Опыт социологического исследования

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ткаченко Александр Владимирович

кандидат исторических наук, доцент, ГБОУ ВПО МГПУ,

доцент кафедры общей и прикладной социологии ИПССО, г. Москва

e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются наиболее распространенные среди современной молодежи представления о религии и нравственности. С опорой на большой эмпирический материал анализируется феномен абстрактной религиозности, получивший название итсизма. Делаются выводы о численном преобладании итсистов среди московской молодежи, о негативном влиянии итсизма на общественную мораль и о необходимости борьбы с этим новым явлением с помощью духовного просвещения молодежи.

Ключевые слова: молодежь, религия, православие, итсизм, атеизм, духовная традиция, моральный релятивизм, нравственность, ценностные ориентации, социологический опрос.

Введение

Уровень развития духовно-нравственной культуры московской молодежи напрямую имеет отношение к уровню ее духовных притязаний. Нравственное поведение формируется под влиянием соответствующей системы ценностных ориентаций и может быть высоким лишь тогда, когда духовные ценности превалируют в сознании людей над материальными. В свою очередь, духовные ценности базируются на духовных традициях общества, а духовные традиции лучше всего сохраняются в традиционных религиях в виде нравственных запретов и предписаний. Поэтому даже то, что принято называть светской этикой, на деле является производным от древних, проверенных временем и выстраданных многими поколениями предков религиозных представлений о добре и зле. Именно традиционные религии создали и бережно донесли до нашего времени основополагающие принципы и критерии морального и аморального поведения, чуждые моральному релятивизму, какой-либо абстрактности и всякого рода желанию заменить черное на белое или перемешать хорошее с дурным.

Получается, что понятие о нравственности неразрывно связано с религиозным мироощущением и религиозными представлениями людей. Если религиозные представления абстрактны и размыты, то такими же абстрактными и размытыми должны быть и моральные представления. И наоборот, если религиозные представления конкретны и опираются на давно сформировавшееся четкое вероучение, то нравственная позиция должна быть такой же конкретной, четкой и недопускающей даже временных отступлений от убеждений, основанных на вере и совести. Поэтому от отношения к традиционным религиям во многом зависит нравственное благополучие современного общества.

Распространение абстрактных религиозных представлений и порожденного ими морального релятивизма — это проблема, которая является причиной большинства современных и ожидаемых в будущем социальных проблем. Представляется устаревшим мнение о том, что атеизм и религиозный фанатизм обязательно приводят людей к девиантному поведению. Да, атеист меньше интересуется вопросами морали, чем верующий. Однако атеист может не верить в Бога, но придерживаться в быту определенных правил светской этики, которая, как уже было выше сказано, является производным от религии, или секуляризованной модификацией религиозного учения о морали. Точно так же глубоко верующий человек может дойти до фанатизма при исполнении религиозных обрядов, но в силу безукоснительного признания конкретных религиозных догматов должен осознавать ту моральную черту, перейти за которую ему не позволяют четкие религиозные заповеди. Поэтому наибольшую опасность для общества представляет позиция тех людей, которые не имеют внятного представления о религии, Божьих заповедях и о моральных критериях допустимого и недопустимого поведения.

Но, как показывают проведенные Институтом психологии, социологии и социальных отношений МГПУ социологические исследования, именно такие люди составляют в наше время большинство. Складывается парадоксальная ситуация: общество работает против себя самого, так как наибольшая угроза для него исходит не от социального меньшинства, а от большинства. Размытая вера и основанная на ней система ценностей становятся раковой опухолью, разъедающей общественный организм.

Отношение итсистов к Церкви

На заданный в 2012 г. вопрос об их доверии духовенству юноши и девушки дали наполненные самомнения, расплывчатости и скепсиса в отношении других ответы. Духовенству доверяют 15 %, не доверяют 41 %, а кому-то доверяют, а кому-то нет — 44 %.

Полученные ответы демонстрирует Таблица 4:

Т а б л и ц а 4. Избирательное доверие московской молодежи духовенству

ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ДУХОВЕНСТВУ? Соотношение ответов (%)
Кому-то доверяю, а кому-то — нет
Нет
Да
ИТОГО

15% доверяющих духовенству немногим превышают общее число глубоко верующих (10 балл по шкале религиозности). Среди 41 % недоверяющих атеисты не могут составлять даже половины, так как их всего около 15 %. Следовательно, более половины недоверяющих духовенству — это люди верующие, но верующие не в традиционном понимании этого слова, то есть скептически относящиеся к Церкви итсисты. А ответ 44 % «Кому-то доверяю, а кому-то нет» — типичная позиция итсизма с его расплывчатостью, релятивизмом и свободомыслием. Итсист считает себя свободным как в выборе собственной линии поведения, так и в оценке поведения других, особенно, если эти другие намерены, подобно священнику, говорить неприятные для него истины.

В 2011 г. духовенству не доверяли 58 % опрошенных ИПССО молодых москвичей [Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.], но надо учитывать, что в том году в анкету не был включен третий вариант ответа — «Кому-то доверяю, а кому-то нет». Для сравнения, по данным Левада-центра, Церкви не доверяют 46 % взрослого населения [В какой мере заслуживает доверие церковь? [Электронный ресурс] // Религия / Архив Левада-центра. — URL: http://www.levada.ru/archive/religiya/v-kakoi-mere-zasluzhivaet-doverie-tserkov], по сведениям Фонда «Общественное мнение» — 33 % [Доверие Русской православной церкви / [Электронный ресурс] // Религия / База данных ФОМ. — URL: http://bd.fom.ru/pdf/d01rpts.pdf], а по опросам Института социологии РАН — около 30 % [Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.]. Большинство недоверяющих и колеблющихся — ставящие себя вне существующих традиционных конфессий итсисты. По словам М.М. Мчедловой, «человек хочет видеть в Церкви идеал, Бога. А Церковь — это институт прежде всего социально-политический, и священники — они не святые... Если бы люди были искренне верующими, они бы и на скандалы иначе смотрели» [Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.]. Следовательно, самые высокие претензии к Церкви исходят со стороны людей неглубоко верующих, т.е. итсистов.

