Каинитяне не могут жить изолированно от сынов Божьих.

Когда Каин уходил от Адама, ему это не было ясно. Ламеху все стало ясно, и даже вполне – до «семидесяти крат седмерицею». В раю дьявол искусил первых людей: «откроются глаза ваши»; люди прошли путь грехопадения до конца, и открылись глаза их, и они познали, что наги. В истории с Каином дьявол подбил его уйти от Адама; когда потомки Каина прошли путь своей цивилизации до конца (конец – это «Ноема», дальше некуда), открылись глаза у Ламеха, и он познал, что здесь жизни нет. Как дьявол навсегда привязан к человеку, ибо «к человеку обращение его» (Быт. 4:17), так и каинитяне навсегда привязаны к сынам Божьим, им без них жизни нет.

И это важнейшая характеристика каинитян как исторической общности. Как только народ заражается духом Каина и проникается им, он в изолированном состоянии начинает вырождаться. Если не приходит вразумление, а каинская печать глубже и глубже отпечатывается на нем (как это Ламех на себе увидел), тогда народ привязывается к другому народу, одна общность – к другой общности. Каина никто не изгонял, каинитян никто не гонит по земле, а они все идут и идут… Песнь Ламеха свидетельство того, что каинитяне начали поход к сынам Божьим.

Медленно и неотвратимо мы приближаемся к этому страшному событию: когда «сыны Божии брали себе жен от дочерей человеческих», а после – Потоп.

О каинитянской цивилизации больше сказать нечего: итоги подведены. Тогда Св. Писание о том же говорит косвенно, не впрямую, и еще раз итог подводит, заходит с другой стороны, – настолько это важный предмет.

П

овествование переходит к сыну Адама Сифу и сыну Сифа Еносу и предлагает нам разрешить задачу. О Сифе и Еносе будет рассказано дважды: первый раз после «песни Ламеха», второй раз Сиф и Енос появятся в отдельном родословии (толдот’е) сынов Божиих (глава 5 Книги Бытия).

Есть такой прием повествования в Св. Писании – «дважды об одном», он применяется, когда мы должны на одно событие взглянуть с разных точек зрения.

Первое упоминание о Сифе и Еносе идет сразу за историей каинитов и понадобилось для того, чтобы откорректировать наше понимание каинитянской цивилизации. Св. Писание поставляет нас на точку зрения, чтобы можно было «обернуться» на каинитянское сообщество, посмотреть на него в целом. Первый рассказ о Сифе и Еносе есть, прежде всего, рассказ о Каине и каинитянах. Каинитяне – создатели первой цивилизации со всеми ее тогдашними изобретениями. А чем занимались потомки Сифа, и кто такой Сиф?

И познал Адам Еву, жену свою, и, зачавши, она родила сына и +назвала+ имя [7] ему Сиф, говоря: [Сиф,] ибо восставил мне Бог семя другое вместо Авеля, которого убил Каин.

Быт. 4:25

Вновь (см. Быт. 4:1) имя сыну нарекает Ева. Древние могли в имени человека провидеть его будущую жизнь, имя Сифа очень высокое:

в Сифе восстановился дух Авеля [8].

Имя Сиф (Шет) происходит от глагола шит – «полагать, основывать». Сиф – это «возмещение» («вместо» Авеля), «основание, утверждение» (истинного богопочитания, духа веры). Сиф – от Бога, от Сифа произойдет Спаситель. Сиф «прославился между людьми» (см. Сир. 49:16/18).

И Сифу +родился+ сын [9], и +назвал+ имя [10] ему Енос: сей [возымел] надежду призывать имя Господа Бога.

Быт. 4:26

«Енос» ― Енош, человек, слабый. Слово «Енош» имеет те же буквы в корне, что глагол со значением «быть слабым, немощным, подверженным болезням». «Енош» – синоним «адам»: «Что есть человек (енош), что Ты помнишь его, или сын человеческий (бен-адам), что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5)

И при таком человеке: который именуется не сильный, а слабый, – началось призывание имени Божьего? Почему так? Объясняет апостол Павел.

Апостол Павел просил Господа избавить его от некоторой немощи и услышал от Господа: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Так

в человека енош – слабого «вселяется сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Апостол Павел это испытал: «Я благоволю в немощах, в досаждениях (наглых обидах), в нуждах (крайних нуждах: ™n ¢n£gkaj), в изгнаниях, в притеснениях за Христа, ибо когда немоществую, тогда я силен» (2 Кор. 12:10). Кстати, имя «Павел» означает «малый».

В

греческом тексте сказано о Еносе: «сей возымел надежду призывать имя Господа Бога». Иное в ТМ: «тогда началось призывание имени Яхве (во имя Яхве)»[11]. Различие LXX и ТМ – существенное. В ТМ неизвестно, кто начал призывание имени Божьего; согласно LXX, начал Енос.

Он «возымел надежду, вознадеялся» (½lpisen) призывать имя Божие. Почему надежда поставлена в греческой Библии на первое место?

Вспомним, при каких обстоятельствах апостол Павел удостоился откровения от Бога («сила Моя совершается в немощи»). Павел был «восхищен до третьего неба», которое есть «рай», и «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». А была у Апостола немощь: ему был «дан ангел сатаны, чтобы удручать» его (kolof…zw: бить по лицу, по голове; так били Христа; ср. Мф. 26:67). Этот ангел сатаны был – «жало для плоти». Когда Апостол был на третьем небе, он не знал, «в теле он был или вне тела», но он трижды молил Господа, чтоб этот мучитель «отступил» от него.

Теперь представим, какую вражду с сатаной имел Апостол, если на третьем небе, в раю, не ведая, в теле он или нет, память – в душе и в плоти – о своем противнике, заставила его молиться об избавлении (см. 2 Кор. 12:2–10).

Наши рекомендации