Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования

Метод и методология в социологическом исследовании. Техника, методика, процедуры.

Методы – набор компетенций и инструментов, обеспечивающие корректность сбора и анализа данных

Методология – последовательность процедур, реализация которых направлена на решение основной задачи (социального заказа), достижение основной цели исследования (исправление социальной проблемы)

Метод-отдельная процедура,которая требует обоснованности на каждом этапе. Методология отображает в себе уникальный опыт исследователей по конкретным содержательным направлениям.

Методология решения социальной проблемы

1. Методы разработки инструментария

2. Методы построения выборки

3. Методы сбора информации

4. Методы проведения анализа

в первом случае возникает проблема выбора инструментария.

во втором в зависимости от фин. возможностей, спецификиисследования объекта, развитой сети интервьюеров проектируются разные типы выборок. Если есть возможность получить данные об генеральной совокупности от властных структур нас. пункта, постарайтесь это сделать.

в третьем Методы сбора инф. 1) количественный:анкетирование, формализ. интервью 2) качественный: глубинки фокус-группы.

в четвертом. методы проведения анализа разнообразные от описательной статистики до сплошных видов статистического анализа.

Методологические функции теории

· ориентирующая- направляет усилия в отборе данных

· предсказательная- опирается на восстановление казуальных зависимостей в спец. области

· классифицирующая- помогает систематизировать факты, путем выявления их существенных свойств и связей.

Методы,техника,процедуры

В отличие от методологии методы и процедуры ис­следования — это система более или менее формализо­ванных правил сбора, обработки и анализа доступной информации

Метод — основной способ сбора, обработки и ана­лиза данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим сово­купность технических приемов, связанных с данным ме­тодом, включая частные операции, их последователь­ность и взаимосвязь.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, при­том собирательное понятие, относимое к системе при­емов сбора и обработки социологической информации.

можно добавить еще! из Ядова

Методологиейназывают систему принципов науч­ного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

С формальной точки зрения, методология не связа­на с сущностью знания о реальном мире, но скорее име­ет дело с операциями, при помощи которых конструиру­ется знание. Поэтому термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поиско­вая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь по­стольку, поскольку она не только описывает и объясня­ет некоторую предметную область, но одновременно яв­ляется инструментом поиска нового знания.

Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования.

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последователь­ности операций для их проверки.

Типы исследований

· Теоретико-прикладные- содействие решению соц.проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению.

· Прикладные- направлены на решение четкоочерченных соц. проблем, с тем, чтобы предложить контретные способы действия на определенные сроки.

Программа социологического исследования

Методологический раздел программы:

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Развертывание рабочих гипотез.

Процедурный раздел программы:

6. Принципиальный (стратегический) план исследования.

7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.

8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.

4. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования.

Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования - student2.ru

Объект и предмет исследования

Объект социологии, как и других общественных наук, - социальная реальность, и потому социология - наука об обществе.

Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания.

Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предполо­жением о возможности обнаружить в нем закономер­ность или центральную тенденцию.

Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез

1. макросоциологическая

2. микросоциологическая

Цели и задачи исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования программные задачи ис­следования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические.

Из Ядова

Цели и задачи исследования образуют взаимосвя­занные цепочки, в которых каждое звено служит сред­ством удержания других звеньев.2

2 Конечная цель исследования может быть названа его общей за­дачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения ос­новной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка. В интересах однозначности терминологии мы будем разли­чать цели, и задачи исследования в указанном смысле.

Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное вни­мание уделяется изучению научной литературы по дан­ному вопросу, построению гипотетической общей кон­цепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабо­чих гипотез.

из рабочей книги социолога!

Объект социологи­ческого исследования — деятельность людей, занимающих опреде­ленное социальное положение, и условия, в которых эта деятель­ность осуществляется.

При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограничен­ность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т. д.), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы, пространственные границы конкретизи­руют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.

Временные границы конкретизируют сроки проведения иссле­дования, связанные с особенностями производства, с его сезонным, характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т. д.). При этом определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая не­деля, месяц).

Если объектами социологического исследования являются дея­тельность людей и условия этой деятельности, то единицами на­блюдения, как правило, выступают носители этой деятельности — люди.

Единицей наблюдения в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информа­ция (единицы сбора).

