Человек не может обойтись без человека. Ему необходимо утолить свою чудовищную жажду братства. Бунт не может обойтись без своеобразной любви.

Общие особенности языка лирики ХХ века

Основные пути формирования литературного языка 20 века

2 тенденции: 1. Вчувствование и субъективация.

2. Абстрагирование и объективация.

Это формы реакции на отчуждение, его преодоление, но разными путями. Первая- Человек стремится к контакту, к непосредственности отношений, к искренности, к преодолению одиночества, преодолению границ м/у людьми, стремление почувствовать другого человека. Вторая – сопротивление, создание границ, установление дистанции м/у миром и собой, практики холодности (в социальном плане). Соблюдение норм холодной корректности. Человек не позволяет себе быть открытым, рефлексирует над собой, над происходящим, рациональное поведение.=» Практики абстрагирования и объективации. Т.Е. разные теории ис-ва в начале 20 века.

1. Концепция вчувствованиявосходит к немецкому романтизму,заново рождается в конце 19-начале 20 века (Теодор Липс «Эстетика» - его самая законченная система). Эстетический акт мыслится как акт вчувствования в предмет (переживание). Образ строится на субъективных переживаниях, одушевлении, очеловечении окружающего. Вселиться в другое сознание - как оно себя осознаёт, чувствует. =» Персонификация субъекта. Субъект входит в эстетический объект. Герой совпадает с автором.

2. Противоположая концепция - концепция Вильгельма Волингера (Ворингер). Его книга «Абстрагирование и вчувствование», т.е. сознательно противопоставляется 2 концепции, 2 ис-ва: 1. Ис-во на основе принципов вчувствования, ис-во подражания природным формам, органике. Субъект отождествляет себя с окружающими вещами, не смотрит на мир со стороны. Воплощает себя в этих натуралистических формах. Этот путь Волингер считает не очень продуктивным, т.к. нет дистанции, творческой воли, способности формировать, сознательной активности. 2. Он защищает путь абстрагирования. Истоки этой практики – в древнеегипетском ис-ве (абстрагирование геометрической формы. Оно противопоставляется др.греч ис-ву – ис-ву вчувствования). Необходим этот путь, потребность человека сознательно достигать реальность, вычленять фундаментальные принципы жизни, находить что-то устойчивое, объективно существующее. Человек ищет изначальные схемы, кристаллические формы жизни. Красота ис-ва – в стиле, в стилизации, т.к. стиль выводит на поверхность объективные структуры).

Путь абстрагирования создает свои формы и в 20 веке. % Абстрагирование – основной лозунг ис-ва импрессионизма

Специфика лирики экспрессионизма – несоединимые традиции отн-ия к предмету соед-сь. Глумление над святынями. Нежное, проникновение слово о любви религиозной, вселенской. Всеобщее объятие. Патетика. Религиозный экстаз.

Первый сборник экспр.лирики – «Сумерки человечества». Закат и рассвет одновременно. Пр-ся собраны по тематическим разделам: «Падение и вопль», «Пробуждение и смерть», «Призыв, гнев», «Люби чел-ка».

Иоганнесс Беххер. «Распад и торж-во». Рвёт с традиционным синтаксисом, поэтическим языком. Задушевность, музыкальность стиха.

Годфрит Бэн. 1-й сб. – «Морг» (1912). «Плоть», «Мусор». Глумится над ценностями. Изображает самые отталкивающие картины: труп на скале и цветок.

Георг Тракль, Георг Гэйм, Шулер, Франц Верфель.

Тракль создал кубистические формы. Субъективные переживания экспрессивны, но интонация совершенно спокойна. Нет эмоц.лексики. Есть динамика смысла.

Имажизм и поэтика эпифании

Стих-е Э.Паунда «На станции метро» (вместе с назв. – 3 строки)

в толпе безликой появились эти лица

на черной влажной ветке листья

Имажизм- декаданское течение в англ и америк поэзии после 1 мир в.

