Методология и методика социологического исследования. Социологические исследования в проектной деятельности учащихся.

Очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных ис­следователем, зависит от того, каким способом он пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. Современная наука — это коллективное предприятие. В силу этих обстоятельств, а также в силу присущего человеку стремления к истине проблема «Научного Метода», позволяющего получить достоверные и надежные результаты и на их основе прийти к объективным и хорошо обоснованным выводам, пользуется вниманием ученых. Хотя по мере развития науки у ученых оставалось все меньше оснований верить в существование единого и универ­сального «Метода», тем не менее стремились разработать все более точные и надежные методы опытной проверки теоретических гипотез, а также определить крите­рии для оценки объективности и обоснованности нового знания, получаемого в результате проводимых ими исследований.

Этимологически термин имеет 2 корня: method – сп-б позн-я и logos - учение, т.е. самое общее опр-ие понятия "мет-ия" можно дать следующее - учение о способе познания мира. Биология – уч-е о живом. Психология – уч-е о душе (дословно с греческого). Социология – уч-ие об общ-ве.

Т.о., мет-я выступает в качестве системы принципов научного иссл-ия. С од.стороны, это теор-ая система знания (т.к. она описывает и объясняет некоторую предметную область), но с др.ст-ны - она явл-ся инструментом поиска нового знания.

В отеч лит-ре выдел-ся 2 подхода к поним-ю термина "метод-ия". В уз смысле под мет-ией какой-л науки понимают сов-сть используемых ею методов получения нового знания. В таком случае - это система спец-ых технических приемов, кот-ми пользуются ученые. Она рассм-ся как дисц-на, изуч-ая конкр техники соц-го иссл-ия. В шир смысле социол-ая мет-я закл-ся в иссл-ии исп-ых социологами методов: описания; объяснения; обоснования; оценки. Т. е. мет-гия включает сугубо "технологическую" сторону процесса соц-го иссл-ия , критерии оценки конкр методов и техник , обоснованность эмпирических доказательств .

Мет-ия выполняет в науке исключительную роль. Если не соблюдены методол-ие нормы научного иссл-ия, вывод не может считаться дисциплинарно корректным. Социолог не имеет права сказать:"Я так вижу ".Он обязан аргументировать свою идею (в рамках того методологического направления , в котором он творит).

С точки зрения Батыгина Г.С., мет-ия соц-ой науки предс-ет собой, во-1, опред-ую оптику - взгляд на мир, как на разумную устроенную систему, кот поддается рации-му познанию. Во-2, мет-ия - техника получения знания (вопросники, отчет, представления результатов работы). В-3, мет-я - этика - нормы поведения в научном сообществе.

И.Ф. Девятко рассматривает термин мет-я на 3 уровнях: 1. М - философия социального знания; 2. М - изучение конкр методов , их обоснованности; 3. М социального иссл-ия ( т.е. составление программы-проекта на подготовит-ом этапе социсследования). Дает широкое опр-ие: Мет-ия науки — это дисц-на, изучающая и технические, «процедур­ные» вопросы орг-ии исследования, и более общие вопросы обоснов-ти исп-ых методов, достоверности наблюдений, критериев подтв-ния или опровержения научных теорий. (Девятко).

В. А. Ядов выделяет 3 осн фун-ии мет-ии соц-го иссл-я: ориентирующую; предсказательную; классифицирующую. Первая сосредот-ет усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на устан-ие связей , завис-тей в исследуемой области, третья помогает систематизировать факты путем выявления существенных свойств и связей.

Содержательное понимание мет-ии исходит из того, что в ней реализ-ся эвристическая (поисковая) фун-ия предметной области иссл-ия.

Любая теорет-ая сис-ма знания имеет смысл лишь поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновр-но явл-ся инстр-том поиска нового знания.

Принципы мет-ии: устойчивость, инвариантность в многообразных связях и изменениях, процессуальный подход.

Значение методологии

Т.к. даже очень спец-ые вопросы (техники измерения, техники сбора данных) не мог быть решены без обращения к более общим представл-ям о природе эмпирических показателей и о нормативных критериях, использ-ых в процессе обоснования истинности и достоверности нового знания. Невозможно оценить методическую корректность какого-л метода, нельзя понять, что считать эмпирическим доказат-вом, рассматривая, изучая жизненные истории, биографии тщательно записанных исслед-лем, если мы не знаем как феноменология трактует соц-ую реальность, каковы с точки зр-я этого направления задачи соц-го иссл-ия.

Задачей ме-ии соц-ой науки стан-ся анализ реальной логики, определяющей практику соц-го иссл-ия в рамках опред-ой теорет-ой перспективы.(А.Каплан)

Каждая наука обращается к разл методам в изучении и познании реального мира. В социологии они подразделяются на:

общенаучные:

· дедукция

· индукция

· историзм

· диалектический подход

· системный анализ

· структурный подход

специфические (к которым относятся методы СИ):

· опрос

· наблюдение

· исследование доказательств

· эксперимент

В этом закл-ся осн отличие соц-ой науки от др гуман-ых наук. В этом проявл-ся ее специфика.

В отличие от мет-ии методы и процедуры ис­сл-ия — это сис-ма более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной инф-ции. Но и здесь методолог-ие посылки иг­рают важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. В. А. Ядов предлагает след-ие определения:

Метод - основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника – сов-ть спец-ых приемов для эффект-го исп-ия того или иного метода.(дневниковые записи, фотосъемка, киносъемка, работа инкогнито, включенность в группу полностью, работа через ключевого информанта)

Методика – сов-ть технических приемов, связ-х с данным методом, включая местные операции, их последов-ть и взаимосвязь. (инструкция интервьюеру, инстр-я исследов-ю)

Процедура – послед-сть всех операций, общая сис-ма действий и способов орг-ии иссл-ия (поэтапность выполнения работы).

Социолог исп-ет наряду со специ­альными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других соц-ых дисц-ин: из эконом-их, истор-их, этнолог-их, психол-их. Он должен владеть приемами статист-го анализа, иметь предст-ие о соответ­ств-их разделах мат-ки и стат-ки.

Работа по методу проектов обязательно требует исследовательской работы учащихся. Основная черта проектной деятельности это поиск информации, её обработка и представление для социализации творческого продукта. В основе метода проектов лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. По доминирующей деятельности учащихся выделяют практико-ориентированные проекты исследовательские проекты информационные проекты творческие проекты ролевые проекты. Проектная деятельность с применением навыков социологического исследования способствует формированию различных ключевых компетенций: - личностных ; - предметных ; - метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных ). В социологии используют четыре основных метода исследования опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный); наблюдение (не включенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый ). В профильном курсе «Основы социологии» учащиеся, работающие над проектами, применяют анкетирование, интервью, реже – анализ документов. Социологическая анкета это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Грамотно составленная анкета по сути является самостоятельным проектом.

Наши рекомендации