладать.

Первые имена человек давал в раю, сначала это были животные рая, последним, кого назвал Адам, была жена, затем, после грехопадения, Адам дал имя жене – «Ева» (Быт. 2:19-23, 3:20). Само называние было познанием. В назывании имен человек постигал сущность того, что названо, и принимал его в общение.

То, что человеку не представимо, не познаваемо, не подлежит, то называл Бог. Вспомним, что это было.

1. Благодатный свет первого дня творения (Быт. 1:5) – непостижимый для человека.

2. Небесная твердь (Быт. 1:8) – недостижимая для человека.

3. Суша и собрания вод (Быт. 1:10). Человек может обойти моря и земли, описать и изучить их, но он должен знать, что планетарная система для него непознаваема.

4. Для тех, кто смотрит на звезды неподобающе – как на возможную обитель или некий ресурс жизни (этот взгляд культивируется фантастикой), тем сказано, что Господь «множество звезд исчислил, и всем им имена назвал» (см. Пс. 146:4).

5. И наконец, человека Бог назвал человеком. Человек после греха обязательно будет думать о себе, что он автономное существо, что человек это высшая ценность, сам себе полагает законы и сам себе господин (в жизни и смерти). Этот взгляд культивируется как целое умонастроение – гуманизм. Для таких сказано, что Бог назвал человека человеком (Быт. 5:1,2).

Что человек называет, тем он обладает. То, что называет Бог, не подлежит человеку – ни власти его, ни познанию. Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой.

Гуманизм

Первое человечество – потомки Адама – было разделено на два «рода»: один происходил от Каина, первенца Адама, это – каиниты; другой род происходил от Сифа, который родился после убийства Авеля, это – сифиты. Поскольку сифиты призывали имя Божье, на них и запечатлелось имя Божье: Св. Писание называет их «сыны Божии» (Быт. 6:2).

Между каинитами и сынами Божьими наблюдается существенное различие в том, что сыны Божии имеют «родословие» (по-еврейски толдот – «родословные» записи), каиниты не имеют толдот’а..

Начало родословия (толдот’а) «сынов Божиих» необыкновенно: подобного толдот’а в Ветхом Завете не будет. Это в Книге Бытия – «книга».

Сия Книга родства человеков.

Быт. 5:1

Сéфер толдот – «книга родословий»; в переводе на греческий ¹ b…bloj genšsewj. Евангелие от Матфея начинается словами: B…bloj genšsewj 'Ihsoа Cristoа – «Книга родства Иисуса Христа».

Родословие сынов Божиих, которое открывается словами сéфер толдот, – начало Церковной истории. У Каина нет родословия, нет толдот’а. У сынов Божиих Ветхого Завета и у Иисуса Христа Сына Божия есть «книга родословия» – сéфер толдот. Каин не входит в «Книгу родословия человеков». Если бы толдот обозначал просто родословие, то каиниты бы его имели, поскольку в Писании мы находим имена потомков Каина (Бытие, глава 3). Библейское «родословие» – это больше, чем простые записи, кто кого родил: это такое родословие, которое имеет корень в бытии и, в конечном счете, восходит к Творцу. Сыны Божии имеют такое житие, которое есть бытие у Бога. Подобной жизни те, кто по духу Каин, не имеют.

Сия Книга родства человеков: в день, когда сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его…

Быт. 5:1

Бог – первый член в родословии сынов Божиих. То же читаем в Евангелии от Луки, где приводится родословие Иисуса Христа в обратной последовательности – от Христа к праотцам. Это родословие завершается так: Иисус есть сын такого-то, такого-то, такого-то… «Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лук. 3:38). Родословие сынов Божиих начинается от Бога, а родоначальник Церкви – Адам.

Сия Книга родства человеков: в день, когда сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его,

мужского и женского (пола) сотворил их, и благословил их, и назвал имя им человек в день, когда сотворил их.

Быт. 5:1, 2

Имя человеку «человек» (адам) дал Бог.

Необходимо верно оценить это новое знание о человеке.

О сотворении человека в Книге Бытия говорится дважды: в истории сотворения мира (глава 1) и в описании райской жизни (глава 2). Ни там, ни там не было сказано, что имя человеку назвал Бог. Почему так?

В библейском мировоззрении называние имени есть мистический акт – именующий познает то, что именует, и начинает им ответственно обладать.

Первые имена человек давал в раю, сначала это были животные рая, последним, кого назвал Адам, была жена, затем, после грехопадения, Адам дал имя жене – «Ева» (Быт. 2:19-23, 3:20). Само называние было познанием. В назывании имен человек постигал сущность того, что названо, и принимал его в общение.

То, что человеку не представимо, не познаваемо, не подлежит, то называл Бог. Вспомним, что это было.

1. Благодатный свет первого дня творения (Быт. 1:5) – непостижимый для человека.

2. Небесная твердь (Быт. 1:8) – недостижимая для человека.

3. Суша и собрания вод (Быт. 1:10). Человек может обойти моря и земли, описать и изучить их, но он должен знать, что планетарная система для него непознаваема.

4. Для тех, кто смотрит на звезды неподобающе – как на возможную обитель или некий ресурс жизни (этот взгляд культивируется фантастикой), тем сказано, что Господь «множество звезд исчислил, и всем им имена назвал» (см. Пс. 146:4).

5. И наконец, человека Бог назвал человеком. Человек после греха обязательно будет думать о себе, что он автономное существо, что человек это высшая ценность, сам себе полагает законы и сам себе господин (в жизни и смерти). Этот взгляд культивируется как целое умонастроение – гуманизм. Для таких сказано, что Бог назвал человека человеком (Быт. 5:1,2).

Что человек называет, тем он обладает. То, что называет Бог, не подлежит человеку – ни власти его, ни познанию. Через наречение имени Богом устанавливаются границы власти человечества – над миром и над собой.

Бог назвал человека человеком, это значит, что человек не может себя познать, не может собой владеть, не может создать себя заново.

Перед тем, как со значением сказать человеку, что он себе не господин, Св. Писание излагает историю о грехопадении (Бытие, глава 3), затем историю о возникновении антицерковного общества (Бытие, глава 4). После того, как мы увидели человека согрешившего и человека от Бога отвратившегося, нам становится более понятной та истина, которую открывает Св. Писание (Бытие, глава 5) в первой Книге церковной истории: Бог назвал человека, человек не может познать себя и без участия Творца не владеет собой.

Как человеку «вести себя», если он не властен над собой и не может знать себя?

Наши рекомендации