Темы: природа, мимолетные впечатления и переживания, случайные предметы.

Концепция имажизма рождается из ощущения нежизненности, искусственности старой поэзии, она связ. с др. сознанием, это продукт для буржуаз. общества, его представления о красоте и проч. Оч. важно и показательно то, что имажисты особенно остро критикуют романтич. традицию, связ. с возвеличиванием отдел. Личности. . Крупнейш. представители: Эзра Паунд, Томас Хьюм, Корт Меддокс Форд, Ричард Олдингтон. поэзия была рыхлой, многослойной, полной красивостей. говорят, что самое гл. в поэзии – это точность высказ-я. Поэтич. слово д.б. предельно честным, предельно трезвым, простым, точным. Они освобождаются от традиц. размеров, обращаются к свободному стиху. Гл. здесь становится ритм, но не ритм метронома, а точность образа и отказ от всякого рода абстракций. Не д.б. лишних слов. Стих-е становится оч. коротким. Запрет на всякую описат-ть, орнамент-ть, украшательство – все то, что они назыв. болтовней. Стих-е д. порождать чувство ясности, освобождая нас от власти древни и простр-ва. Это д.б. интеллектуал. и морал. комплекс в пределах 1 мгновения, максимал. насыщенность и точность. Стих-е Э.Паунда «На станции метро» (вместе с назв. – 3 строки)

Эпифания - откровение сущности.Внезапное озарение.ЦЕЛЬ: ПОСТИЧЬ СМЫСЛ ВЕЩЕЙ И ДАТЬ ИМ БЫТИЕ. Джойс использовал это понятие, чтобы описать принцип построения художественного образа: найти какую-то деталь, черту, которая сразу бы позволила найти, открыть сущность предмета.Стихотворение должно несимметричным.Не должен воспроизводить всем знакомые представления.Выход за пределы автоматизма.

«Эпифания» - откровение сущности. Джойс использовал это понятие, чтобы описать принцип построения художественного образа: найти какую-то деталь, черту, которая сразу бы позволила найти, открыть сущность предмета. В своих записных книжках он записывал найденные им такие эпифании.

% Эпифания – 50 гг. 20 в., поздний Годфрид Бэн:

Когда вдруг отчаяние овладевает тобой,

Подумай о тех, чья жизнь была тщетной…

…Нежная жилка на виске…

…А тех, кто как и ты любит цветы…

…Бледная улыбка…

=> Повторяется единый мотив хрупкости существования.

Характерен отказ от метафизики. Центр стихотворения – совершенно конкретное переживание, конкретный предмет, который наталкивает на это переживание.

Вся проблема языка в то, что он стал мертвым, существовал вне реальности => эпифания – еще один принцип возвращения языка, простого слова.

С особенностями изображения человеческой личности в рассказах Джойса связан принцип «эпифании». Писатель моделировал особую неестественную ситуацию эмоционального напряжения и тем самым подводил человека к осознанию собственной ущербности, исчерпанности своих возможностей. Именно в таком «предельном» состоянии герои Джойса чаще всего испытывали «прозрение», внезапно постигая скрытую сущность вещей и явлений. Этот психологический «акт» носит сугубо интуитивный характер и не лишен некоего мистического, иррационального элемента. Не случайно само слово «эпифания» связано с теологической лексикой и означает гимн в честь богоявления.

24. Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм).

Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Художники Сюрреализма: Жан Миро, Сальвадор Дали

Сюрреализм – сверхреальность – то, что больше нашего сознания, больше того, чем мы можем овладеть и рационально познать. Сюрреализм создает образ, кот оказ-ся по ту сторону здравого смысла, от всякой рациональности, т.е. мы пытаемся растолковать его рационально, но на самом деле, его источник не в рациональности, а наоборот в иррациональном, бессознательном и т.д.