В этом плане характерен самый популярный ответ на вопрос ИПССО, заданный в 2012 г.: «Поддерживаете ли Вы точку зрения традиционных религий о том, что женщина должна отличаться от мужчины своим внешним видом и поведением?» 56 % респондентов не приминули откреститься от традиционных религий: «Поддерживаю, но совершенно не по религиозным соображениям» (против 28 % безоговорочно поддерживающих это утверждение и 16 % категорически возражающих). Не приходится удивляться синхронности распространения итсизма и однополых браков в западных странах, ведь следующий шаг после отрицания традиционного объяснения полового различия между мужчиной и женщиной — признание данного различия несущественным, а затем и несуществующим. Именно так и происходит в тех обществах, в которых итсизм пустил глубокие корни.

Впрочем, пока что, при общем неприятии мнения Церкви, большинство юношей и девушек Москвы не готовы признать однополые браки. Их отношение к гендерной политике Церкви зафиксировано в Таблице 5:

Т а б л и ц а 5. Итсистское отношение московской молодежи

Отношение итсистов к морали

Для того, чтобы расставить все точки над i, следует отметить, что, по итогам опроса ИПССО 2012 г., почти 40 % молодых москвичей полагают, что современному обществу нужны только те религиозные традиции, «которые проверены временем» [Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.]. Это слова итсистов, но не православных людей. В представлении итсиста мораль и традиции носят временный характер, поэтому человек волен избавляться от тех духовных ценностей, которые, с его точки зрения, устарели и мешают свободно жить.

Молодым респондентам был задан прямой вопрос: «Если Вам скажут, что Ваш поступок не одобряется религией, это Вас насторожит?» Лишь 15 % ответили «Да» (примерное количество истинно верующих), 27 % — «Нет», а абсолютное большинство, 58 %, в соответствии с итсистскими воззрениями, заявили: «Смотря какой поступок». Иными словами, для молодежи важно не само моральное предписание, так как им можно и пренебречь, а совершаемый поступок, который все равно будет совершен, если совершающий его человек вздумает признать данное действие для себя удобным.

То, как распространенный среди молодежи итсизм сочетается с моральным релятивизмом, можно понять, задав респондентам вопрос вроде заданного в 2011 г.: «Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции Вашего вероисповедания, но не порицается, а, может быть, даже одобряется обществом?» [Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.]. Результат оказался предсказуемым — большинство юношей и девушек ответили: «А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией» (41 %). Еще 24 % выбрали вариант «Вероисповедание не влияет на мои поступки». Первый вариант ответа дали убежденные итсисты, а второй — не атеисты, как можно было бы подумать, а колеблющиеся итсисты и агностики. Что касается приверженцев традиционных религий, то для них подобные ответы неуместны. Поэтому они дали ответ «Однозначно нет» (35 %, из которых большинство составили воцерковленные и верующие на 9-10 баллов по 10-балльной шкале). С ними солидаризировались 11 % атеистов, уровень религиозности которых равен не более, чем 1 баллу. Принципиальное единство воцерковленных и атеистов лишний раз подтверждает большую крепость моральных устоев в тех сообществах, которые, в отличие от итсистов, определились в своих взглядах на жизнь.

Все вышесказанное можно увидеть в Таблице 7:

Т а б л и ц а 7. Отношение молодежи

Заключение

Эмпирические исследования религиозно-нравственных представлений молодежи и теоретический аналих их результатов позволяют сделать следующие выводы:

1) Основная форма религиозных представлений современной московской молодежи — итсизм.

2) Итсизм является общеевропейским явлением, но для российского общества представляет большую опасность, так как время распространения итсизма совпало с дезинтеграционными процессами в российском обществе.

3) Главная идея итсизма — замена веры в Бога на абстрактное представление о том, что существует Нечто более значимое, чем человек.

4) Итсизм не признает авторитет традиционных религий, но не порывает сразу с этнической традицией. Поэтому большинство молодых москвичей, будучи итсистами, по традиции называют себя православными.

5) Итсисты имеют размытые суждения о Боге, религии и морали.

6) Итсисты склонны к моральному релятивизму и с легкостью отказываются от нравственных норм, если в данный момент это выгодно.

7) Распространение итсизма среди молодежи неизбежно приводит к падению нравственного состояния всего общества.

8) Православие и другие традиционные религии институционально сильнее итсизма, так как опираются на конкретные моральные предписания, традиции и глубокую веру и имеют свою организацию, в то время как итсизм полностью аморфен.

9) При всей своей слабости итсизм трудноуловим, и в борьбе с ним следует научиться вычленять это явление из множества религиозных течений.

10) Итсизм представляет угрозу для общества не сам по себе, а потому, что открывает дорогу в страну чуждым для ее традиционной культуры внешним влияниям.

11) На итсиста можно повлиять, так как он не определился ни с моральными принципами, ни с духовным мировоззрением.

12) Итсизм порождается духовным невежеством, и лучший способ борьбы с ним — духовное просвещение молодежи.

Список литературы

1. Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2010. № 6. С. 37-46.

2. Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.

3. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 26-34.

4. Рыжов Б.Н.Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 5-24.

5. Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной московской молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.

6. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.

7. Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.

ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации