Вопрос 4. Понятие цель, задачи социологического исследования. Порядок постановки задач исследования.

Социологическое исследование– это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.

Если цель исследования выражается одним или несколькими предложениями, то задачи часто излагаются на десятках страниц, их может быть много в рамках одного исследования.

Задачи исследования могут быть различных типов: основные (главные, наиболее существенные) и неосновные (частные, производные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых – конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.

По своей научной направленности задачи исследования подразделяют на:

· Фундаментальные (анализ социальных закономерностей);

· Прикладные (выработка методов, приемов, средств преодоления противоречий в конкретных условиях);

· Комплексные (комбинированные);

По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:

· Поисковые (выявление проблемной ситуации)4

· Описательные (констатация имеющихся противоречий);

· Объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);

· Экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);

· Внедренческие (связаны с внедрением практических рекомендаций );

Вопрос 5. Особенности определения объекта и предмета социологического исследования.

Объект социологического исследования — определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет — свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (т.е. в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения. В одном и том же объекте (например, социальная структура) может быть выделено множество предметов исследования, что диктуется научно-познавательными и практическими целями (например, соотнесение социально-профессиональной структуры с социально-классовой, изменения в социальной структуре, ее развитие, социальные перемещения и т.д.).

Определение объекта и предмета исследования, исходя из его целей (теоретико-познавательных, теоретико-практических, практически-управленческих), и уточнение проблемной ситуации — непременная составляющая теоретико-методологического раздела программы социологического исследования. При этом в программе преимущественно теоретически ориентированного исследования сначала уточняется его предмет (что именно следует изучать), а затем определенные границы объекта (или объектов) изучения, т. е. те конкретные социальные институты, отношения, процессы и т.д., в которых лучше всего выражено социальное. противоречие, составляющее предмет социологического исследования (где и на каких объектах следует изучать то, что нас интересует). В преимущественно прикладном социологическом исследовании, напротив, реальный объект, которым надлежит управлять, задан целью исследования, а предмет исследования (то, что создает социальные проблемы) подлежит уточнению применительно именно к данному конкретному объекту. Например, социолог на предприятии имеет заданным свой объект (предприятие), выделяя предметом исследования те или иные его стороны, процессы, состояния в зависимости от практической потребности управления и социального планирования. Социолог-теоретик уточняет проблему и предмет исследования (например, стимулирование трудовой активности) и затем границу объекта исследования (сферы трудовой деятельности, ее виды, конкретные коллективы и т.д.), в которых локализуется предмет, с тем чтобы выявить типические связи и отношения в данной предметной области (в нашем случае — стимулирование трудовой активности).

В эмпирическом социологическом исследовании границы объекта должны быть строго определенными в пространстве и времени в соответствии с целями социологического исследования, а его предметная область не должна выходить за границы очерченного объекта.

6. Интерпретация основных понятий в социологическом исследовании. Виды интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная. Этапы и процедуры интерпретации.

Интерпретация понятий –это процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Его основной смысл:

· Достижение необходимого научного уровня исследования; www.transfeature.ru

· Обеспечение единого подхода к содержанию исследовательских процедур на всех этапах;

· Адекватный «перевод» понятий с теоретического на эмпирический язык и обратно;

· Создание единого понятийного каркаса для научного анализа социологических данных.

Виды интерпретации понятий:

1. Теоретическая интерпретация – конкретизация понятия путем сравнения с понятиями большей степени общности через указание признаков, отличающих его от других, ему подобных;

2. Эмпирическая интерпретация – выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия через их перечисление – прием, обратный абстрагированию: от общего к частному.

3. Операциональная интерпретация – завершает эмпирическую, детализируя и расчленяя понятие до уровня эмпирических составляющих; итог этого вида интерпретации – операциональные определения, включающие в себя перечень эмпирических индикаторов и показателей, важных для данного исследования и приближающих исследователя к практической реализации цели исследования.

Процедуру эмпирической интерпретации понятия в упрощенной форме можно представить в виде следующих этапов:

1. Формирование общего представления о структуре понятия, создание «образа» изучаемого явления (предмета) на базе теоретических определений и специально созданной для этого эмпирической информации в период разработки программы исследования;

2. Уточнение «сетки» основных характеристик (признаков, индикаторов) понятия, составляющих его эмпирическое содержание;

3. Определение категорий анализа, единиц анализа и единиц счета, дающих возможность перехода к количественным изменениям.

Интерпретацией основных понятий завершается методологическая часть программы исследования, после чего возможен переход к разработке и обоснованию методов сбора, обработки и анализа информации.

7. Гипотеза в социологическом исследовании: понятие, виды.

Гипотеза в социологическом исследовании - это научно обоснованное представление о структуре социальных объектов, характере элементов и связей, которые образуют эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.

Виды гипотез в социологическом исследовании:

По мере проработки и обоснованности гипотезы разделяют на первичные и вторичные.

Первичные гипотезы формулируют до того, как собраны эмпирические данные. Если эти данные опровергают предыдущие гипотезы, то вместо них выдвигают вторичные гипотезы. Первичные гипотезы называют рабочими. Глубокое исследование, как правило, опирается на ряд альтернативных гипотез, что способствует получению наиболее весомых выводов.

По характеру взаимообусловленности предсказаний гипотезы разделяют на гипотезы-причины и гипотезы-следствия.

Например, гипотеза-причина - труд потерял свою ценность, гипотеза-следствие - рабочие относятся к выполнению своих трудовых обязанностей недостаточно ответственно.

Подтверждение или опровержение гипотезы-следствия является доказательством обоснованности гипотезы-причины.

В зависимости от важности выполняемой роли различают гипотезы основные и неосновные. В отличие от гипотез-причин и гипотез-следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы являются разными задачами исследования и будто сосуществуют друг с другом. Конечно, главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям.

Для того чтобы проверить рабочие гипотезы, получить достоверные результаты социологического исследования, следует знать, какую информацию нужно собрать, почему именно эту, а не другую, и в какой форме. Решению этих вопросов способствует проведение специальных исследовательских операций, которые дают возможность сравнить исходные теоретические знания с объективным состоянием реальности, социальной практики.

В современной социологической теории сформулированы основные нормативы процедур выдвижения, обоснования и проверки социологических исследований и гипотез. Во-первых, согласно восходящим, исходным методологическим принципам философии и социологии, соответствующие научные положения, выводы, истинность которых подтверждается научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергает, уточняет сформулированные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установления ее логических связей с опровергнутыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу.

Гипотеза проверяется всеми средствами и методами исследований с целью установления истинности. Формулировка гипотез должна предусматривать способ и метод ее проверки, логическую обоснованность гипотезы, ее построение должно соответствовать логическим правилам.

В-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез. На этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблемы исследования для выдвижения гипотез: выдвижение восходящих предсказаний характера связей объекта, факторов проблемной ситуации, способах реализации проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, интуитивных предсказаний.

В-четвертых, уточнение содержания предполагаемых средств теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предсказания; уточнение логической формы предсказаний, соотношение объема и содержания понятий, составляющих предсказания.

8. Характеристика содержания методической части программы социологического исследования.

Методический раздел программы

Вторая часть исследовательской программы состоит, как минимум, из:

1. стратегического плана исследования;

2. обоснования типа выборки и ее репрезентативности;

3. обозначения методики сбора социологической информации;

4. инструментария получения информации;

5. указаний на методы обработки и анализа полученной информации;

6. рабочего плана исследования.

1. Стратегический план

Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез. Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их комбинаций.

Первая называется разведывательной. Она используется в случаях недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает:

* изучение имеющихся по данной теме литературных источников;

* беседы с компетентными по данной проблеме людьми (их называют экспертами);

* наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике, которая будет описана ниже.

В итоге исследовательских процедур появляется информация, позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда, и предмет, и задачи исследования.

Вторая стратегия – описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта, безусловно, более ценная стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки.

Третья – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Социологические эксперименты проводятся по особым и довольно сложным методикам, о которых речь пойдет позже.

Зачастую социологи используют не один, в несколько путей исследовательского поиска, комбинируя элементы разных исследовательских стратегий. Об этом они обязаны сказать, характеризуя свой стратегический план.

2. Обоснование выборки и ее репрезентативность

Это весьма сложный компонент исследовательской программы. Его разработка по силам только квалифицированны социологам, умеющим использовать разные виды выборок – вероятностную, неслучайную, квотную, гнездовую, стратифицированную (районированную), многоступенчатую и др.

Знание техник этих видов выборки Вам, скорее всего, не потребуется. Но иметь общее представление о социологической выборке и правиле ее репрезентативности Вам нужно.

Вернемся к нашему примеру. Допустим, что в том цехе, где вызревает забастовка, возможность предотвращения которой нам поручено изучить, работает 500 человек. Из них 400 – рабочие основных профессии, 60 – вспомогательный персонал и 40 – инженерно-технические работники. При этом женщины составляют 20% рабочих основных профессий и 50% – обслуживающего персонала и ИТР.

Чтобы выявить вероятность забастовки и пути ее предотвращения, надо, прежде всего, поговорить с работниками цеха, узнать их мнения и настроения. Если мы станем беседовать с каждым из пятисот работников, то будем использовать сплошную выборку. Но сплошной опрос потребует много времени и трудозатрат. Мы можем не успеть завершить опрос до начала забастовки, а потому, не выполнить своей цели и не решить поставленных задач. Поэтому целесообразно обследовать не всех работников цеха, а лишь некоторую их часть. Но какую именно? Кто должен быть отобран для опроса? Кого можно не опрашивать, не рискуя извратить реальную картину мнений и настроений всех работников цеха? Ответ на эти вопросы и дается в характеризуемом пункте исследовательской программы.

Объект и предмет нашего исследования, выдвинутые гипотезы (малая часть которых означена выше) и сжатые сроки делают резонным использование квотной выборки. Ее суть состоит в построении микромодели объекта, проявляющей те его признаки, которые входят в предмет нашего анализа. Когда надо узнать химический состав какой-то жидкости, находящейся в неизвестной бутылке, на анализ берут одну ее каплю, а вывод делают о содержимом всей бутыли. Примерно также поступают социологи, используя квотную выборку.

Чтобы установить интересующие нас мнения и настроения всех пятисот человек, можно обследовать их половину, треть, четвертую часть и даже только 10%. Но при этом обязательно, чтобы опрашивались не первые встречные, не случайно подвернувшиеся люди, а те, мнения и настроения которых репрезентируют (т.е. полно представляют, адекватно выражают) мнения и настроения всех работников (генеральной совокупности).

При десятипроцентной квотной выборке опрашиваться будут 50 человек, точнее:

* 40 рабочих основных профессий, из которых 8 женщин;

* 6 вспомогательных рабочих, в том числе 3 женщины;

* 4 инженерно-технических работника, в том числе 2 женщины.

При такой выборке соблюдены две квоты – профессиональная и половая. Если мы гипотетизируем (предполагаем) зависимость отношения к забастовке от активности в профсоюзной деятельности, возраста или каких-либо других характеристик работников, то, соответственно, должны увеличить количество квот выборки, сохраняя ее десятипроцентную пропорциональность. Степень репрезентативности квотной выборки тем выше, чем больше параметров, по которым она воспроизводит признаки генеральной совокупности (всех работников цеха).

3. Обозначение методов сбора информации

В предыдущей главе отмечалось, что социологическая наука имеет много методов выработки научной информации и реализующих их методик. Их характеристике будет посвящены следующие главы. Сейчас отметим лишь следующее.

Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез. Например, выше мы установили, что для выяснения отношения работников к перспективе забастовки целесообразен метод опроса. Но у этого метода есть много разновидностей. Опрос может производиться в форме анкетирования, визуального интервьюирования, телефонного интервью, пресс-опроса, почтового опроса и др. Какой опросный метод будет нами применен? Ответ на этот вопрос нужно отразить в данном пункте программы исследования.

Но если мы ограничимся указанием на использование только какой-то формы опроса (в нашем примере более уместно стандартизированное интервью – лицом к лицу), то покажем свою социологическую некомпетентность. Решение всего набора исследовательских задач, встающих перед нами в связи с целью предотвращения забастовки, требует не только указанного, но и других методов, таких, как:

* изучение документации цеха и заводоуправления;

* наблюдение за поведением коллектива и его лидеров;

* получение экспертных оценок и их интегрирование;

* БОУ (быстрая оценка ситуации ее участниками);

* проведение фокус-групповых обсуждений целесообразности забастовки (профсоюзными руководителями, или ими вместе с администрацией, другими группами коллектива).

