Программа прикладного социологического исследования. Репрезентативность исследования. Типы выборки

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный).Теоретико-методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования .Методическийраздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных. Т.о., социологические исследования требуют серьезной подготовки. Ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его подготовку. Все исследования в социологии можно разделить на две большие группы: сплошные и несплошные.

Выборочные исследования — самая распространенная разновидность несплошных исследований в социологии. Основное требование к выборке — состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования. Основные понятия теории выборки.

1.Генеральная совокупность— все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого-либо товара и т.д. 2. Выборочная совокупность (выборка,)— часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования. 3. Единицы анализа (изучения)— элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие опросу. 4.Репрезентативность — это свойство выборки воспроизводить в себ,е основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, т.е. делать заключения о целом на основании части. Существуют две основные модели выборки: вероятностная (случайная) и целенаправленная (неслучайная).

6. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью).

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

– анализ документов;

– опрос (анкетирование, интервью);

Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.

Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).

По способу фиксации информации документы подразделяются на:

– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных носителях);

­– иконографические (образные);

– фонетические (на различных носителях);

– статистические (сборники статуправлений и госучреждений).

По социальному статусу они делятся на:

­ – официальные (государственно-общественные);

– неофициальные (личные);

По характеру информации:

– исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);

– правовые;

– экономические;

– политологические;

– культурологические;

– теологические.

По степени близости к описываемому объекту:

– первичные (стенограммы);

– вторичные (справки, аналитические обобщения).

В качестве документов выступают и разнообразные виды социологического инструментария — от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.

В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Второй важный метод социологического исследования — опросный.

Опрос —метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Основными элементами опроса являются:

– специалист–разработчик опросного инструментария;

– анкетер (интервьюер);

– анкета (план интервью);

– ситуация опроса (способ его проведения);

– респондент (отвечающий).

В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Анкетный опрос —один из основных видов опроса. Его особенность — использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).

Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.

Раздаточное анкетирование —это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.

Почтовый опрос —распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.

Прессовый опрос —обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.

Каждый из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Интервью —второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.

Различают следующие виды интервью:

– свободное;

– формализованное (стандартизированное);

– фокусированное;

– телефонное.

Для осуществления этого вида опроса необходима высокая квалификация специалиста и ряд специальных требований.

Наши рекомендации