Социологическое исследование может включать различные no-своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на~ промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внима­ние только на «совокупности выбывших рабочих». Позднее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах, влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую потенциальную текучесть.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содер­жанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отра­жает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования является население различных территори­альных единиц: республики, области, района, отдельного населен­ного пункта. Предметом является миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных про­цессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного иссле­дования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования).

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупно­сти закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом стано­вятся те стороны, которые содержат эти характеристики.

Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяют­ся на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т. д. Представление предмета исследования в ви­де конечного набора взаимосвязанных факторов, безусловно, явля­ется известным упрощением.

Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или, структуру предмета исследования. Структура означает организо­ванность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют се иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и раз­вития.

Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальной проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).

5. Наблюдения и конструкты. Проведение операционализации. Гипотезы и переменные. Латентные переменные.

Из статьи Градосельской!

Гипотеза либо система гипотез является основным элементом социологического

исследования, своего рода стержнем, на который "нанизываются" все остальные ана-

литические процедуры. "Гипотеза с полным основанием может быть названа универ-

сальной формой развития науки, предвестником великих открытий, необходимым

этапом становления глобальных научных концепций" [1]. Независимо от того, явно или

неявно формулируется гипотеза, она представляет собой предположение о связях двух

переменных в определенном контексте.

Обычно гипотезы формулируются до проведения полевого исследования. Это

позволяет преобразовать концептуальную модель в систему переменных и выработать

теоретически обоснованные объяснения. Если же переменные "придумываются" на

стадии разработки вопросника, исследователь сталкивается с гипотезами уже при

анализе данных и вынужден принимать их такими, каковы они есть. В данной статье

предлагается метод транзитивного конструирования гипотез на основе аккумули-

рованного знания о зависимостях между релевантными переменными. Иными словами,

развивая определенную исследовательскую программу, социолог может оперировать

не только содержащимися в банках социологической информации сведениями о частот-

ных распределениях, но и устойчивыми сетевыми "модулями" (цепью взаимосвязанных

переменных), представляющими собой фрагменты объяснений. В определенной

степени это метод вторичного анализа данных, однако, суть дела заключается в

"достройке" и генерализации объяснительной модели на основе готового материала -

некоторого множества установленных зависимостей, которые могут быть упорядочены

таким образом, что сформируется новое, генерализированное предположение. "Гене-

рализация освобождает исследователя от текучего многообразия впечатлений и

развертывает перед ним мир идей - социолог начинает работать не с единичными

фактами, а с идеальными классами событий" [2]. Гипотеза должна "работать" на буду-

щие исследования. Только так можно создать эмпирический базис для новых теорий.

Генерализация не только помогает избежать лишних затрат на промежуточные

эмпирические исследования, но и позволяет учесть значимые независимые перемен-

ные. В принципе, любая исследовательская работа на "переднем крае" является, как

писал Д. Прайс, некоторым дополнением к работе предшественников. Эта идея может

быть реализована в сетевой модели на основе принципа транзитивности, который в

самом общем виде формулируется следующим образом: (aRb, & bRc) -^(aRc), где a, h,

с - переменные, R - мера взаимосвязи.

Переменные

П. Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Идея заключается в том, что развитие науки обусловлено критическим анализом не просто фактов, попадающих в поле зрения исследователя, а языка, используемого для создания некоторой — пусть маленькой — картины мира. Идея Лазарсфельда заключается в понимании методологии как структуры языка исследования. Переменная – это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения.

Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования - student2.ru

Первая задача, возникающая при проектировании социологического исследования, заключается в построении системы концептуальных переменных, через которую мы начинаем смотреть на мир. Она образуется из некоторого количества идеальных континуумов, характеризующих какое-либо свойство изучаемого объекта. Эти переменные впоследствии должны быть эмпирически проинтерпретированы и приобрести форму операциональных определений.

Переменные - латентные

Описание человеческих действий — их мотивов, целей и внешних контекстов — нацелено на постижение внутренних черт, которые недоступны непосредственному наблюдению. Иначе говоря, эти черты являются латентными. Действительно, «политические убеждения» можно с большим или меньшим успехом распознать в высказываниях, манере поведения, членстве в партиях, в некоторых внешних знаках (например, в свастике). Но сами «убеждения» себя не обнаруживают. «Интеллигентность», «предприимчивость», «рассудительность» также имеют латентную природу.

Латентны не только личностные, но и социетальные характеристики, описывающие группы, сообщества, социальные институты, образцы культуры и «ментальности».

Наши рекомендации