В характеризуемом пункте программы должны быть названы все методы сбора информации и указано, какие исследовательские задачи и гипотезы ими будут проверены. При этом не должно получиться так, что какая-то гипотеза оказалась без проверочного метода. Для исключения возможности данного просчета здесь, как правило, помещается таблица-матрица, в левой колонке которой дается нумерация задач исследования, а в правой – обозначение проверяющих гипотезы методов.

4. Инструментарий получения информации

Социологическим инструментарием называют набор исследовательских документов, с помощью которых проводится исследование, Вид социологических инструментов задается избранными методами сбора информации. Но их конкретное содержание определяется исследователем.

Каждый метод реализуется серией инструментов. Инструментами, например, анкетного опроса являются:

* текст анкеты и его тираж;

* кодировочный лист;

* инструкция анкетерам;

* другие приложения.

Вновь обратимся к помощи нашего условного исследования вероятности забастовки. Поскольку мы посчитали целесообразным использовать шесть методов, постольку мы обязаны разработать и привести в программе, как минимум, шесть наборов инструментов. А именно:

* текст стандарта интервью,

* программу изучения документации,

* план наблюдения,

* образец карточки эксперта,

* сценарий БОУ,

* концептуально-логическую схему фокус-группового обсуждения.

Это крайний минимум содержания описываемого компонента исследовательской программы. Дополняющая основной инструментарий документация (инструкции интервьюеру, наблюдателю, кодировщику, ведущим БОУ и фокус-группы, их ассистентам, образцы дневника наблюдателя, кодировочных карт, матричных таблиц и т.п.) приводится в приложении к исследовательской программе. В случаях, когда основной инструментарий получается громоздким он тоже переносится (целиком или частично) в приложение.

5. Указание на методы обработки и анализа полученной информации

Данные, произведенные на основе вышеохарактеризованного инструментария, могут быть обработаны вручную, с применением примитивных счетных устройств (типа калькуляторов или арифмометров), либо машинным способом, т.е. на ЭВМ разных поколений. Поэтому нужно назвать средства, с помощью которых предполагается обрабатывать полученную информацию. Если используется ЭВМ, то следует указать наименование пакета программ машинной обработки. Грамотному заказчику и социологу это скажет о многом.

В данном фрагменте исследовательской программы следует оговорить и то, какими математическими ("жесткими") методами планируется анализировать обработанную информацию. Таких методов много. Раскрытие их сути требует специального разговора, который будет продолжен позже.

6. Рабочий план исследования

В нем намечается этапы реализации исследовательской программы, определяются основные виды работы, указываются их календарные сроки, а также затраты (людские и финансовые), необходимые для их выполнения.

Содержание этого плана зависит от условий договора, выбранных методов, степени готовности инструментария, квалификации исполнителей и многих других обстоятельств.

Если главным методом исследования будет, скажем, анкетирование, то основные виды работы выстроятся в следующей последовательности:

* разработка макета анкеты,

* определение модели выборки,

* формирование выборки, составление карт репрезентации или списков опрашиваемых,

* размножение анкет для пилотажного этапа исследования,

* подготовка инструкций для анкетеров,

* определение групп респондентов для пилотажа анкеты,

* пилотаж (апробация) анкеты,

* обработка данных пилотажного опроса,

* доработка анкеты с учетом данных пилотажа,

* подготовка текста анкеты к тиражированию,

* тиражирование анкеты и инструкций анкетерам, отбор и подготовка анкетеров к работе,

* проведение основного опроса,

* контроль за работой анкетеров,

* выбраковка испорченных анкет,

* кодирование оставшихся анкет,

* ввод информации в ЭВМ,

* постановка задач для обработки данных на ЭВМ,

* обработка данных, составление таблиц по итогам обработки,

* анализ полученных данных, подготовка отчета по итогам исследования,

* сдача отчета заказчику.

При использовании иных методов появится потребность в других видах работы, которые могут "накладываться" на означенные. Поэтому желательно разрабатывать временный сетевой график выполнения исследования. На его основе определяются наиболее слабые звенья планируемых операций и находятся способы их усиления (скажем, за счет сокращения времени на выполнение более простых видов работ). Сетевой график включается в завершающий исследовательскую программу пункт.

Наши рекомендации