Поль Элюар – сюрреалист – один из поэтов, пользовавшихся «чистым, простым словом» без идеологии и риторики. Поэзия должна оперировать бытовыми словами, поэзию – вернуть людям. Интимное звучание стихотворения.

НО! Простота слова не исключает серьезного смысла в связи с емкостью образа.

% Стихотворение Элюара «Одинокий» - простой образ, но потом включением «странного» слова => переход, переключение в необычное сравнение: «Как прозрачная глыба я растворяюсь в ночи…»

=> Техника отчуждения, отстранения. Она играет значительную роль в искусстве 20 в. Переход от старой миметической концепции, от описательности, от подражания.

Это ведет к интеллектуализации образа, который перестает изображать знакомое.

Итальянский поэт Унгаретти употребляет слова, образы, требующие расшифровки, интерпретации. Непосредственной понятности нет.

Аполлинер еще в начале века в знаменитой статье «Новое сознание и поэты» говорил, что новое сознание создается поэтами. Но это сознание имеет ряд особенностей:

· поиск скрытого, неведомого, открытия в стихах фантастических явлений;

· поэзия – это смелое творчество, дерзание, героическая авантюра, открывающая неожиданные истины;

· поэт открывает новые материки жизни, невиданные краски;

· трезвость, критический дух.

Новая поэтичность, которая рождается, основывается на смысловом объеме образа, глубинная многозначность, семантическая насыщенность => немиметический образ.

Кубистический принцип– это и есть работа с языком, словами, мотивами. Порождение новых значений.

Идеи Аполлинера и Элюара связаны с продуктивным в 20 в. направлением – сюрреализмом. Они работали именно с языком, из него извлекали всю свою образность, создавая ирреальные образы.

Лирика является не просто способом самовыражения. Она должна создать объективированный образ, созданный из ресурсов языка, это та реальность, которую мы еще не открыли. Сюрреализм дает языку возможность самовыражения. Язык должен сам себя порождать, открывать ту реальность, которая ему не известна.

Сюрреализм имел своих предшественников еще в поэзии 17 в. Ближайшие же предшественник: Рембо, Тракль, Аполлинер, дадаизм.

Идея сюрреализма была связана с тем, что нужно встать на путь бессознательного творчества. Человек, поэт должен говорить словами, но не управлять ими. Нужно научится писать не думая. Этот принцип позаимствован из Фрейда. Поэт должен писать не отрывая пера. Он должен стать ареной, на которую выйдет язык. Поэт – медиум языка, через которого должен говорить язык, бессознательное.

Неконтролируемый поток речи должен был создавать эффекты, которые нельзя обуздать.

Они опирались на идеи Бергсона о галлюцинативности творчества. Идея бессознательного творчества у Бергсона обозначала идею освобождения. Но эта свобода не наша, это свобода психической жизни, языка. В результате рождалась поэзия, в которой создавались образы новой реальности, сюрреальности.

Многие поэты позднее отошли от сюрреализма, но опыт работы с языком остался в поэзии 20 века и продуктивно использовался.

Классики сюрреализма: А. Бритон, Л. Арагон (фр.), Юник, дадаисты -> в сюрреализм – Цара.

С этой традицией можно связать и понятие герметизма. Связано с представлением о боге разума, числа, счета.

(Сюрреализм, для которого принципиально важен был вдруг, спонтанность, неожиданность, самопроизвольность, тоже опирался на идеи Берксона, и прустовский метод был сюрреалистам близок. Вдруг воспоминание явилось из чашки чаю - это чисто сюрреалистический образ. Из чашки чаю вдруг город появляется, появляется церковь, Амбре, появляются кувшинки, пруд с кувшинками и т.д. - всё всплыло в этой чашке чаю. Эта жизнь, которая теперь открывается перед человеком, идёт по каким-то другим законам, чем то предполагалось, чем человек способен это себе представить.)

Наши рекомендации